Как противостоять мамоне?

Способно ли православное духовенство не поддаться соблазнам современного мира

0
223
Время на чтение 5 минут
В своем ежегодном отчетном выступлении перед Епархиальным собранием Москвы, которое состоялось 15 декабря 2004 года в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя, Патриарх Алексий II впервые заговорил о некоторых негативных сторонах жизни современного православного духовенства. По мнению Предстоятеля Русской Православной Церкви (РПЦ), "тлетворное влияние" секуляризма заметно не только в самом обществе, но и в среде духовенства. "Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является все усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни... Материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой все живое и духовное. Нередко храмы, подобно коммерческим фирмам, торгуют "церковными услугами", отметил в своем выступлении Предстоятель РПЦ.
Кроме того Алексий II заявил, что недопустимо взимание какой-либо платы за совершение церковных таинств (крещения, венчания, соборования) и треб (отпевания, панихиды, молебна, освящения дома и пр.). О принципах построения церковной экономики и о проблемах коммерциализации духовенства корреспонденту "НГР" рассказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк (Головков).



- Ваше Преосвященство, как бы вы могли прокомментировать выступление Патриарха Алексия II на собрании духовенства Московской епархии, где он среди прочего говорил о неспособности некоторых священнослужителей противостоять коммерциализации?

- Когда речь идет о коммерциализации, то имеется в виду прежде всего сам дух наживы, когда священник во главу угла ставит не пастырское служение, а стремление заработать, получить деньги или какое-то большое пожертвование.

- Подобного рода критика, направленная на духовенство, прозвучала впервые?

- Церковь всегда была открыта к обсуждению своих собственных недугов. Просто некоторые внутрицерковные проблемы не всегда выносились на суд широкой общественности.

- Эти "недуги" относятся к духовенству в той же мере, что и к обычным людям?

- Духовенство - это люди, которые были воспитаны в нашей стране и в нашем обществе. И, к сожалению, негативные черты и веяния времени присущи и им. Однако есть люди, которые очевидным образом поступают против совести, а есть те, которые стремятся к положительным целям, но которым не хватает и знаний и понимания. Некоторые священники просто подражают негативным примерам, которые видят вокруг. И иногда не вполне подходящим для Церкви образом пытаются находить нужные им, пусть и на благое дело, средства.

Патриарх обратил свою критику на священнослужителей, действующих по старым хозяйственным шаблонам, которые существовали еще в советское время. Именно тогда были установлены определенные тарифы на требы. В советское время хозяйственной жизнью в Церкви управляли не священнослужители, не епископы, а старосты - ставленники райисполкомов или горисполкомов. Они вели хозяйственную деятельность зачастую не в пользу Церкви.

- На основании чего строится бюджет храмов и приходов в целом?

- Бюджет приходов основывается в большинстве случаев на пожертвованиях прихожан. Как правило, подавляющее большинство храмов не ведет никакой хозяйственной деятельности. Городские храмы более застрахованы от разного рода сложностей. Однако есть бедные сельские храмы, годовой доход которых не превышает и 30 тыс. рублей.

Если говорить об общей экономической ситуации в Церкви, можно употребить аналогии из экономической жизни нашей страны, разделяющие регионы на дотационные и регионы-доноры. Большая часть храмов Русской Православной Церкви - это сельские храмы, которые можно отнести к категории дотационных, нуждающихся в помощи. В ряде епархий существует механизм перераспределение средств: часть средств, полученных от городских приходов, направляется на поддержку сельских.

- В некоторых московских храмах можно увидеть перед свечным ящиком тарифы на церковные таинства и требы, и это достаточно распространенная практика...

- Патриарх и говорил о том, что это недопустимо. У людей возникает впечатление, будто бы Церковь торгует таинствами. Слова Патриарха были обращены прежде всего к московскому духовенству. Но это не означает, что проявление корысти является типичным для большинства храмов Москвы. Это не типичная ситуация для Церкви, но, безусловно, проблемы есть, так как всегда есть люди, которые оказываются нестойкими к соблазнам жизни.

- Многие приходы существуют за счет платы за совершения таинств и треб, и если целиком отказаться от взимания этой платы, то за счет каких средств будет существовать Церковь?

- Патриарх говорил о том, что основой всего является пастырская работа священника с прихожанами. И если люди увидят, что батюшка действительно старается, "горит", он никогда не останется без куска хлеба.

- А кто определяет зарплату священнослужителям?

- Зарплата священникам определяется в зависимости от финансовых поступлений, которые имеет приход. При этом выплачиваются какие-то деньги работающим в храме, требуются также средства на поддержание самого храма и на социальную работу. Я вспоминаю, как Патриарх на одном из предыдущих Епархиальных собраний зачитывал списки тех храмов, которые недостаточно занимаются социальной деятельностью и не оказывают помощь нуждающимся приходам.

- Существует ли в Церкви какая-либо финансовая отчетность?

- В Московской епархии существует специальная ревизионная комиссия, которая время от времени проверяет финансовую деятельность приходов и дает отчет Патриарху. Ревизии осуществляются в основном в отношении тех приходов, которые совершают недостаточные отчисления в бюджет Церкви, либо недостаточно занимаются социальной деятельностью. Совершаются и плановые посещения ревизионной группой приходов Москвы, по результатам которых выносятся решения. В ряде случаев настоятели тех или иных приходов, допускающие какие-то финансовые злоупотребления, наказываются.

- Для активной миссионерской работы и для содержания воскресных школ настоятель храма должен уметь изыскивать немалые средства, другими словами, быть неплохим менеджером. Так ли это?

- Я считаю, что священник должен быть прежде всего христианином. Если пастырь хороший, то к нему приходят верующие и жертвуют на храм, на Церковь. И это принципиально. Однако если дух менеджерства возобладал в священнике, то у прихожан пропадает желание что-то жертвовать. Люди хотят видеть в священнике человека, который мог бы их выслушать и поддержать, а не священника-менеджера.

Коммерциализация - болезнь нашего общества. Некоторые священники поддаются этой болезни, потому что не получают необходимых средств для содержания храма. Не всегда прихожане проявляют сознательность и понимают, что поддержание храма, социальная деятельность является делом всей общины, а не только одного священника. Было бы правильно, если бы прихожане жертвовали какую-то сумму денег на храм не принудительно, а добровольно и сознательно.

- В некоторых европейских странах священнослужители получают зарплату от государства, приемлемо ли это для России? Должно ли государство в экономическом плане поддерживать Церковь?

- Существуют разные модели церковно-государственных отношений, и в ряде стран государство действительно выплачивает зарплату священникам и часть собираемых налогов переводит на нужды Церкви. В России Церковь отделена от государства и не претендует на государственный статус. Я считаю, что Церковь должна быть независимой от государства в экономическом плане. Поэтому вряд ли это тот путь, к которому нужно стремиться. Но государство должно помогать Церкви в ее социальном служении, в реставрации храмов.

- Может ли Церковь в нынешних условиях отказаться от взимания платы за требы, за совершение таинств?

- Во многих храмах это уже происходит, не берется плата за совершение таинств, особенно за крещение. Отменены ценники на свечи. Люди ставят свечи и опускают ту сумму, которую они считают для себя приемлемой. Такие опыты есть. Как правило, результат оказывается такой, что там, где священник ревностно несет свое служение и отказывается от всех "ценников" и "тарифов", доходы храма не только не уменьшаются, а наоборот, возрастают.

Беседовал Александр Петров

19.01.2005
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков)
Все статьи Митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков)
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45