Вертикаль духовной власти

В реформаторском порыве чиновники добрались до религии

Реорганизация политической системы страны, провозглашенная президентом страны, похоже, была воспринята некоторыми чиновниками как дело, требующее тотального подхода. Ограничиваться сугубо материальной сферой им показалось неправильно. Поэтому в недрах администрации президента Татарстана родилась идея ни больше ни меньше как реформировать ислам.
В минувшую субботу, выступая на общественном форуме "Диалог цивилизаций", проходящем в эти дни в Греции, с такой инициативой выступил советник президента Татарстана Рафаэль Хакимов. В духе восточной мудрости о Магомете и горе чиновник заявил, что в таком светском государстве, как Россия, сегодня невозможно придерживаться традиционных направлений ислама и поэтому необходимо ислам реформировать, то есть привести его в соответствие с "веяниями времени". Видимо, имелась в виду выстраиваемая президентом вертикаль власти. Правда, такой подход в республике поддерживают не все. Так, первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов напомнил, что предпринятая в XVIII веке попытка реформировать ислам вылилась в такое экстремистское течение, как ваххабизм. "Кто знает, не получится ли новый плод реформы еще хуже, чем этот", - предупредил г-н Якупов. Зато зампред духовного управления мусульман европейской части России Фарид Асадуллин, хотя и выступил против реформы ислама, но предложил отойти от "стереотипного понимания исламских канонов".
Вообще религиозный фактор в российской политике с каждым годом проявляется все отчетливее. Так, в разгар войны в Ираке председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин объявил джихад Америке, но после окрика из Кремля был вынужден объяснять, что его неверно поняли. За светскими политическими реалиями внимательно следят и представители других конфессий России. "НИ" уже писали о создании Корпорации православного действия (КПД). У истоков КПД стоит председатель Совета по национальной стратегии, политолог Станислав Белковский. Вошедшие в корпорацию известные священники и православные миряне ставят перед собой задачу создания нового класса православных политиков. Можно вспомнить и как в разгар борьбы с олигархами в феврале этого года по инициативе патриарха Всея Руси Алексия II (кстати, почетного доктора Российской академии госслужбы при президенте РФ) на пленарном заседании VIII Всемирного Русского народного собора был принят "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании", эдакий кодекс православного бизнесмена. Отметился недавно и известный любитель шахмат и защитник буддистов президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Весь прошлый год он яростно сражался с российским МИД, который отказал Далай-ламе в российской визе. Напомним, что лидер буддистов, как глава Тибета, не признает вхождения своей родины в состав КНР и считается китайскими властями сепаратистом. Поэтому любая страна, впустившая его к себе, рискует серьезно поссориться с официальным Пекином. Но неделю назад после официального визита премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао г-н Илюмжинов вдруг изменил своим убеждениям и заявил, что "поддерживает позицию Китая по Тибету".
По мнению директора Института проблем глобализации Бориса Кагарлицкого, сегодня присутствие священников на разных государственных мероприятиях и их заявления по вопросам, не относящимся напрямую к религиозной компетенции, становятся элементом политической повседневности. "Власть активно подталкивает церковь занять некую политическую нишу, - сообщил политолог "НИ". - Но трудно представить себе ситуацию, когда церковь ведет политическую игру, не оглядываясь на Кремль". Более того, г-н Кагарлицкий уверен, что это не в интересах самой церкви, ведь нынешняя политическая конъюнктура не вечна, и рано или поздно ей на смену придет другая. "И тогда РПЦ придется расплачиваться за слишком тесное сближение с властью", - подчеркнул он.
Что касается других религиозных конфессий в России, то они, по мнению политолога, не востребованы со стороны власти, так как по сравнению с РПЦ не обладают ни ресурсами, ни политическим влиянием.

4 октября 2004 г.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владлен Максимов:
Чужие в России
Почти половина наших сограждан не любит иммигрантов
23.05.2005
Не ограбили, так подпалили
В Подмосковье сгорела "историческая" синагога
11.05.2005
Новые черносотенцы
В России возрождаются реакционные "бренды"
02.12.2004
Вертикаль духовной власти
В реформаторском порыве чиновники добрались до религии
08.10.2004
Месть и закон
Остановит ли угроза смертной казни террористов-смертников?
10.09.2004
Все статьи автора