Музыка - следствие жизни

0
145
Время на чтение 6 минут
В 2005 году русская общественность будет отмечать знаменательные события в истории русской культуры ХХ века: юбилейные даты жизни выдающихся русских композиторов - 90-летие со дня рождения Г. В. Свиридова и 80-летие со дня рождения Б. А. Чайковского, а также 75-летие Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского. В этой связи предлагаем читателям размышления композитора и пианиста Владимира Довганя.

- Вы входите в состав жюри конкурса "Музыка - следствие жизни". Не могли бы Вы рассказать, как и в связи с чем проводится этот конкурс?

- К 90-летию со дня рождения Г.В. Свиридова и 75-летию БСО намечается проведение конкурса композиторов, инициатором которого выступил наш замечательный дирижер В.И. Федосеев. Мне кажется, что этот конкурс особенно ценен для молодых композиторов. Студентам, аспирантам, молодым преподавателям Московской консерватории и Российской Академии музыки им. Гнесиных открывается возможность представить свои новые работы для симфонического оркестра, и победители смогут услышать свои произведения в исполнении великолепного коллектива, который возглавляет В.И. Федосеев. Считаю, что это настоящий подарок для молодых композиторов, потому что нет ничего лучше для художника, творца, как услышать свое сочинение в настоящем звучании. Пока музыкальное произведение не исполнено, оно еще не обрело жизнь, и только ждет своего исполнителя. Очень многое зависит от того, в чьи руки оно попадает и как будет исполнено.
Очень важно, что конкурс посвящен 90-летию со дня рождения Г.В. Свиридова, продолжателя классических традиций русской музыки. Задача нынешних композиторов и следующих поколений - не потерять то ценное, что было в нашей традиции, не дать ей раствориться, уйти в небытие, так как она является одной из величайших мировых традиций. Русская музыка опирается на православную культуру, и именно это позволило русским композиторам в 19-м - начале 20-го века дать миру множество шедевров, которые, на мой взгляд, украсили человечество своей духовностью, своими качествами добра, любви и красоты. Эти непреходящие ценности не позволяют нам, композиторам, относиться небрежно и безответственно к делу, которому мы служим. В наше противоречивое, сложное время надо пробиваться сквозь путаницу идей к свету и добру. Своеобразным маяком на этом пути является творчество наших великих композиторов.

- В каком положении находятся сейчас композиторы в нашей стране?

- Положение художника, который работает в области серьезного искусства, всегда было непростым. Мы знаем множество примеров, когда выдающиеся творцы жили в тяжелейших условиях и несмотря на это создавали шедевры. Наше время не отличается в лучшую сторону, и я бы сказал даже, что мы многое потеряли из того, что имели. Финансовые трудности сказываются во всем. Исполнить крупное симфоническое произведение сейчас очень сложно. Это дорого. Дорогая аренда зала, очень дорого пригласить оркестр. Правда, существуют еще фестивали, которые позволяют привлечь внимание публики к композиторам, есть какая-то поддержка со стороны государства, Союз композиторов оказывает посильную помощь. Недавно прошедший фестиваль "Московская осень" показал, что определенная работа в этом направлении ведется. Но с каждым годом становится все труднее проводить концерты, фестивали, все труднее находить средства.
В то же время, мне кажется, что все люди, которые посвящают свою жизнь высокой музыке, не должны гоняться за комфортом, а служить всецело тому делу, к которому они призваны. А оно требует отдачи не только всех сил, но и всей жизни.

- Трудно сейчас утверждать классическую традицию в нашей стране, когда существуют разные музыкальные течения?

- Когда я говорю о классической традиции, не имею в виду какой-то конкретный стиль, так как в классической традиции существовали разные музыкальные стили. Сравнивая творчество великих русских композиторов разных времен - Глинки, П.И. Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Свиридова, Стравинского, Мясковского, Шостаковича и других - мы видим разные стили и разные композиторские техники. Что их объединяет? Служение высокому искусству, значительность темы, высота помыслов, высокие духовные ориентиры, и в большинстве случаев лучшее, что имеет эта музыка, - это служение добру, красоте, божественному началу. Это то, что я считаю классической традицией. Она должна развиваться, и мы ждем от молодежи нового слова, свежего звучания и свежего взгляда на музыку. В то же время не будем скрывать, что увлечение новизной техники в ХХ веке привело к своеобразному индивидуализму композиторов. Желание показать себя, удивить слушателя, "самовыразиться" (понятие, на мой взгляд, спорное) привело у многих к потере духовных, нравственных ориентиров. Появилось много музыкальных произведений, построенных на философии абсурда, внушающей, что Бога нет и нет добра и зла. Фактически это приводит к утверждению, что в мире царит зло. Мне даже приходилось наблюдать, как у некоторых композиторов не хватает вдохновения, когда они хотят обратиться к светлым образам, но появляются какие-то краски, когда они изображают зло. Назвать последнее вдохновением нельзя, потому что вдохновение - свыше, а в данном случае идет своеобразное подпитывание какими-то темными силами, которые приводят к самообольщению композитора и к обману и обольщению слушателей. Это опасная, тупиковая тенденция, которая проявлялась в музыке ХХ века, но надеюсь, что она будет изжита в 21-м веке. Сейчас есть тенденция вернуться к основным, базовым понятиям в искусстве. Человек не хочет жить в хаосе, не хочет чувствовать себя потерянным, он ищет Бога. Мне довелось участвовать недавно в фестивале, посвященном творчеству Б. А. Чайковского в Бельгии. Я познакомился с несколькими бельгийскими и голландскими композиторами и увидел, что и в этих странах, наряду с прежним увлечением направлениями музыки, которые основываются на философии абсурда, появляется горячее стремление вернуть в музыку красоту и добро.
Наряду с большими трудностями и проблемами в музыкальной жизни России происходит благодатный процесс: возвращение целых пластов отечественной культуры. Мы возрождаем то, что было или потеряно, или забыто. В первую очередь это касается русской духовной музыки. Сейчас у нас проходят фестивали духовной православной музыки. Мне кажется, назрела необходимость проводить наряду с ними и фестивали светской музыки, также освященной великой православной традицией. Еще не знаю, как точно его назвать, но по аналогии с известным кинофестивалем "Золотой Витязь" его можно было бы определить как фестиваль музыки православных композиторов и композиторов славянских стран. Такой фестиваль, на мой взгляд, нужен потому, что широкая публика часто даже не знает, что и сейчас рождается музыка, продолжаются высокие этические и эстетические православные традиции. Есть настоящие энтузиасты и среди композиторов, и среди исполнителей. Но все-таки без, хотя бы небольшой, помощи истинных меценатов искусства нам не обойтись. Ждем и надеемся на поддержку православного искусства.
На таком фестивале, как мне представляется, будут исполняться сочинения не только сейчас написаные, но и прошлых лет, а также классические.

