Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: Церковь - это не только духовенство, но и миряне.

То, что делает Фонд Андрея Первозванного, - это наглядное свидетельство того, что свое служение миру могут осуществлять и общественные церковные организации.

Новости Москвы 
0
116
Время на чтение 5 минут
20 августа 2003 года, в праздник Преображения Господня, состоялась церемония рукоположения архимандрита Лонгина (Корчагина) в сан епископа Саратовского и Вольского. В ноябре 2004 года владыка Лонгин очень тепло встретил епископа Бостонского Михаила и возглавляемую им делегацию, сопровождающую святые мощи преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары в их путешествии по епархиям РПЦ. Несмотря на свою занятость, Преосвященнейший владыка Лонгин любезно согласился дать небольшое интервью редактору сайта Фонда Андрея Первозванного, инициировавшего принесение православной святыни в российские пределы.

- Владыка, мы очень благодарны Вам за теплый прием, за прекрасно организованную работу, за предоставленную нам возможность ознакомиться с Вашей епархией, с достопримечательностями Саратова, со святынями Ваших храмов. Хотелось бы спросить Вас о том значении, которое имеет пребывание святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары в России.

- Я думаю, что трудно переоценить значение этого события для всей нашей страны, для всех, кому дорого имя великой угодницы Божией и самоотверженно последовавшей за ней сестры созданной ею обители милосердия. Принесение в Россию мощей святой преподобномученицы Елизаветы - это, как бы ее возвращение в страну, которую она так полюбила и где претерпела мученическую смерть, в славе. И потому я вижу здесь, прежде всего, акт исторической справедливости и выражение народного покаяния.

И для саратовской земли прибытие к нам честных мощей Великой княгини Елизаветы Федоровны - это настоящий праздник. В сонме наших святых она являет собой один из самых светлых, тихих и в то же время ярких и значимых образов. Проблема нашего народа в том, что мы очень часто бежим от самих себя, стыдимся своей культуры, своей истории, пытаемся быть "как все" - а это оборачивается отчуждением от самой России, тем более - от православной веры. И в этом смысле жизнь Елизаветы Федоровны является для православных христиан удивительным примером того, как человек, который воспитывался в другой религиозной и культурной среде, нашел в Православии истину. Она не только полюбила Россию, наши святыни, нашу историю, наш народ, казалось бы, чужой ей по крови и по традиционному укладу, но и смогла открыть для себя и понять всю глубину и истинность нашей веры, всю красоту христианской души нашего народа. Ее покорило то, как люди, живущие здесь, приняли в свое сердце Христа, и покорило настолько, что уже после революции, неоднократно имея возможность уехать (и никто бы ее не осудил за это, как мы не осуждаем миллионы русских, убежавших от того ада, в который превратилась тогда наша некогда Святая Русь), она предпочла остаться в России, чтобы испить вместе с русским народом его страшную чашу страданий и скорбей.

К этой великой святыне, ее мощам приходят тысячи людей, и в том числе почти неверующие, еще не открывшие для себя значение Церкви, но любящие свою страну и уважающие ее историю. И это несмотря на то, что Церковь сегодня еще очень сильно умалена, мы находимся в процессе постоянного восстановления нашего дома, который достался нам без окон, без дверей, без кровли над головой.

По всей России воздвигаются храмы. Уже - то здесь, то там - горят на солнце золотые купола, но по сравнению с тем, что нам предстоит осилить, сделано еще очень мало. Впереди - труды и труды. Однако и в самой гуще всех наших строительных и организационных работ и забот мы не должны забывать главное: наша вера должна проповедоваться прежде всего нашими делами. Следование в жизни своим христианским убеждениям, исполнение евангельских заповедей - вот то, к чему мы призваны. Этого ждут от нас не только люди, общество, но и Господь. Нам необходимо об этом помнить. И в таком контексте пребывание святых мощей Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в России и в нашей епархии в частности приобретает огромное значение. Ведь, основав в Москве Марфо-Мариинскую обитель, Елизавета Федоровна соединила тем самым молитвенное служение Богу с практическим служением людям. Это высочайший образ служения: велико было милосердие Великой княгини, много людей получили от нее помощь. Но приходило к ней и много желающих посвятить себя Богу.

Очень значимо для нас и то, что принесение мощей святых преподобномучениц на нашу Родину возглавляет епископ Бостонский Михаил, представитель Русской Православной Церкви Заграницей. Это первое реальное действие, направленное на воссоединение двух частей Русской Православной Церкви. Люди, оказавшиеся в силу обстоятельств в начале XX века за рубежом, старались сохранить свою веру, свою русскость, свою любовь к родной земле, воспитать в этой любви и вере своих детей.

