
- Мы в Косово живем как в концлагере, - делился со мной Любиша, человек искусства, а значит - мягкий и деликатный, на Мировом общественном форуме "Диалог цивилизаций", проведенном под эгидой Центра национальной славы России. - О том же говорит и наш епископ Артемий: "Сербы живут в анклавах и гетто, охраняемых войсками. Покидая анклав, серб подвергается опасности быть убитым или захваченным в плен". Прошло шесть лет (после бомбардировок НАТО. - В.М.), а я все надеюсь, вот-вот придет желанная свобода... Увы, сербы уезжают из Косово. Уезжают навсегда. Школа есть, но скажите, как учить детей за колючей проволокой?
В местечке Дьяковица, где родился Любиша, в 50 метрах от расположения западных миротворцев был осквернен, подожжен, а затем заминирован и взорван соборный храм Святой Троицы, который он спроектировал и построил. Многие архитектурные элементы, использованные Фоличем, - символичны, они перекликались с раннехристианским внутренним устройством церкви Святых Апостолов в Константинополе эпохи императора Юстиниана, а также с собственно сербским стилем в архитектуре времен князя Лазаря и Косовской битвы. После того, как стены и купол рухнули на землю, албанцы устроили веселье до утра. Что неудивительно: в Приштине в одном из храмов косовские албанцы устроили общественный туалет.

Такова действительно ирония истории: в начале прошлого века (есть свидетельство - повыцветшие фотографии) турки предоставляли вооруженный эскорт пилигримам, чтобы те могли благополучно добраться до православных монастырей и не стать по пути жертвой нападения албанских разбойников. В наши дни паломников сопровождают бойцы КФОР, защищая их от припрятавших оружие, но не оставивших свое ремесло боевиков Армии освобождения Косово. Сейчас в городе Печ монахи ходят за продуктами только вместе с итальянскими патрульными, а в Митровице миротворцы охраняют православных верующих, когда они по воскресеньям приходят на молитву в храм Святого Савы...
Два года назад, рассказывает Любиша, болгарский солдат из состава КФОР, находясь в увольнительной и будучи в штатском, был остановлен косоварами вопросом "который час?". Он имел неосторожность ответить на своем родном, на болгарском. Те приняли его за серба и убили на месте. Весьма кстати Любиша напоминает, как уже после войны один из натовских полководцев, генерал-майор Льюис Маккензи красноречиво признался в неофициальной обстановке: "Похоже, мы бомбили не тех".
- Какие перспективы? Никаких. Все хуже и хуже. У нас говорят, что албанская наркомафия финансировала на президентских выборах в 2000 году и Альберта Гора, и Джорджа Буша. КФОР окончательно превратился из миротворцев в "албанотворцев". А те, я так думаю, не успокоятся, пока последний серб не уедет из Косово, - подытожил Любиша. - Вы поймите, Косово для нас - это изначальная Сербия, это наш сербский Иерусалим.