История улицы Раздерихинской

Улицы Вятки

Раздерихинская улица появилась в Вятке после 1784 г. с введением в городе регулярной планировки улиц. За все эти годы они почти не изменила ни своего направления, ни протяжённости, соединяя улицы Казанскую (совр. Большевиков) и Гласисную (совр. Октябрьский проспект). В начале XX века улица вышла за пределы Гласиса, но дальше её движение остановила железная дорога Пермь-Вятка-Котлас, строительство которой началось по указу императора Александра III в августе 1895 г.

Часовня архангела Михаила. Фото начала XX векаСвоим уникальным, единственным в своём роде названием эта улица обязана одному из двух главных городских оврагов - Раздерихинскому - у склона которого она берёт свое начало. Немногие знают, что в старом Хлынове этот овраг назывался "Вздерихинским": по нему "вздирались" (взбирались) к воротам под Пятницкой и Сретенской башнями земляного города (посада). Под этим названием овраг указан на плане Хлынова 1759 г. С давних времён в начале этого оврага была поставлена часовня в честь Михаила Архангела, названная в народе также "устюжской" по произошедшей битве вятчан с устюжанами - одному из наиболее загадочных событий вятской истории.

Казалось бы, всё нам известно об этой битве, когда вятчане, приняв отряд устюжан за татарское войско, "своя своих не познаша и побиша", а затем, оплакав убитых, учредили на сём месте "свистунью" - местный праздник со свистом в глиняные игрушки. Слышат об этом гости и дивятся. Особенно иностранцы, для которых эта история - ещё одна иллюстрация к разговорам о "загадочной русской душе". Жаль, что и мы сами привыкли к столь поверхностному прочтению этой трагедии. А ведь стоит задуматься, как так русские люди друг друга не узнали в этой ночной "брани"? Почему друзья-устюжане не смогли упредить друзей-вятчан о своём приближении, хотя бы выслав вперёд свой передовой отряд? Если это была случайная ночная битва, то откуда "тысячи" погибших, ведь Хлынов в ту пору вовсе не был таким многолюдным? А если битва не была случайной, то почему войска не опознали друг друга? И ещё один вопрос: если эта битва действительно так потрясла весь город, то почему после неё ещё более трёхсот лет овраг называли "Вздерихинским", а не "Раздерихинским"?

Реальная история этих событий, восстановленная по древним летописям, не менее трагична и поучительна, чем её легендарное обрамление. Битва между вятчанами и устюжанами в Раздерихинском овраге действительно была. По одним летописям, в 1418 г., по другим - в 1421 г. Устюжский летописный свод сообщает о том, что отряд устюжан привёл на Вятку Анфал Никитин, бывший вятский наместник, под началом которого в 1409 г. вятский полк совершил поход на татарский город Булгар, но был разгромлен. Пока Анфал Никитин находился в ордынском плену, в Хлынове утвердился другой наместник - Михаил Россохин - под командованием которого вятские воины вместе с устюжанами участвовали в 1417-1418 гг. на стороне московского князя в войне против Новгорода Великого. Дойдя до Холмогор, войско Рассохина потерпело поражение от новгородцев и было вынуждено отступить. Это поражение поколебало позиции промосковской партии в Хлынове и Устюге, чем не замедлил воспользоваться Анфал Никитин, освободившийся к тому времени из плена. Собрав большой отряд устюжан, Анфал Никитин двинулся к Вятке, желая изгнать из города Россохина, однако ночной штурм устюжан окончился неудачей: они были наголову разбиты вятским войском, причём сам Анфал и его сын Нестор были убиты.

В контексте этих событий понятно, почему овраг ещё более трёхсот лет назывался "Вздерихинским": обыденному сознанию вятчан трудно было увидеть в этой битве трагедию, когда "своя своих не познаша и побиша", и почти невозможно назвать "своими" устюжан, которые с оружием в руках и дерзкими помыслами пришли той ночью на Вятку. Для них победа в этой битве ещё долгие годы была примером ратной доблести предков, сумевших защитить свой город от захватчиков, "иноплеменников". А захватчикам часовен не ставят, и их именами ни улиц, ни оврагов не называют. Поэтому изменение названия оврага с "Вздерихинского" на "Раздерихинский" явилось не простым переименованием, а итогом глубокого осмысления вятчанами событий 1418 г., когда на смену "местечковому" патриотизму пришло другое понимание произошедшего. Конечно, определённую роль в этом сыграло включение Вятки в состав Московского государства. Но ещё большее значение имело духовное просвещение Вятки светом православной веры, которая позволила увидеть в устюжанах не только соседей, но также своих братьев и сестёр. Видимым знаком этого духовного переворота стал покаянный крест, установленный в 1592 г. в начале Раздерихинского оврага, по преданию, самим преп. Трифоном, архимандритом первого на Вятке мужского монастыря. Со временем крест был помещён в часовню Михаила Архангела, называемую также "устюжской".

