Понятное дело, учатся вере российские чиновники не в духовных семинариях. В Российской академии госслужбы (РАГС) при президенте - главной кузнице путинской бюрократии - есть кафедра религиоведения. Как раз в нынешнем октябре она отмечает свое десятилетие. В далекие ельцинские времена кафедра замышлялась как сугубо техническое подразделение РАГС. Но смена политических эпох вознесла ее на небывалую высоту: администрация президента заказала ей новую Концепцию церковно-государственных отношений. Одновременно кафедра стала готовить "руководящий состав" (так буквально сказано в информационном письме РАГС) РПЦ - учить архиереев "науке управлять". Обучение это проводится, кстати говоря, за счет госбюджета.
ЗАВЕДУЮЩАЯ
Вслед за сменой президента России последовала смена заведующего кафедрой религиоведения РАГС. Три года назад кафедру возглавила Ольга Васильева - специалист по новейшей истории РПЦ, апологет коллаборационистского курса иерархов советской эпохи. На сайте кафедры указано, что общий объем научных трудов Васильевой достиг 220 печатных листов. Придя на кафедру, Ольга Юрьевна призналась, что ее новое "служение" благословил сам патриарх Алексий II.
Не сказать, однако, чтобы доктор Васильева была человеком религиозным. По своему первому образованию она дирижер-хоровик, но в церковных хорах пока замечена не была. Зато на кафедре после успешных защит или конференций нет-нет да затянет за праздничным столом какую-нибудь патриотическую песню. Ольга Юрьевна - вообще большой патриот своего отечества. Поэтому ей так близка и понятна "патриотическая позиция" РПЦ, остававшаяся неизменной и при Сталине, и при Брежневе, и теперь, при Путине. К своей нынешней научной специализации Васильева пришла как раз при Брежневе благодаря изучению "краткого курса" советской истории, наполненной достижениями и победами великого народа - строителя коммунизма. В середине 80-х будущая завкафедрой защитила диссертацию о новейшей истории РПЦ. Характерное благоухание безвременно ушедшей эпохи и поныне источают научные труды Ольги Юрьевны.
Церковно-историческим идеалом ученой является 1943 год, когда великий Сталин своей державной рукой благословил "возрождение" РПЦ. "В борьбе за общие идеалы в годы Великой Отечественной войны, - пишет Васильева, - патриотические чаяния русских верующих и духовенства воедино слились с героизмом и доблестью воинов Красной Армии". Более того, политика тогдашнего главы РПЦ митрополита Сергия (Страгородского), направленная на превращение Московской патриархии в покорный инструмент сталинской внешней политики, совпадает, по мнению ученой, с православной догматикой, то есть с учением об основных истинах православной веры: "В 1943 г., после коренного перелома в ходе войны, внешнеполитические цели государства совпали с "догматическими задачами" Церкви: Сталин планировал продвижение на Запад, опираясь на планы укрепления православного славянского единства под эгидой Московского патриархата (МП)". Исторические факты, которые еще лет 15 назад могли бы основательно скомпрометировать отцов-основателей МП, теперь повод для гордости.
Среди историков бытует мнение, что собственно факты и их описание - историография - это еще далеко не история. История - это "правильное" использование фактов для создания концепций, востребованных обществом или властью. С этой точки зрения нет ничего удивительного в постоянном переписывании истории на потребу заказчика. К тому же советская историческая школа больше всего преуспела именно в интерпретации фактов, а не в их тщательном и критическом собирании. Удивительно ли, что, обслуживая светскую и духовную власть, Ольга Васильева утверждает, будто РПЦ приняла решение о вступлении во Всемирный совет церквей в 1961 году абсолютно самостоятельно, а Катакомбной Церкви, не признававшей главенство советской патриархии, в СССР после войны и вовсе не существовало?
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПЛЕЯДА
Вслед за Ольгой Васильевой на кафедру религиоведения РАГС пришла целая плеяда "экспертов", которые совсем уж не скрывают своих связей с РПЦ. Среди них - доцент кафедры Александр Журавский, выпускник Московской духовной семинарии и бывший проректор Казанской духовной семинарии. К "оперативному резерву" РПЦ принадлежит Александр Кырлежев - действующий консультант Синодальной богословской комиссии, лицо, особо приближенное к митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету (Вахромееву). С кафедрой сотрудничает даже один клирик РПЦ, о. Валерий Степанов, в прошлом - ближайший помощник главного российского борца с "сектами" Александра Дворкина.
