Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Государственная недостаточность

Юрий  Поляков, Литературная газета

03.10.2004

РОССИЯ ПОСЛЕ "БЕСЛАНКОСТА"
После бесланской катастрофы, я бы даже сказал, после "Бесланкоста", в эфирных и газетных спорах было много сказано о том, кто виноват, что нам теперь делать, и даже про то, что делать с теми, кто виноват. В основном упрекали власть в слабости... Хотя, впрочем, все упрекавшие отлично сознавали: ещЈ несколько лет назад наше государство вообще пребывало в состоянии комы, а некоторые из упрекавших в своЈ время даже хорошо потрудились, чтобы вогнать державу в эту самую кому. Однако, рассуждая о послебесланском устройстве России, речь вели больше о практических вопросах: усилить, уговорить, ужесточить, уплатить, уничтожить. Если же речь заходила о духовном аспекте, то почти все говорили одно и то же: народ должен сплотиться перед угрозой терроризма. Но о том, как сплотиться, и главное - вокруг чего, почти все умалчивали. И не случайно, ибо "государственная недостаточность", которой вдруг все озаботились, заключена в первую очередь в наших головах и только во вторую очередь в структурах власти.

Но откуда она в наших головах взялась и почему так надолго в них задержалась? В самом деле, со времени разрушения Советского государства со всеми его достоинствами и пороками прошло уже тринадцать лет. Для сравнения: через десять лет после братоубийственной, разрушительной революции в нашей стране началась индустриализация, через двенадцать лет после окончания страшной Великой Отечественной войны, ещЈ не наевшись вдоволь, мы первыми в истории человечества вышли в космос. Думаю, теперь уже никто, по крайней мере среди читателей "ЛГ", не считает, что, приводя эти аргументы, я впадаю в дешЈвую "совковую" пропаганду. Возможен иной упрЈк: я забываю о цене упомянутых побед. Нет, не забываю, она была чудовищна. Но при этом я хорошо помню, что мы с вами, дорогие современники, за наше минувшее беспобедное тринадцатилетие заплатили, по крайней мере, сопоставимую цену. Просто она ещЈ по-настоящему не сложена, а подсчитаем - обязательно прослезимся!

А теперь, чтобы понять, откуда взялась в наших головах "государственная недостаточность", давайте вспомним, что нам показывало телевидение в промежутках между жуткими сообщениями о "бесланкосте" и его последствиях! Нет, речь не об оставшихся в программах легкомысленных, не соответствовавших скорбному моменту передачах. Будем объективны: мгновенно и полностью изменить сетку вещания невозможно, это знает любой нечуждый телевизионного ремесла человек. Речь о другом. Вот, например, на НТВ в информационном блоке нам с какой-то плохо скрываемой радостью сообщили о том, что начались торжества, посвящЈнные 150-летию Крымской войны, в которой Россия потерпела позорное и сокрушительное поражение. Согласитесь, странное стремление, как говорится, "до кучи", напомнить стране, пребывающей в общенациональном террористическом шоке, о еЈ былых геополитических провалах. Сомневаюсь, чтобы американцам, потрясЈнным катастрофой 11 сентября, талдычили по телевизору о надвигающемся 60-летии погрома ПЈрл-Харбора...

УРАГАН "ИВАН ГРОЗНЫЙ"

Однако можно взглянуть на ситуацию и по-другому: а с чего, собственно, на НТВ взяли, что Россия потерпела "позорное и сокрушительное поражение"? Во-первых, обескровив мощную коалицию держав, наша страна потеряла только Севастополь, отразив противника на Севере, Балтике, Камчатке, а в Закавказье МуравьЈв вообще одержал победу, взяв Карс. Это я ещЈ со школы помню. Во-вторых, вчерашние союзники, как всегда, отплатили чЈрной неблагодарностью чрезмерно, на их взгляд, усилившейся России, которая несколько десятилетий выполняла благородную миссию "жандарма Европы", оберегая территориальную целостность стран, блюдя послевоенное устройство континента, а также борясь с революциями - тогдашним организованным терроризмом. А ведь к революциям как к историческому явлению резко отрицательно относятся, между прочим, все наши телевизионные каналы, начиная с НТВ и заканчивая МузТВ. Но к России они, очевидно, относятся ещЈ хуже...