- Недавно мне довелось услышать Ваше сочинение "Музыка для контрабаса, фортепиано и хора", посвященное памяти архиепископа Новосибирского и Бердского Сергия (Соколова), которое мне и остальным слушателям очень понравилось. Какое место занимает оно в Вашем творчестве?

- Это сочинение прозвучало 24 ноября в Рахманиновском зале в рамках фестиваля "Московская осень". Оно дорого мне, потому что в моей жизни решающую роль сыграли встреча и общение с представителями рода Соколовых. Мой духовный отец протоиерей Николай Соколов - настоятель храма Святителя Николая в Толмачах (хор этого храма и исполнял мое произведение). Он был также духовным отцом Б.А. Чайковского. Семья Соколовых - очень известная семья, о ней написаны книги. Сочинение, которое было представлено на фестивале, посвящено памяти брата моего духовного отца. Необычность замысла в том, что владыка Сергий в юности был, как и о. Николай, музыкантом, контрабасистом, и ему пророчили необыкновенное исполнительское будущее. В своей книге он признается, что одной из причин, почему он избрал путь монаха, было то, что он почувствовал, что мир соблазняет его именно тем, что пророчит большую славу. И он порвал с музыкой, несмотря на любовь к ней. Это был духовный подвиг, преодоление самого себя. Конечно, я не мог в одном произведении выразить все переживания и события в жизни этого замечательного человека, но мне хотелось скупыми музыкальными средствами передать хотя бы часть тех трудностей преодоления, которые выпадают на долю наших священников-подвижников. Борьбу со страстями, противоречиями, с искушениями, которые преследуют их на их жизненном пути, я выразил инструментальной музыкой через любимый инструмент владыки - контрабас, а его дух, кредо, его духовный путь - через звучание хора. Хоровая музыка основана на канонических текстах, она, как мне кажется, достаточно строго придерживается традиции.
Мой путь к духовной музыке, основанной на православной традиции, был долгим, сложным, и одна из первых музыкальных тем, непосредственно связанных с духовной тематикой, родилась у меня 25 лет тому назад. Особенно важным представляется мне написание третьей симфонии, которая называется "Михаил Черниговский". Писал ее в 1991-1992 гг., премьера состоялась в октябре 1992 г. в Большом зале консерватории. Исполнял Большой симфонический оркестр, а дирижировал Александр Ведерников. Последние 14 лет пытаюсь писать музыку духовную, хоровую, хотя считаю себя в этой области учеником. И сколько мне времени будет дано Богом, столько времени буду этим заниматься. Мне было приятно, что мои скромные труды были отмечены премией на Всероссийском конкурсе хоровой музыки, посвященной 700-летию со дня преставления святого благоверного великого князя Даниила Московского.
Для меня большое значение имеет общение с молодежью. Много лет работаю в Свято-Тихоновском богословском университете доцентом кафедры фортепиано. Мои ученики - регенты или будущие регенты - не только с интересом занимаются фортепианной музыкой, но и впитывают каждое слово о музыке. Они стремятся овладеть большой музыкальной культурой, чтобы стать настоящими регентами православного храма. Я у них тоже учусь. Хотя это молодые люди, но они уже обладают достаточно солидным опытом и в области церковно-хоровой практики, и в области богословских знаний. С этого года мне предложено вести новый факультативный курс в Российской Академии музыки им. Гнесиных, который посвящен практическим основам написания русской духовно-православной музыки. Со студентами-композиторами мы знакомимся с историей, теорией и практикой русского богослужебного пения, и надеюсь, что в результате этого краткого годичного курса появятся новые сочинения.

Беседу вел А. С. ВАСИЛЕНКО.

11.01.2005 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
26.04.2024 09:12
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44