История Слободского спуска

Улицы Вятки

Среди исторических названий, которыми наполнен воздух каждого древнего русского города, нет ни одного случайного или надуманного. Все они так или иначе связаны с его историей. И порой не имеет значения, что это название принадлежит не широкому проспекту, а скромному переулку или спуску по руслу городского оврага. Все они одинаково дороги нам. Каждое из них может о многом поведать и пытливому уму, и любящему сердцу.

За спуском по руслу Раздерихинского оврага издавна закрепилось название Слободского. Человека, знакомого с историей Вятки, это не может не удивить. Согласно местному преданию, в 1418 г. здесь произошла легендарная битва вятчан с устюжанами, однако название "Устюжская" почему-то закрепилось за поставленной здесь часовней, но не за спуском, в начале которого она была утверждена. Более века жизнь спуска была неразрывно связана с речным портом: в мае 1861 г. по реке Вятке пошЈл первый пароход, с 1874 г. началось регулярное движение судов, однако спуск не был назван ни "Портовым", ни "Пароходным". Он мог бы вообще не получить своего особенного имени, отличного от имени оврага. Но получил. Почему? И снова ответы на эти вопросы следует искать в истории Вятки.

Принято считать, что начавшееся в IX-XII веках заселение Вятской земли русскими людьми шло своеобразными волнами. Об этом могут многое рассказать не только древние летописи, но также местные названия рек, озЈр, сел и даже фамилии вятчан. Первая волна русской колонизации была связана с Новгородом Великим, однако новгородцы почти не оставили на Вятке своих, присущих именно их краю названий. По мнению П.Н. Луппова, это связано как с их малочисленностью, так и с самим характером новгородской экспансии: ушкуйников интересовала прежде всего добыча, жили они несколькими укреплЈнными поселениями, почти не вступая в контакты с местными племенами. В 1391 г. Вятская земля подверглась опустошительному походу татарского царевича Бектута, в результате которого и без того немногочисленные русские поселения в бассейне рек Вятки и Чепцы пострадали или были полностью разрушены.

В конце XIV века Вятку накрыла вторая волна русских переселенцев - на этот раз из северо-восточных русских княжеств - БелозЈрского, Галицкого и Суздальско-Нижегородского, вотчиной которого в 1378 г. формально стала Вятская земля. Судя по обилию оставленных ими на карте области названий, эта волна колонизации была более масштабной и продолжительной. Названия Чепца, Святица, Кырмыж, Медяна, Кстинино, Бритовская, Полой и многие другие принесены к нам с северо-востока Руси. Именно на этом этапе колонизации в 1455 г. на высоком берегу реки Вятки был воздвигнут хорошо укреплЈнный кремль города Вятки, названный Хлыновом, впервые в общерусских летописях упоминаются Котельнич, Орлов и Слободской. Этот процесс закрепляется вхождением Вятской земли в состав Московского государства: на еЈ карте появляются Уржум (1554 г.), Кикнур (1555 г.), Кайгород (1558 г.), Яранск и ЦарЈвосанчурск (1584 г.), Малмыж, Вятские Поляны и Кукарка.

Какое же отношение вся эта история имеет к Слободскому спуску? Вид на Федоровскую церковь через Раздерихинский овраг. Фото начала XX векаСамое прямое. Его название тесно связано с третьей волной русской колонизации Вятской земли, которая поднялась в конце XVI века и могучим потоком прошла по нашему краю, оставляя на его карте названия, рождЈнные на Русском Севере: Орлов (город с таким названием есть не только на Вятке, но и на реке Юг в 60 км. от Великого Устюга), реки Великая и Воя (притоки Сухоны). Вятские фамилии Устюжанин, Вылегжанин, Вычегжанин, Двинин когда-то были прозвищами людей, пришедших на Вятку из Великого Устюга, с Вычегды и Северной Двины. Именно тогда напротив Хлынова на другом берегу реки Вятки возникла слобода Дымково, всемирно прославившая Вятскую землю своим уникальным промыслом - дымковской игрушкой. Мы так привыкли считать "дымку" визитной карточкой Вятской земли, что, приехав впервые в Великий Устюг, с удивлением замечаем на противоположном берегу реки Сухоны слободу с таким же названием - Дымково. Можно предположить, что вятское Дымково было основано выходцами из этой устюжской слободы. С Хлыновым слобода Дымково соединялась переправой в районе Раздерихинского оврага: летом - речной, зимой - санной. Переправа была столь оживлЈнной, что именно здесь в июне 1806 г. началось строительство первого в городе плавучего моста через реку Вятку, соединившего Хлынов со слободой Дымково. И всЈ-таки было бы более обоснованно считать, что Слободской спуск получил название не по имени слободы Дымково, а по имени оживлЈнного Слободского тракта, который для жителей и гостей Хлынова начинался именно в Раздерихинском овраге, а Дымково было лишь первым населЈнным пунктом на их пути.