Прав, по-моему, историк В.Шамбаров: наша страна потерпела поражение скорее не в Севастопольской кампании, а в той информационной войне, которую против неЈ развернула передовая Европа, что в конечном счЈте и обусловило печальные для нас дипломатические и геополитические последствия того вооружЈнного противостояния. Конечно, эта точка зрения дискуссионна, как спорна и позиция политинформаторов НТВ. Но почему же из двух спорных точек зрения "медийцы" упорно выбирают именно ту, которая формирует у общества негативный образ своей державы, не важно - на нынешнем или на давно пройденном этапе. Образ эдакой злобной геополитической неудачницы.

Почему с таким удовольствием наша эфирная челядь повторяет название урагана "Иван Грозный"? И никто ни на одном канале даже не обмолвился о том, что этому страшному вихрю куда больше подошли бы имена Аттилы, Барбароссы или Наполеона, чьи разрушительные походы ни в какое сравнение не идут с приграничной экспансией Ивана Васильевича, который к тому же и во внутриполитической жестокости сильно уступал своим западным венценосным современникам. Впрочем, Венгрия, Германия и Франция - члены НАТО, поэтому называть ураган именами их исторических персонажей неполиткорректно. Россия же - другое дело. И лично мне совершенно понятно, зачем заокеанцы решили таким, прямо скажем, остроумным способом напомнить миру о разрушительной угрозе, якобы традиционно исходящей от нашей страны. А вот почему наше ТВ это напоминание охотно ретранслирует, на подсознательном уровне усугубляя "государственную недостаточность" в наших головах, мы поговорим чуть ниже.

ЧіРНЫЕ МИФОТВОРЦЫ

В эти же дни на Первом канале продюсер К.Эрнст показывал нам сериал "Диверсант", снятый, между прочим, на казЈнные деньги и посвящЈнный, кстати сказать, приближающемуся 60-летию Великой Победы. Я, конечно, не фронтовик, но по роду своей научной и писательской работы много занимался военной темой - читал источники, сидел в архивах, собирал устные рассказы участников войны, выпустил книгу о судьбе и стихах поэта-фронтовика Георгия Суворова. И должен признать: та правда о войне, к которой мне удалось прикоснуться, очень далека от светлого мифа, созданного советским искусством. Но та, доходящая до нелепости концентрация негатива, что предлагают нам создатели "Диверсанта", - это уже не правда, а чЈрный миф о народной войне, причЈм с отчЈтливым русофобским оттенком. Не случайно садист-особист, терзающий мальчишку-разведчика, добывшего ценнейший оперативный материал, постоянно к месту и не к месту цитирует Есенина. Командир диверсионной группы, едва заброшенный в Германию со сложнейшим заданием, хлещет под презрительным взглядом "немецкого товарища" жидкость для укрепления кошачьей шерсти. Генерал, простонародно вышедший умыться в трусах, отдаЈт под трибунал разведчика, не понявшего, с кем имеет дело... Разумеется, все наши диверсанты, прошедшие, надо полагать, жесточайший контроль при отборе в разведшколу, оказываются детьми раскулаченных или расстрелянных врагов народа, а то и просто живут по украденным документам. Их наставники и командиры - сборище садистов-интриганов, до судорог страшащихся начальства, но генерал при этом в разговоре с подчинЈнным запросто называет сурового Верховного главнокомандующего не иначе как "наш Сосо"...

Я бы не стал так подробно останавливаться на этой типичной развесистой "эрнстовщине", если бы она не иллюстрировала одну очень нехорошую тенденцию всего нынешнего российского культурно-информационного пространства. Согласитесь, всЈ это очень напоминает западное, высокомерно-отчуждЈнное, до смешного некомпетентное представление о нашей истории, да и вообще о нашем народе. Понимаете: нас учат смотреть на своЈ как на чужое! Это очень опасно! Именно с этого начинается утрата культурной самоидентификации, а потом археологи недоумевают, куда это без всяких войн девалась богатая и могучая цивилизация, развивавшаяся вроде бы вполне нормально?

