В Иерусалиме и вообще в Израиле быть верующим-христианином - это вызов и даже подвиг

интервью с прот. Александром Виноградским

0
206
Время на чтение 5 минут
"Кифа": После посещения Иерусалима и некоторых других городов Святой земли возникает чувство, что во многих христианских храмах практически нет своих прихожан. Храмы или пусты, или наполнены туристами. Так ли это? И если да, то каким Вы видите выход из этого положения - ведь именно в Вашем приходе, может быть, единственном за всю неделю, что мы пробыли здесь, мы увидели постоянных прихожан, старающихся жить осмысленной и активной христианской жизнью?

Прот. Александр Виноградский : В Иерусалиме и вообще в Израиле трудно быть верующим-христианином. Это - вызов и даже подвиг. Большинство богослужений, в том числе и Литургия, бывают по субботам (воскресенье в Израиле рабочий день - ред.), иначе говоря, в Шаббат, когда не работает общественный транспорт. Люди часто чувствуют сильную усталость после рабочей недели, тем более, что последние четыре года страна жила на военном положении. Но я знаю множество европейских стран, где храмы посещает меньшее число верующих. В центре страны - лишь несколько православных церквей, а от Ашдода на юг их нет совсем (в Тель-Авиве, Хайфе и на севере храмов больше). Так что, как мне кажется, православные часто проявляют большое мужество, приезжая на своих машинах через пустыню в Иерусалим. У себя на приходе я стараюсь поддерживать в верующих стремление приходить на службу регулярно - скажем, раз в месяц.

Я также прилагаю усилия к тому, чтобы помочь достойному вхождению верующих из бывших республик СССР и из восточноевропейских стран в израильское общество. Я пытаюсь в местной церкви, прежде всего иерусалимского патриархата, проложить пути позитивных взаимоотношений между христианскими и иудаистскими тенденциями, в открытом общении с каждым, но без духа прозелитизма. Говоря об этом, нельзя не упомянуть, что в Израиле существует закон (ст. 140/1977), который обеспечивает каждому гражданину свободу совести. Мне думается, что после своего наплыва в страну православные верующие должны найти свой особый путь позитивного участия в жизни этой одновременно старой и новой страны Ближнего Востока.

"Кифа": За многие десятилетия в Израиль эмигрировали десятки тысяч евреев-христиан. Какова их церковная жизнь?

Прот. Александр Виноградский: В Израиль приезжали и евреи-христиане, и православные верующие нееврейского происхождения; кто-то оказывался не-евреем по оценке раввинов, с кем-то были супруги и дети других национальностей. Многие из них были крещены незадолго до того, как получили предложение эмигрировать в Израиль. Это значит, что перед ними все еще стоит тяжелый и в то же время замечательный вызов их собственной идентичности. Мне кажется, что этот факт очень важен для Израиля. Государство было основано множеством людей из России и стран Восточной Европы. Впервые такое количество переселенцев включало в себя столько христиан, прежде всего православных. Это может сыграть очень позитивную роль в лучшем понимании христианства всем еврейским сообществом. Это может также послужить примирению и взаимному признанию между иудеями и христианами. Их личная духовная жизнь являет это, когда они соглашаются говорить друг с другом свободно и без предубеждения.

Поэтому мне приходится много и подолгу исповедовать. Это включает исповедь за всю жизнь и пребывание в тишине. Одна исповедь может длиться 3-4 часа. Правда, потом духовная жизнь может становиться более поверхностной.

Существует глубокая жажда знания Евангелия, Библии, связи между иудаизмом и христианством - знания, преподанного без ритуализации, обычным языком. Существуют особые моменты жизни: учеба, служба в армии. Православные часто не знают того, что они могут служить - как и все христиане - в качестве христиан; все это нужно объяснять. Такие же особые моменты жизни связаны с рождением детей, свадьбами, похоронами...

Во всем и везде может и должна произойти реальная встреча между иудаизмом и христианством внутри самого израильского общества и корректное, осмысленное объяснение обеих традиций.

"Кифа": Часть службы в Вашем приходе идет на иврите. Нашему движению очень близки такие усилия везде, где бы мы их не встречали. В связи с этим хотелось бы спросить: как Вам кажется, обращение ко Христу из глубины ветхозаветной традиции - это путь, возможный для многих верующих иудеев, или исключительное явление, связанное с особым откровением, подобным откровению ап. Павлу?

Прот. Александр Виноградский: Как я уже говорил, иммигранты прибывают в государство Израиль потому, что у них есть исторические или семейные еврейские корни. Они знают или изучают иврит для того, чтобы иметь возможность работать, учиться и принимать участие в самых разных сторонах жизни нового израильского государства, существующего прежде всего для того, чтобы собрать вместе евреев диаспоры. Некоторые семьи решили говорить дома только на иврите, и они делают это в основном из-за того, что дети учат их, как говорить правильно. Так что это язык не только иудеев. Он пережил беспрецедентное обновление и стал сегодня живым языком для самых разных людей, населяющих Израиль. Это язык Библии. Вместе с арамейским, используемым и иудеями, и некоторыми христианскими церквами (сирийской, халдейскими, несторианскими) он очень широко представлен в проповеди Господней. Обновление и актуализация иврита ставит каждого верующего перед глубиной историчности Веры и Откровения. Нельзя не вспомнить, что царский титул Иисуса, тот, о котором говорится в Евангелии от Иоанна (19:19), впервые был написан именно на иврите. Это имеет особое пророческое значение. Иврит прежде всего - "Язык Отчий", тот язык, на котором через Писание и пророков Бог говорил с людьми; и мы знаем, что Иисус молился, скажем, когда читал псалмы, именно на этом языке. Говоря об этом, я стараюсь избежать всякого национализма, но лишь открыть шире двери Откровению.
Я читаю молитвы во время богослужения и на других языках: русском, украинском, румынском и, конечно, церковнославянском. Согласно православной традиции, языки выражают симфонию человеческой речи и поэтому - единство человечества в Боге. Интересно, что каждый из нас имеет по крайней мере один родной язык, и это призывает нас помнить, что не в нашей власти решать - кто мы, где бы мы ни были.

"Кифа": Что бы Вы сами хотели рассказать читателям нашей газеты - что-то, о чем мы не догадались спросить, но чем Вы считаете важным поделиться?

Прот. Александр Виноградский: В течение последних 7000 лет история всегда была исключительно творческой силой в этих местах - в регионе Сирийско-Финикийского разлома. Все это время - время движения. На иврите история - это "toldot", родословие. Мы встречаем это и в Книге Чисел; но также и в двух родословиях Иисуса: первое в Евангелии от Матфея 1:1-17 - от Авраама до Иисуса, второе в Евангелии от Луки 4:23-37 от Иисуса до Адама, сына Божьего. Мы живем в постоянном обновлении, в пророческой ситуации, которая так полно сочетается с внутренней динамичностью Православной церкви. Это может стать очень значительным и для Церкви, и для всего еврейского сообщества - то, что они смогли неожиданно встретиться здесь, на Земле обетованной.

Меня часто изумляет способность к взаимному неприятию. Наш вызов здесь - в глубине православной Литургии, которая начинается словами "В мире Господу помолимся", т.е. 'BeShalom', и заканчивается возгласом "С миром изыдем", опять 'BeShalom'. "Мир", Shalom - это имя и Бога Отца, и Мессии (Еф 2:14). Когда я вижу русских, украинцев, жителей Прибалтики и Кавказа, венгров, мадьяров, румын, сербов, греков, арабов, верующих Востока, Запада, Севера и Юга, я чувствую, как чудесно, что Бог недалеко от каждого из нас!

Беседовала Александра КОЛЫМАГИНА
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.05.2024 12:38
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.05.2024 05:48
Антицерковная геополитика Кураева и его хозяев
Новый комментарий от учитель
18.05.2024 05:03
Борода расти не хочет
Новый комментарий от Михаил Соловьев
18.05.2024 04:56
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.05.2024 04:40
Как быстро поднять рождаемость
Новый комментарий от учитель
17.05.2024 23:11
Ересь жидовствующих: что это было?
Новый комментарий от учитель
17.05.2024 22:46