Возникновение Слободского тракта также связано с третьей волной русской колонизации Вятской земли. Он возник в конце XVI века, когда через Хлынов и Слободской прошли два больших торговых пути: один - через Кайгород в Сибирь, другой - через Шестаков к Ношульской пристани на реке Лузе и далее через Архангельск и Белое море в страны Северной Европы. Следующие XVII и XVIII века были временем расцвета Слободского тракта. Особенно плодотворным это время стало для слободского купечества, которое уже тогда активно участвовало в английской торговле, осуществлявшейся через Архангельский порт.

Если русские товары текли по этому тракту в северном направлении, то деньги и людские потоки - наоборот, в южном. Особенно активно вятские земли заселялись выходцами из Архангельской и Устюжской земли в первой половине XVI века: тогда согласно "Писцовым книгам" число переселившихся в Хлынов из Поморья домохозяев увеличилось с 6 в 1615 г. до 49 в 1646 г. В 1652 г. ими было основано пригородное село Макарье. Напомним, что выходцем с Русского Севера был и преп. Трифон Вятский - уроженец Архангельской земли. Из жития преподобного нам известно, что несправедливо изгнанный из основанной им обители преп. Трифон пришел в Слободской и основал там ещЈ один мужской монастырь.

Во второй половине XVIII века Слободской тракт уже отчасти потерял своЈ былое значение. С основанием Санкт-Петербурга европейская торговля стала в основном осуществляться в обход Архангельска. Тогда же несколько изменил направление сибирский торговый путь: минуя Вятку, он прошЈл в Сибирь через Казань, Малмыж и Соликамск. Однако ранее в годы расцвета Слободского тракта местным купечеством был положен столь основательный задел, что и многим позже город Слободской немногим уступал губернской Вятке, а в чЈм-то и превосходил еЈ. Достаточно вспомнить, что именно слободской купец Ксенофонт Анфилатов открыл в 1806 г. торговлю с Америкой, а в 1809 г. основал в родном городе первый в России общественный банк.

Вот какие удивительные и богатые воспоминания из прошлого Вятской земли связаны с этой крошечной часть старого города - Слободским спуском по руслу Раздерихинского оврага.

8 октября 2004 г.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Балыбердин:
Тест на человеколюбие
В Кирове состоялись беспрецедентно многолюдные публичные слушания по поводу установки памятника Царской Семье; окончательное решение предстоит принять Кировской городской Думе
19.06.2018
Памятник побеждающей любви
Не будем враждовать и обижаться на тех, кто выступает против установки в г. Кирове (Вятке) памятника Царской семье
18.06.2018
Особый дар
4 января не стало митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа
09.02.2011
Пешешествия неофита в поисках смысла Великорецкого крестного хода
или откровенная беседа с друзьями о том, как я пошел в Великорецкий крестный ход, почему перестал в него ходить и пойду ли снова?
12.06.2010
Протоиерей Александр Балыбердин: "Это решение - наиболее адекватно сложившейся ситуации"
Секретарь Вятской епархии положительно отозвался о решение руководства Кировской области вынести вопрос о переименовании города на референдум
30.06.2009
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы