Православная культура и молодежная среда

Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии на XIII Рождественских Чтениях

0
306
Время на чтение 7 минут
Прошедший в октябре 2004 года Архиерейский собор обратил особое внимание всей Церкви на воспитание подрастающего поколения, отметил важность формирования их жизненной позиции на основе традиционных для нашей культуры ценностей. Это необходимо не только для развития самой Церкви, но и для сохранения общества от деградации, и для упрочения суверенитета нашей страны. История последних двух десятилетий свидетельствует, что с утраты молодыми людьми укорененности в родной культуре, с ломки системы ценностей, традиционных для своего народа, с отвержения веры и благочестия начинаются разделения в обществе. Если взять примеры смены политических систем в ряде стран, то можно видеть, что современные политтехнологии, которые обслуживают интересы глобализма, стремящегося к созданию однополярного мира, основаны на изменении сознания молодежи посредством наднациональной культуры. Если наша молодежь будет и в дальнейшем безраздельно предоставлена влиянию этой культуры, то со временем коренное население России окажется в резервации на территории некогда великой страны, в которой хозяевами будут народы иной культуры и ментальности.

Культура - это среда, соединяющая мировосприятие людей с их образом жизни. Она является носительницей ментальности и одновременно оказывает формирующее воздействие на образ жизни. Современная молодежная культура несет в себе дехристианизированное сознание западного общества, потребительского и утилитарного, обслуживающего эгоистические наклонности личности. Соответственно она является проводником гедонистического образа жизни, целью которого является получение удовольствия, даже если это наносит прямой вред здоровью или порождает болезнь души. Вследствие ее влияния среди молодого поколения широко распространены тяжелейшие социальные пороки, в том числе алкоголизм, наркомания, нравственная распущенность. Вместе с тем мы видим полное равнодушие к этим порокам как среди молодежи, так и среди взрослого поколения, что само по себе является тяжкий недуг общества. В наши дни несовершеннолетние подростки, совсем еще дети, совершают циничные убийства и не осознают тяжести своего преступления; а использование, так называемых, несильных наркотиков в молодежной среде зачастую считается нормальным явлением.

Созданная во второй половине ХХ века идеологами глобализма на основе либеральных ценностей молодежная субкультура насаждает в сознании молодого поколения духовный индифферентизм, относительность нравственных норм и космополитизм. Из тех, кто должны вырастать патриотами России, тружениками и защитниками своей Родины, она делает граждан мира, которые теряют связь с отечественной культурой и государственностью. Им чужды интересы своего Отечества, они не способны трудиться ради его блага, отдавать свои силы и знания на созидание его могущества и обеспечения обороноспособности.

Ради будущего России надо растить наших детей на основе самобытной российской культуры, которая берет свое начало в национальном самосознании русского народа, принявшего Святое Крещение уже более тысячи лет назад. Отечественная культура, зародившаяся, по словам русского философа И.В. Киреевского, "с первым ударом христианского колокола", основана на ценностях Православия и несет христианский образ жизни. В русской культуре нашла свое отражение целостность убеждений и образа жизни православного человека. Веками русский человек в едином настрое и молился, и трудился, и отдыхал - все это составляло единую обращенность к Богу. Переходя от покаянного плача к благодарению Бога за Его благодеяния, он всегда славил Господа. Так же и обучение молодежи вере и благочестию велось и в храме, и в школе, и дома, часто во время пения за рукоделием. Собиратель русского фольклора Петр Васильевич Киреевский, который в XIX веке обошел сотни деревень и сел российской глубинки и записал народные песни, дал нам свидетельство глубокой веры нашего народа, и какое всеобъемлющее действие имела эта вера на жизнь простых людей. Но уже в то время часть российского общества была оторвана от родной культуры, поскольку ее воспитание и образование основывалось на западном просвещении. "Одного только желаю, - писал брат Петра Васильевича Иван Васильевич Киреевский, - чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении Святой Православной Церкви, вполне проникли убеждения всех степеней и сословий наших, чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, но, напротив, обнимая его своей полнотою, дали ему высший смысл и последнее развитие, и чтобы та цельность бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящей и будущей нашей Православной России".