Силами этой богословски просвещенной и искушенной в церковных делах команды, между прочим, была подготовлена Концепция государственной религиозной политики РФ, которую официально представили в феврале этого года. В Концепции, как и в любом документе подобного рода, много красивых слов о Конституции и правах человека (хотя какая вообще может быть религиозная политика у светского государства?!). Но если выразить ее суть одним словом, то, как утверждает Александр Журавский, слово это будет "социализация". Под этим словом скрывается набор инструментов для контроля власти над жизнью верующих. Точнее, над тем, чтобы эта жизнь не становилась асоциальной. Ведь без контроля власти, без ее заботливого присмотра верующие склонны впадать в экстремизм, ваххабизм, апокалиптизм. В ересь и раскол, в конце концов.
Немало делает кафедра религиоведения РАГС для сохранения единства русского православия и для укрепления связей РПЦ и власти. Но все же один раскольник на кафедру проник. Это Михаил Шахов, прихожанин старообрядческой поморской общины на Преображенском кладбище. Десять лет назад он был независимым старообрядческим философом, издававшим небезынтересные сборники, посвященные истории и богословию старой веры. Попав на конференцию, проводившуюся РАГС, Шахов подружился с кафедрой, защитил одну диссертацию, другую - а при новой заведующей стал даже ее замом по научной работе. Видимо, старообрядчество - особенно поморского толка - РПЦ не конкурент.
ЗЛОВЕЩАЯ ТЕНЬ
Конкурент же РПЦ, как следует из Концепции государственной религиозной политики, разработанной РАГС, - это агрессивный прозелитизм инородческих конфессий. Разных католиков, протестантов, новых религиозных движений. И в этом контексте довольно пикантно смотрится тщательно скрываемая - косвенная, но все же вполне крепкая - связь кафедры религиоведения РАГС с Церковью Иисуса Христа святых последних дней, шире известной как секта мормонов.
Нет ничего удивительного, что в современном научном мире изучением религии занимаются те люди, которые имеют определенные религиозные убеждения. Например, в США большинство религиоведческих центров финансируется теми или иными конфессиями. Один из известнейших и влиятельнейших центров такого типа - Международный центр изучения права и религии при Университете Бригама Янга (штат Юта, США). Штат Юта - традиционный центр мормонов, а Бригам Янг - основатель города Солт-Лейк-Сити и инициатор "великого переселения" мормонов в этот город в середине XIX века. Стабильные научные контакты у кафедры религиоведения РАГС установились с главой центра Колом Дуремом, постоянным участником конференций, проводимых в Москве кафедрой. Другой участник этих конференций, сопредседатель Института свободы совести Сергей Бурьянов, утверждает, что Кол Дурем поддерживает постоянные связи с обучающимися и обучавшимися в РАГС чиновниками, отвечающими за связь с конфессиями в регионах России. Возможность таких контактов, предоставляемая кафедрой, щедро вознаграждается мормонами: ее сотрудники регулярно посещают штат Юта. В прошлом году Университет Бригама Янга посетила сама Ольга Васильева.
Вузовские преподаватели в современной России люди небогатые, даже если они работают в РАГС при президенте. Та же Ольга Юрьевна вынуждена подрабатывать в частной школе "Радуга" у метро "Каховская". Конечно, мы не вправе подозревать сотрудников кафедры религиоведения в каких-то недозволенных связях с мормонами, но, согласитесь, искушение велико. Мормоны неоднократно были замечены в финансировании российских религиоведов. Например, американская компания Deseret International Charities, чей московский офис находится на улице Врубеля, в одном здании с церковью мормонов, официально перечисляла деньги Объединению исследователей религии на проведение его мероприятий в российских регионах. Конечно, мормоны, как и любая другая религиозная конфессия, вправе заниматься свободной проповедью своей веры. Только вот госслужащие и светские ученые не вправе им в этом помогать, особенно на коммерческой основе.
* * *
Известный российский религиовед профессор Игорь Канторов скептически оценивает будущее кафедры религиоведения РАГС, вступающей во второе десятилетие своего бытия. В интервью "МН" он сообщил, что подготовленная кафедрой по заказу администрации президента Концепция не понравилась заказчику. С 1 января кафедра религиоведения может быть подвергнута значительному сокращению: в ее штате оставят только пятерых сотрудников. Впрочем, персонально Ольге Васильевой, кажется, ничего не грозит: как символ доверительных церковно-государственных отношений в России она вполне еще актуальна.
Досье МН
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС) учреждена в 1994 году указом Президента РФ. Ежегодно на бюджетной основе в академии обучается около 4 тысяч государственных и муниципальных служащих. В академии работает институт повышения квалификации госслужащих, где обучаются в основном руководящие работники госаппарата (более 90% от числа обучаемых). В течение 10 лет профессиональную подготовку прошли около 6 тысяч председателей и судей арбитражных судов, руководители избирательных комиссий различных уровней, около 200 менеджеров ОАО "ЛУКойл". По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проведены курсы руководящего состава Русской православной церкви, состоялись учебные семинары религиозных деятелей Совета муфтиев России, конфессии российских буддистов.
N39 за 2004 год (15.10.2004)