В 1657 г. была создана самостоятельная Вятская и Великопермская епархия с центром в Хлынове. Известно, что первые вятские архиереи - епископ Александр (1657-1674) и архиепископ Иона (1674-1699) внимательно рассмотрели многие обычаи вятской старины. При этом какая-то часть их была отринута, другая - переосмыслена в христианской традиции. Тогда же при архиерейском доме владыки Ионы впервые сложился круг лиц, профессионально интересующихся местной историей, которыми были изучены древние летописи и на их основе составлены летописные сказания о древней истории Вятской земли. Трудно представить, чтобы история битвы в Раздерихинском овраге осталась вне поля зрения этих людей. Тем более, что в церковно-славянском языке эти слова очень близки не только звучанию, но и по смыслу: "разделяйся" - разделившийся, несогласный, враждующий, а "раздрешная" молитва - это молитва, разрешающая от грехов. Тогда же празднование свистуньи было включено в цикл послепасхальных торжеств и посвящено мысли о воскресении погибших воинов, которые из-за реальных политических разделений и обид не смогли тогда увидеть друг в друге своих братьев и сестёр по Отечеству и православной вере.

Окончательно такое понимание событий 1418 г. утвердилось во второй половине XVIII века: на плане Хлынова 1759 г. овраг ещё называется "Вздерихинским", а на плане Вятки 1784 г. уже появляется улица Раздерихинская. В 1875 г. на месте деревянной часовни была возведена каменная, простоявшая полвека и разрушенная в 1925 г. первой из вятских храмов. Тогда словно вновь разверзлась бездна междоусобицы, и вновь русские люди "своя своих не познаша и побиша". Покаянный крест чудом и трудами добрых людей был сохранён в запасниках Кировского областного художественного музея. Теперь он украшает экспозицию древнерусского зала.

Впервые о восстановлении Устюжской часовни заговорили в начале 1990-х годов. Тогда казалось, что с падением коммунизма остались далеко в прошлом все разделения времён диктатуры пролетариата и поголовного атеизма. Но жизнь вновь оказалась сложнее и уже очень скоро отрезвила нас. В 1996 г. Устюжскую часовню взялся восстановить известный на Вятке предприниматель Артур Крундышев, но был убит в октябре того же года кем-то из "своих", вятских. О часовне вновь забыли на несколько лет. В 1999 г. она всё же была восстановлена тщанием городских властей к юбилею города, но кое-кто до сих пор не может простить вятскому градоначальнику В.А. Киселеву, что он потратил на это доброе дело деньги из городской казны. Закончилась ли на Вятке междоусобица?

Символично, что судьба Раздерихинской улицы была также решена в дни "красного террора": 23 сентября 1918 г. она стала "5-ой Советской линией", а 11 июня 1923 г. была названа улицей Труда. Так вместо уникального, единственного в своем роде вятского имени на карте города появилось ещё одно банальное название.

29 сентября 2004 г.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Балыбердин:
Тест на человеколюбие
В Кирове состоялись беспрецедентно многолюдные публичные слушания по поводу установки памятника Царской Семье; окончательное решение предстоит принять Кировской городской Думе
19.06.2018
Памятник побеждающей любви
Не будем враждовать и обижаться на тех, кто выступает против установки в г. Кирове (Вятке) памятника Царской семье
18.06.2018
Особый дар
4 января не стало митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа
09.02.2011
Пешешествия неофита в поисках смысла Великорецкого крестного хода
или откровенная беседа с друзьями о том, как я пошел в Великорецкий крестный ход, почему перестал в него ходить и пойду ли снова?
12.06.2010
Протоиерей Александр Балыбердин: "Это решение - наиболее адекватно сложившейся ситуации"
Секретарь Вятской епархии положительно отозвался о решение руководства Кировской области вынести вопрос о переименовании города на референдум
30.06.2009
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы