itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Духовное одиночество

Когда Неру ушел со сцены, идеализм и величие покинули индийских политиков

0
165
Время на чтение 5 минут
Джавахарлал Неру (1889-1964) был, пожалуй, одной из самых загадочных личностей эпохи борьбы за независимость Индии. Многим казалось необычным, что отпрыск старинного рода, сын популярного адвоката Мотилала Неру, к тому же столь образованный, вдруг избрал путь революционера. Сотни книг и статей, написанных им, едва ли открывают доступ в "уединенную комнату" его сознания, которое обладало какой-то особой многослойной формой.

Неру не был религиозен в строгом смысле этого слова. Гордясь своим модернизмом, он порой сердился на своего старшего соратника Махатму Ганди (1869-1948) за частые упоминания Бога. Ганди не обижался и, улыбаясь, уверял всех: "Хоть Джавахарлал и говорит всегда, что не верит в Бога, он ближе к Нему, чем многие из тех, кто считается Его служителями".

Неру сам признавался, что не знает, в чем суть его мировоззрения. Он признавался, что ему импонировал "некий расплывчатый гуманизм". Религия - будь то индуизм, ислам или христианство - его не привлекала из-за суеверий и догматизма. Ощущение гармонии приходило к Неру от созерцания природы. Религия же, по его убеждению, дала истории не только прекрасных людей, но и фанатичных, ограниченных, жестоких тиранов.

Неру признавался, что чувствовал бы себя "как дома в языческой атмосфере древней Индии или Греции, но без присущей им идеи Бога или богов". Он не раз говорил, что в глубине души был язычником, правда, трудно судить о серьезности таких откровений.

Вместе с тем Неру был глубоко убежден в полезности религии, поскольку считал, что она принесла в человеческую жизнь духовные ценности. И хотя некоторые ценности сегодня "утратили свое значение" или даже "стали вредны", многие из них по-прежнему составляют фундамент этики. Для него, без сомнения, был характерен этический подход к жизни. Однако этика Неру не была ни индуистской, ни христианской, а чем-то иным. Например, в социализме молодого советского государства главным этическим плюсом он считал вынужденное ограничение свободы личности ради этой самой свободы.

Если сложить воедино любовь Неру к научному анализу, его романтичность, утонченность, упорство и многие другие черты его личности, то получится причудливая смесь уже не просто Востока и Запада, а чуть ли не всех сразу шести ведических даршан (философских школ индуизма), от которых произошли все известные ныне направления индийской философии. В детстве же сердце Неру влеклось к "юному Сиддхарте, который после долгой внутренней борьбы, мук и страданий превратился в Будду". Впрочем, в буддизме Неру многое не нравилось. Он считал, что на рациональное этическое учение "нагромоздилось многословие, обилие обрядов, канонов и, вопреки Будде, слишком много метафизики и даже магии".

Неру, по его признанию, привлекал "традиционный китайский взгляд на жизнь, фундаментально этический и все же нерелигиозный или слегка окрашенный религиозным скептицизмом". К Китаю Неру питал какие-то особые чувства и в своих исторических эссе часто сравнивал две культуры: древнекитайскую и древнеиндийскую. Таким образом, Неру был эклектиком и всячески противился традиционному религиозному сознанию. Он боялся, что путы ортодоксии сковывают свободный полет души.

Тем не менее, несмотря на свою кажущуюся путаность, религиозные предпочтения Неру имеют вполне конкретную философскую платформу: недуалистический монизм (адвайта-веданта). Это прослеживается, например, в его понимании "Махабхараты", выдающегося памятника древнеиндийской литературы, и особенно одной из его частей - "Бхагавад-гиты", которую Неру высоко ценил. Он отмечал, что содержание этой книги нельзя считать "сектантским по своему содержанию", потому что она "универсальна в своем подходе ко всем". Неру часто цитировал из "Бхагавад-гиты" слова Кришны: "Все пути ведут ко Мне", но в то же время категорически не желал признать власть того, кто сказал это.