Эти слова особенно актуальны для нас сегодня, когда Россия ищет новые пути своего развития. Если наша молодежь будет расти вне ценностей Православия, то, находясь под воздействием вседоступной информации, она легко утратит связь и с родной культурой, и со своей Родиной. В ХХ веке, живя вне России, русские эмигранты стремились сберечь русскую культуру. Но среди западной ментальности они не смогли ее сохранить, т.к. сами утратили живую связь с Православием, и их дети большей частью ассимилированы западным обществом. Если Православие для нас самих будет только внешней традицией, только крашенными яйцами на Пасху, то народная культура у нас будет лубочная, и наши дети не воспримут ее как действительность. Только присутствие в жизни людей евангельских принципов способно дать мощный импульс развитию самобытности новой России. Традиционная культура нашего народа не должна быть для нас и для наших детей некой древней реликвией, музейным экспонатом, принадлежностью давно ушедших времен, но она должна представлять собой жизнь души нашего народа. Прежние обычаи и традиции не следует слепо копировать, но надо возрождать духовную направленность жизни наших предков, возрождать обычаи и традиции применительно к современным условиям с тем, чтобы они несли освящение и в повседневную, и в праздничную жизнь современного человека, изменяли образ жизни людей, строили ее на основе христианского мировосприятия.

После принятия Крещения Православие обогатило жизнь народов древней Руси, сформировав его культуру. Примером может служить русская письменность, которая, будучи создана для перевода книг Священного Писания, несла в себе высокие идеалы Евангелия, ранее неведомые язычникам, и потому возвышала жизнь народа. Православие не искореняло народные традиции, но сообщало им новый - христианский смысл. Например, языческий обычай колядования превратился в рождественскую традицию христославов. Не имеет значения, что чаще он называется прежним именем, он не связан у людей с языческим богом Колядой, но исключительно с прославлением Рожденного от Пречистой Девы Спасителя Иисуса Христа. Это относится и к нашему времени: мы должны вносить в жизнь людей Евангельское понимание с той целью, чтобы вся жизнь человека была обращена к Богу.

Сегодня все, кто работают с детьми и юношеством, в том числе работники системы образования и внешкольного воспитания, молодежных организаций и средств массовой информации, организаторы досуга молодежи, создатели фильмов, издатели книг и veb-дизайнеры, должны нести подрастающему поколению мировоззренческие понятия и нравственные принципы традиционной для России культуры, основанной на Православии. Надо, чтобы молодое поколение не только знало о родной культуре, но и воспитывалось в ней. Наши дети должны не только иметь к ней уважение, но быть ее носителями.

В подростковом возрасте, который характеризуется критичностью мышления, надо дать возможность молодым людям подойти к изучению отечественной культуры творчески, в исследовательском ключе, чтобы оно представляло собой труд познания неизвестного, тогда появится заинтересованность, которой обычно не бывает, когда детей пичкают и натаскивают. Главное, чтобы в процессе усвоения основ культуры нашего народа у подрастающего поколения сформировалась альтернативность мышления, т.е. чтобы дети четко разделяли добро и зло, нравственность и порок, знали, что такое - хорошо и что такое - плохо, и вместе с тем учились в своей жизни стоять в добре и отвергать порок.

Подростковый возраст отличается высоким уровнем принятия групповых норм поведения. Нередко подросток даже изменяет свои убеждения в соответствии с мнением группы, т.к. боится быть ею отвергнутым. Эту возрастную особенность следует учитывать при работе с подростками. Здесь положительную роль должны сыграть православные молодежные объединения, центры досуга, оздоровительные лагеря и другие формы работы с молодежью, где в группе воцерковленных сверстников под руководством духовно опытных воспитателей можно сформировать здоровые духовно-нравственные ориентиры и навыки христианского поведения. Может быть, не все из подростков сразу после общения со своими верующими одногодками станут церковными людьми, но у них останутся живые представления о системе нравственных критериев и о христианских нормах жизни.