В нашей стране народ перенес много искушений, бед и скорбей, но те немногие храмы, которые оставались открытыми, были переполнены верующими. Все новые и новые люди наполняли храмы, хотя атеисты предрекали, что "вымрут старики и старухи, и все на этом кончится". Все мы знаем, как трудно было воспитывать детей в вере, как трудно было их причащать, как ребят, осмелившихся написать заявление для поступления в духовную семинарию, отправляли в армию. Но сейчас храмы открыты, и никто не мешает нам исповедовать веру Христову. Мы с нетерпением ждем, когда наступит время общения двух ветвей Русской Православной Церкви в полном объеме, чтобы мы снова могли вместе причащаться Святых Христовых Таин. Мы будем молиться перед мощами святых преподобномучениц Елизаветы и Варвары о нашей Церкви и нашей земле с любовью и заботой о ней. [img#2]

- Владыка, на крестном ходе, проходившем по улицам Саратова я видела очень много детей, в том числе совсем маленьких. Это не может не радовать, ведь сколько храмов ни строй, если туда не придут дети и подростки, они вскоре опустеют. Как Ваша епархия взаимодействует с воспитательно-образовательными учреждениями, школами, вузами?

- Все, что мы можем делать в наших условиях, мы делаем. Сотрудничество нашей епархии с вузами и школами сейчас находится в стадии становления. Действуют и открываются новые приходские воскресные школы, и мы надеемся, что скоро детей в храмах будет больше.

- Я знаю, что Вы сотрудничаете и с учреждениями культуры, например, с Саратовской консерваторией, краеведческим музеем, художественным музеем имени А.Н. Радищева, который в 2003 году получил в ВВЦ в Москве диплом самого лучшего музея фестиваля "Интермузей", чему я лично была свидетелем.

- Да, такое сотрудничество действительно идет. Совсем недавно в большом зале Саратовской консерватории состоялся открытый общедоступный концерт хора нашего кафедрального Собора. Вообще с консерваторией у нас сложились самые добрые отношения. Проводим мы и общие выставки с Радищевским музеем, который, обладая богатейшим собранием живописи, является одним из лучших музеев русской глубинки. До революции Саратов смело можно было назвать культурной столицей Поволжья. Это был университетский город, и его консерватория, к слову сказать, считалась да и считается третьей после московской и петербургской. К счастью, эти культурные традиции не потеряны.

- Владыка, не могу не спросить Вас о Ваших любимых авторах в музыке и литературе.

- Я люблю классическую русскую церковную музыку: Чеснокова, Гречанинова, Рахманинова. Вообще люблю осмысленное профессиональное пение, когда люди понимают, что и для чего они поют. Что касается литературы, то прежде я много читал и западную, и нашу отечественную классику. Но после моего знакомства со святоотеческой литературой, по принятии монашества, литература классическая отошла для меня на задний план. В основном сейчас я читаю книги, которые мне необходимы как архиерею, как пастырю, как человеку, который должен иметь, что сказать людям. Художественная литература осталась для меня, можно сказать, в прошлом. А из того, что когда-то любил... сохранилась большая любовь к Гоголю и Достоевскому. Я и сегодня мог бы с большим удовольствием еще раз прочитать "Мертвые души".

- А что Вы можете сказать о Фонде Андрея Первозванного, который инициировал и организовал проведение программы по принесению мощей Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары в разные епархии РПЦ?

- Я не устаю повторять в проповедях: "Братия и сестры, не ждите, что за вас все сделает духовенство. Церковь - это не только духовенство, но и миряне. Церковь - это мы все". И то, что делает Фонд Андрея Первозванного, - это как раз очень наглядное свидетельство того, что свое служение миру может осуществлять не только клир, но и общественные церковные организации. Мы помним, сколько было открыто в начале 90-х различных фондов, которые не прожили и года. То, что Фонд Андрея Первозванного не оказался однодневкой, свидетельствует о том, что его деятельность действительно важна и нужна, что его сотрудники искренно хотят трудиться на благо Отечества и Русской Православной Церкви. Фонд делает большое дело, и мы очень бы хотели участвовать в вашей программе по принесению Благодатного Огня от Гроба Господня в епархии Русской Православной Церкви.

Беседовала Ирина АХУНДОВА
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Все статьи Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
26.04.2024 09:12
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44