Бог часто стучался в "уединенную комнату" Неру и приближался к Джавахарлалу не только через Махатму Ганди. Когда семейство Неру жило в Аллахабаде, Мотилал Неру и его сын часто захаживали в дешевую аптеку "Праяг Фармаси", принадлежавшую бенгальцу Абхаю Чарану Де. Тот раньше занимал важный пост в фирме знаменитого врача-хирурга и ученого Картика Чандра Бозе. Еще будучи студентом, Абхай увлекся национально-освободительными идеями Махатмы. Абхай отказался сдавать экзамены в престижном шотландском колледже и бросил учебу. Он с энтузиазмом принимал участие в движении Ганди, но судьба столкнула его с известным миссионером-кришнаитом, основателем проповеднического ордена "Гаудиа-матх" Бхактисиддхантой Сарасвати (1874-1937). Тот убедил Абхая в превосходстве духовной традиции Индии над революционной борьбой, в которой никогда не будет победителей.

Через сорок с лишним лет Абхай станет известен под именем Бхактиведанта Свами, а основанный им миссионерский орден "Международное общество сознания Кришны" найдет последователей во всех уголках планеты. Спустя десятилетия дочь Неру, Индира Ганди, тогда уже премьер-министр Индии, будет принимать Свами в своей резиденции.

Абхай обменивался с Неру-старшим светскими новостями и делился своими духовными переживаниями. Однако с сыном душевного разговора не получалось. О Кришне Неру-младший слушать не хотел, его интересовала только борьба за независимость. Однажды он попросил у Абхая денег на это, и тот дал. Впоследствии Свами вспоминал, что Джавахарлал покупал в его аптеке исключительно западные лекарства. Семь лет, проведенных в Англии, наложили глубокий отпечаток на его сознание. Он впитал большинство предрассудков Кембриджа и был, по его собственному признанию, "скорее англичанином, нежели индийцем".

Чувство духовного одиночества осталось у него на протяжении всей жизни. Утешение Неру искал в общественной работе и в изучении истории Индии. Его вдохновляли исследования древней цивилизации, следы которой были обнаружены в Мохенджо-Даро и Хараппе. Эти археологические открытия и открытия, сделанные его проницательным умом, давали Неру вожделенный покой. Он считал, что в Мохенджо-Даро и Хараппе существовала цивилизация, "стереотипно повторяющаяся на индийской территории и созданная трудом людей на протяжении тысячелетий". Философские искания Неру, обогащенные такого рода историческими открытиями, убеждали его в необычайной гибкости индийской культуры, способной найти разумное решение в ситуациях любой сложности. Неру чувствовал радость, что его интеллект может быть посредником между прошлым и будущим страны. И огорчался, когда сталкивался с непониманием родства и общности древних культур, из которых выросли ныне существующие цивилизации или поликультурные системы.

К долгожданному дню триумфа индийской независимости в 1947 г. Неру порядком устал. Он был давно в освободительном движении, прошел через тюрьмы, преследования, смерть любимой жены Камалы и бесконечные сражения с традиционалистами. Начиная с 1928 г., когда из-за разногласий Неру предложил свою отставку с поста президента Индийского национального конгресса, он много раз задумывал свой уход из большой политики, но вкус к власти и возможность влияния на массы оказались слишком цепким якорем. Словно угадывая эти настроения Неру, Конгресс не отпускал его, хотя противоречия росли. Вот как иронично описывал Неру свое восхождение на Олимп, когда ему предложили в третий раз занять пост президента Конгресса:

"Улыбка исчезает, и вновь лицо становится суровым и неподвижным, бесстрастным посреди эмоций, которые они вызывают. И почти кажется, что улыбка и сопровождающая ее мимика на самом деле мало что значат; они были лишь обманными трюками ради любви толпы, которой он стал дорог. Было ли это так? Естественно ли все это или же это тщательно продуманная уловка политика? Что скрывается за этой маской, какие желания, какие ненасытные устремления? С далекого севера до мыса Коморин он прошел словно некий торжествующий Цезарь, оставляя за собой след славы и легенды. Является ли это для него только мимолетным весельем, которое его забавляет, или же каким-то глубоким замыслом, или игрой некоей силы, которую он и сам не постиг?"

В 1964 году "непостижимая игра" окончилась, и один из биографов записал об отце индийской демократии: "Когда Неру ушел со сцены, идеализм и величие покинули индийских политиков".

1 декабря 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Плешаков
Традиции гандизма продолжит сикх
Новый премьер-министр Индии обещает разрядить напряженность между религиозными общинами
26.05.2004
Пикеты на пути "Больших колесниц"
Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии обвинил кришнаитов в избиении православных
17.09.2003
Все статьи Юрий Плешаков
Последние комментарии