Вы замечали, как по поводу чужих праздников наше телевидение обычно захлЈбывается от щенячьего восторга? Ах, День благодарения, ах, хэллоуин, ах, двухсотпятнадцатая годовщина Великой французской революции! А про двухсотлетие перехода Суворова через Альпы, наверное, только одна "Литературная газета" и вспомнила. Нет, впрочем, была ещЈ какая-то телепередача про то, что через Альпы ходить вообще не стоило, да и не такой уж военный гений Суворов, как думали раньше. Во всех странах, у всех людей есть простительная слабость: к юбилейным датам "подсветлять" минувшие события. У нас же, наоборот, их "подчерняют", причЈм, повторяю, за казЈнный счЈт. А ведь любое историческое свершение, отдаляясь, неизбежно возвышается и героизируется. У нас же почему-то наоборот - унижается и иронизируется. Когда я смотрю то, что наше телевидение делает к 60-летию Победы, у меня иногда возникает ощущение, будто оно готовит своего рода Антипобеду. (По аналогии с комсомольскими Антипасхами времЈн принудительного советского атеизма). "ЛГ" и некоторые другие издания пишут об этом постоянно, а толку?..

ОТЧИЗНОФОБИЯ ЗА КАЗіННЫЙ СЧіТ

Да мало ли о чЈм мы пишем! Например, пишем о том, что иные литераторы, приезжающие в составе официальных российских делегаций на различные творческие конференции и книжные ярмарки, едва завидев первый микрофон, начинают нести пославшую их за рубеж державу с такой страстью, словно они только-только чудом вырвались из застенков Лубянки и даже ещЈ тюремную робу не сняли. ПричЈм всЈ это с удовольствием слушают не только доверчивые западные интеллектуалы, но порой и высокие чины профильных российских министерств, благосклонно при этом улыбаясь: вот, дескать, какие мы свободные!

Лично я за свободу и вольнодумство, я сам всегда смеялся над советскими писателями, жутко боявшимися хоть на полградуса отойти от линии партии. Но мы сегодня живЈм в стране, где свободы слова больше, чем здравого смысла. Ведь казалось бы: езжай за свой счЈт и ругай кого хочешь! Однако ж нет: у нас развилось неведомое на Западе "державопоносительство" за казЈнный счЈт. Оказывается, за публичное презрение к Отечеству можно ещЈ и суточные получать. Сквернослова-то понять можно: сами по себе его книжки там никому не нужны, Запад всегда ценил российского писателя не за талант, а за политическую бодливость. Но как понять государство, которое само финансирует чЈрный пиар против себя? И когда же наконец наша продвинутая творческая интеллигенция поймЈт, что патриотизм - это всего лишь порядочность по отношению к собственной стране!

В том же ряду стоят изданные за казЈнный счЈт школьные учебники, после которых родная история кажется чем-то постыдным и хочется, как говорится, сыграть за другую команду. С той же государственной недостаточностью в сфере образования связано вытеснение литературы из учебных программ. А ведь именно родное слово, отточенное классиками, закладывает в нас национальный культурный код. Человек, вовремя не прочитавший Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Шолохова, будет иметь к России скорее паспортную, нежели духовную принадлежность!

А вот ещЈ случай! Будучи в провинциальной юношеской библиотеке, я попросил показать мне, какие книги таятся в бандероли, присланной для пополнения фондов полугосударственной благотворительной лавочкой, носящей весЈлое имя "Пушкин". Показали: сверху лежал сборник французской маргинальной секспрозы, полузапрещЈнной даже у себя на родине, далее шла отечественная экспериментальная и экскрементальная литература, а следом книги по отечественной истории, объединЈнные общим разоблачительно-осудительным пафосом... Напомню, речь идЈт о провинциальной юношеской библиотеке, а покупались книги опять же за казЈнный счЈт!

Кто же, спрашивается, додумался до такой посылочки детям?

ЧТО ТАКОЕ "ГЕРОСТРАТА"?