На следующем возрастном этапе - в юности, которая всегда ищет высокие идеалы, знакомство с православной культурой должно способствовать духовному просвещению личности, призывать к подвигу христианской жизни, нести в себе живые истины, о которых писал Иван Васильевич Киреевский: "Живые истины не те, которые составляют мертвый капитал в уме человека, которые лежат на поверхности его ума и могут приобретаться внешним учением, но те, которые зажигают душу, которые могут гореть и погаснуть, которые дают жизнь жизни, которые сохраняются в тайне сердечной и, по природе своей, не могут быть явными общими для всех, ибо, выражаясь в словах, остаются незамеченными, выражаясь в делах, остаются непонятными для тех, кто не испытал их непосредственного прикосновения".

Широкие возможности для приобщения молодежи к православной культуре предоставляют новые государственные праздники. Вы знаете, что с этого года праздничными нерабочими стали несколько дней Святок, ставшие частью Новогодних каникул, и осенний праздник Казанской иконы Божией Матери, который объявлен Днем народного единства. Чтобы эти праздники вошли в жизнь всех людей, необходимо ввести их в ментальность и жизнь молодого поколения, тогда через несколько лет они станут традиционными для нашего народа. Необходимо в эти дни привлекать молодежь к организации праздничных мероприятий, раскрывающих христианский смысл праздника и его историческое и гражданское значение. Главное, чтобы при этом молодой человек испытал на себе обновляющую благодать христианского праздника, радость от его переживания, которая сохранялась бы на долгое время. Здесь задача современной культуры состоит в том, чтобы с помощью Церкви сделать эти дни новых празников объединяющими наш народ, раскрывающими сердца людей на совершение добра и привлекающими их к православным нормам жизни.

Телевидение занимает одно из первых мест в досуге подрастающего поколения, и это та сфера, где церковная культура должна нести свое влияние. Телевидение воздействует на человека посредством слуховых и, в особенности, визуальных образов, которые прочно оседают в памяти и впоследствии продолжают действовать уже самостоятельно, подчиняя себе сознание. Например, современный молодой человек при удачном завершении любого дела неосознанно воспроизводит образ самодовольства - тот характерный жест, который он постоянно видит с экрана, - он победно сжимает кулаки и сгибает руки в локтях по направлению к груди: "Yes!", т.е. "какой я молодец!", "ура мне!", "слава победителю!" и т.п. Православному же человеку естественно в этой ситуации благодарить Бога, он внутри себя всегда скажет: "Слава Тебе, Господи", в нем заложен иной образ - святого царя Давида, победившего многие народы, но воспевавшего: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу (Пс. 113, 9). Казалось бы, такая малость, а она характеризует фундаментальную направленность личности. В области образного восприятия мы должны использовать богатый потенциал Церкви, которая за свою многовековую историю выработала образы, передающие христианскую ментальность. Сегодня мы можем и должны использовать их для социальной рекламы в целях оздоровления нашего общества.

В наши дни главная задача государства, школы, Церкви, институтов культуры - научить молодежь любить нашу отечественную культуры, которая по своему духу Православная.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)
«В русской литературе много шедевров…»
Беседа с Председателем Издательского совета Русской Православной Церкви
15.03.2023
Калужская духовная семинария приглашает абитуриентов
Беседа с митрополитом Калужским и Боровским
26.06.2022
«При определении жизненного пути важно проявлять рассудительность»
Митрополит Калужский и Боровский Климент о выборе молодыми людьми жизненного пути
04.05.2022
Подростки — самые требовательные читатели
О Премии имени Сергея Тимофеевича Аксакова
16.09.2021
Книга — один из способов поговорить с ребенком
Пока у родителей есть надежда выстроить диалог с детьми, обсудить с подростками вопросы, столь важные для их дальнейшей жизни, нужно использовать такую возможность
02.08.2021
Все статьи Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41