itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Народ, преданный забвению

Православие помогло тверским карелам сохранить свою идентичность

0
461
Время на чтение 5 минут
Христианское учение о Церкви как о единой вселенской общине позволяет объединять верующих вне зависимости от их национальной принадлежности. Это было особенно важно для многонациональной Древней Руси, в частности Новгородского княжества, где проживало множество финских племен (карелы, вепсы, водь, ижора и др.). Экспансия русской культуры и "русской веры" (православия) велась на территориях, заселенных финскими племенами. Одним из самых крупных этих племен была упоминающаяся в летописях "корела", предок сегодняшних карел.

Древнерусские и европейские источники рассказывают о нескольких племенах, объединенных общим названием "корела" и проживавших на Карельском перешейке и северо-западном побережье Ладожского озера. С X-XI веков карельские земли попадают в зону политических, экономических, и религиозных интересов Великого Новгорода. С этого же времени начинается история карельского православия, определившего в дальнейшем судьбу этого народа.

Впервые карелы были насильно крещены посланниками новгородского князя Ярослава Всеволодовича в 1227 году. Скорее всего первыми в православие обратили восточных карел, на земли которых претендовал и Великий Новгород, и Швеция. Карелы, жившие на западе, уже начинали устанавливать к тому времени вассальные отношения со шведами. Трудно судить об успехе православной миссии среди языческого населения, но первые находки археологов в карельских захоронениях предметов православного культа относятся уже к XIII веку.

Когда Карельский перешеек стал ареной борьбы за влияние православной Руси и католической в то время Швеции, карелы сумели извлечь из своего двойственного положения некоторые выгоды. Православные священники более спокойно и терпимо относились к некоторым древним традициям финских племен, поэтому принятие карелами православия может объясняться и стремлением к сохранению привычного уклада.

Толерантность православной культуры хорошо иллюстрируется примером из позднейшей истории: знаменитый финский фольклорист Элиас Леннрот (1802-1884), создатель "Калевалы", записал большую часть песен древнего эпоса у беломорских карел-старообрядцев. В то же время у карел, живших на западе и принявших сначала католицизм, а затем лютеранство, древняя эпическая поэзия уже не бытовала.

В конце XVI века политическая ситуация на Карельском перешейке изменилась. В ходе Ливонской войны зимой 1581 года шведские войска вторглись на Русь и захватили весь Корельский уезд. Часть карел ушла с оккупированной территории в глубь России. Это первый зафиксированный летописями пример переселения карел во внутренние области страны.

По Тявзинскому мирному договору 1595 года Корельский уезд вернулся в состав русского государства, но в 1609 году в обмен на помощь шведов правительству царя Василия Шуйского уезд снова передали Швеции. В своей грамоте Василий Шуйский обещал карелам беспрепятственное расселение в любом месте России.

Снова начался исход православного населения с Карельского перешейка. Однако город Корела (ныне Приозерск в Ленинградской области), центр уезда, отказался подчиниться воли Шуйского и оказал сопротивление шведам. Сопротивление возглавил епископ Корельский Сильвестр, в своих проповедях взывавший не только к патриотическому, но и к религиозному чувству горожан.

Через два года, в 1611 году, изможденный осадой город сдался. Шведы позволили жителям унести с собой все самое ценное. Тогда карельские женщины вынесли на себе раненых мужей. Только 27 февраля 1617 года был заключен Столбовский мирный договор между Россией и Швецией. Карельский перешеек окончательно переходил под власть Швеции. Заключение мира стало переломным моментом в истории православных карел. Перед ними встал вопрос выбора - остаться в Швеции или окончательно переселиться в Россию.

Казалось бы, все располагало к тому, чтобы остаться в Швеции. Новые власти устанавливали особый режим для присоединенных территорий: крестьян освободили от обязательной мобилизации, не стали вводить постоянный налог на землю и даже заменили русские названия погостов Корельского уезда на карельские. Однако все экономические выгоды перевесил один аргумент веры: шведское господство сулило карелам неизбежное обращение в "люторскую веру" (лютеранство).

Ко второй половине XVII века с Карельского перешейка ушли почти все карелы. Их исход осуществлялся через земли Тихвинского монастыря. Там даже образовался, как сейчас бы сказали, своеобразный "гуманитарный коридор". Шведские переписные книги фиксируют в каждом погосте, где ранее проживали сотни православных карел, от силы десяток семей.

В России карелам определили местом жительства земли на территории современной Тверской области в бассейнах рек Мологи, Медведицы, Волчины и Тихвины. Эти земли были выбраны не случайно, во время Смутного времени они сильно запустели, поэтому карелы смогли поселиться компактно. Отдельные карельские анклавы оказались разбросанными по всей территории Тверского края. Часть переселенцев осела на Новгородчине под городом Боровичи и на Валдае. К началу ХХ века в Тверской губернии число карел превышало число их соплеменников в Архангельской и Олонецкой губерниях.

На новой родине карелы остались верны своим традиционным занятиям земледельцев и скотоводов. От окружающего русского населения они отличались своим упрямством и особой приверженностью к православию. Самым популярным святым у карел был Никола Угодник. Его икона из Тербенской пустыни, считавшаяся чудотворной, стала подлинной национальной святыней, объединявшей тверских карел. С крестным ходом чудотворную икону носили по карельским селам и деревням Тверской губернии с 9 мая по 30 июня.

Как отмечал исследователь тверских карел Анатолий Головкин в работе "История Тверской Карелии", самым ценным для карельского переселенца была принесенная с собой икона, которая, как правило, после смерти владельца завещалась храму. До начала 30-х годов ХХ века эти старинные иконы бережно хранились в приходских церквах.

В 1819 году Святейший правительствующий Синод издал указ о необходимости перевода Библии на карельский язык. Уже в 1820 году в Санкт-Петербурге вышло "Евангелие от Матфея" на карельском языке. Однако книг на карельском языке, в том числе и религиозных, издавалось очень мало. Подавляющее большинство православных карел оставались простыми, безграмотными крестьянами.

ХХ век принес тверским карелам новые испытания. Второй раз карелам пришлось претерпеть гонения за православную веру в 1930-е годы. Точное число тверских карел, репрессированных за свои религиозные убеждения, до сих пор неизвестно. Список канонизированных мучеников ХХ века из Тверской Карелии, составленный современными энтузиастами, включает в себя 66 человек, среди них много священнослужителей и монахов.

После ликвидации в 30-е годы прошлого века национальной автономии и письменности тверских карел число относящих себя к этому народу постоянно сокращается. В советский период тверских карел официально как бы совсем не существовало. Сегодня их около десяти тысяч человек, а в довоенное время насчитывалось почти в пятнадцать раз больше. Недавно была воссоздана карельская национально-культурная автономия и письменность этого древнего народа.

В условиях различных испытаний, выпавших на долю тверских карел, православие оставалось главной и неотъемлемой частью их духовной культуры. Сегодня возрождению православия среди тверских карел мешает тяжелая экономическая ситуация в этом регионе, способствующая оттоку карел из мест компактного проживания в города, где они обречены на исчезновение. Тем не менее нынешняя карельская интеллигенция связывает возрождение своего народа именно с православием.

1 декабря 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Давыдов
Все статьи Александр Давыдов
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59