В каждом народе, в каждом обществе, во все времена имеются группы людей, которые нацелены на уничтожение существующего порядка вещей и которых я обозначил бы термином "герострата". Этот неологизм составлен мной из двух слов: "Герострат" и "страта" (общественный слой). Возможно, кто-то увидит здесь аналогию с гумилЈвской "антисистемой" и будет, конечно, прав. Любой человек, интересующийся историей, неизбежно задумывается над природой саморазрушительных процессов в обществе. Когда землетрясение обрушивает колосса на глиняных ногах, это понятно. Но ведь СССР-то рухнул в эпоху "сейсмического" затишья!

Надо сказать прямо: люди, составляющие нашу отечественную "герострату", принципиально считают российскую цивилизацию низшей по сравнению с Западом и убеждены, что она для своего же блага должна исчезнуть как самодостаточное культурно-историческое целое, став подчинЈнной частью западного мира... Что лежит в основе этого неприятия, что приводит людей в "герострату" - особенности личности, специфика биографии, особое семейное воспитание или какие-то параисторические энергии, пронизывающие нас, - вопрос сложный, не изученный и даже табуированный. Но такие люди были всегда и везде. Гейне, например, явно предпочитал Францию родной Германии, хотя был выдающимся немецким поэтом. Сталкивался я и с комическими случаями. Например, одна дама очень сильно невзлюбила "эту страну", потому что ей так и не удалось здесь найти достойного мужа...

"Герострата" особенно востребована во времена революционных сломов, ибо, во-первых, любит и умеет ломать, а во-вторых, не испытывает к объекту ликвидации никаких привязанностей. А ведь, как известно, даже опытные хирурги стараются не оперировать близких людей: рука может дрогнуть. У настоящего представителя "геростраты" не дрогнет, лишЈн он и "патриотических предрассудков". Достаточно вспомнить интернационал-большевиков, органично сочетавших суровое служение пролетарскому делу с работой на германский Генеральный штаб. Или, например, "гарвардских плохишей" периода шоковых реформ, наводнивших коридоры нашей власти своими друзьями - американскими экспертами в штатском. Кстати, национальная принадлежность чаще всего ни при чЈм. "Герострата" - принципиально внеплеменное явление, как бы кому не хотелось объяснить политические взгляды того или иного деятеля формой его носа или девичьей фамилией его жены.

Но ведь сегодня, скажете вы, питомцев "геростраты" во власти почти не осталось! Согласен: они уже, хочется думать, не определяют нашу внутреннюю и внешнюю политику, хотя нынешняя внутренняя и внешняя политика во многом определяется именно тем, что они успели наворотить за своЈ недолгое пребывание у кормила (имеются в виду оба значения этого слова). А вот в информационно-идеологической сфере (прежде всего в электронных СМИ) представители "геростраты" до сих пор занимают ключевые позиции.

Я бы даже сказал, что мы имеем сегодня своего рода двоевластие. Власть кремлЈвская и власть медийная ставят перед собой совершенно разные задачи и тянут страну в разные стороны. Первая, если воспользоваться историческими аналогиями, уже прошла этап "смены вех" и пытается строить национально сориентированную демократию в отдельно взятой стране, а вторая всЈ ещЈ самозабвенно служит идее мировой общечеловеческой революции, из-за которой явно торчат ослиные и слоновьи уши. Думаю, многие замечали, что российское телевидение зачастую комментирует решения российской власти с ироничным отчуждением: "Кремль сказал...", "Москва считает...", "федералы понесли потери...". Но ведь именно так о нас, вспомните, в разгар "холодной войны" говорил "Голос Америки", возглавляемый, кстати, беглым советским дипломатом.

Обратите внимание: большинство руководителей каналов и телеобозревателей, определяющих политическую направленность вещания, - это выдвиженцы конца 80-х и начала 90-х, когда страной руководила прорвавшаяся в Кремль "герострата". Где теперь их совыдвиженцы, работавшие тогда во властных структурах? В худшем случае на Канарах, в лучшем, как Козырев, занимаются своим делом - торгуют американскими пилюлями. А вот медийные кадры "геростраты" до сих пор при деле! В чЈм тут дело? Наверное, в особенностях российской либеральной интеллигенции, наконец-то осуществившей мечту всей жизни и получившей возможность говорить в эфире то же самое, что и на полудиссидентских кухнях. Произошло губительное для общества превращение человека подпольного в человека эфирного! Есть, правда, и ещЈ одна причина: у "политиков-практиков" до сих пор существует, по-моему, непонимание того, что в новейшей истории России "Останкино" - едва ли не самая главная башня Кремля. Они по-настоящему не понимают телевидения, и даже серьЈзные, волевые государственные мужи, попадая в эфир на допрос к пустейшему телеведущему, ведут себя порой как заробевшие пациенты на приЈме у проктолога...

"КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОВЕСТНОЕ"

Хочу сразу оговориться: я совершенно не предлагаю считать "герострату" внутренним врагом и супостатом. Человека, испытывающего неприязнь к собственной стране, можно лишь пожалеть, ведь нельзя же, в самом деле, гражданина, страдающего сенной лихорадкой, осуждать за нелюбовь к скошенной траве. Они такие. И по-человечески понять их можно: когда рушился советский строй, они почувствовали поддержку общества, оказались востребованы и к этой высокооплачиваемой востребованности привыкли, обзавелись виллами, винными погребами, дорогими увлечениями... Однако востребованность закончилась, а привычка к ней осталась. Очевидно и другое: с тем, что Россия возрождается в своей вековой парадигме, они не смирятся никогда. Традиционная Россия - неизбывный аллерген "геростраты". И, оставаясь эфирной властью, они будут всей мощью современных информационных технологий, всеми каверзами манипуляции сознанием противостоять самоукреплению страны.

Например, откровенная антигосударственность, царившая в эфире в 90-е, ныне стала невозможна, и ей на смену в качестве эвфемизма пришЈл изобретательный антисоветизм, когда важнейшая, во многом трагическая часть нашей истории изображается исключительно в духе глумливого негатива. В результате старики, честно прожившие жизнь, уходят, чувствуя себя соучастниками некоего страшного преступления. А молодЈжь вступает в мир с сознанием несмываемого родового советского греха... Возможно, отпрыск революционного клана Николай Сванидзе именно так и борется со своими семейно-коммунистическими комплексами, но с ними, полагаю, лучше бороться всЈ-таки в тихом кабинете психоаналитика, а не в телевизионной студии общероссийского канала...

Надеюсь, каждому нормальному человеку понятно: информационную, идеологическую, культурную политику нельзя оставлять в фактической монополии "геростраты". В министерствах культуры и образования этот процесс, кажется, пошЈл. Он будет труден, ибо давно замечено: чем человек хуже относится к своему государству, тем больше он любит государственные посты, льготы и награды. Что касается российского телевидения, то это, наверное, единственное место в мире, где при полном отсутствии профессионализма и таланта можно получать гигантские зарплаты только за одну приверженность общечеловеческим ценностям и отверженность от ценностей общероссийских.

Проблему эту нужно срочно решать, но, конечно, только так, как это принято в демократических странах. Для начала, например, надо организовать на ТВ долгожданные наблюдательные советы, которые есть во всЈм мире и которые пропорционально отразят нынешний политико-мировоззренческий спектр страны. Они должны обладать правом налагать "вето" на программы, разрушающие сознание людей, а также влиять на подбор эфирных кадров, не допуская, чтобы малообразованные негигиеничные губошлЈпы навязывались народу в качестве общенациональных златоустов. Но если в эти советы опять понабьются "совести интеллигенции" образца 91-го года, ничего не изменится, только усугубится. Возможно, проблему гражданского контроля над информационным пространством частично можно решить и в рамках предполагаемой Общественной палаты, но опять же если в ней соберутся дельные и самодостаточные люди. И, конечно, власть должна всерьЈз разобраться с тем, что мы имеем сегодня в верхних эшелонах ТВ: профессионалов, государственников или ватагу корыстных "менеджхедов", которые, плюя на качество вещания, хищно осваивают и присваивают казЈнные средства. Впрочем, зрителям ответ на этот вопрос давно уже известен. А вот власть, как обманутая жена, всЈ у нас узнаЈт последней...

Итак, на мой взгляд, "государственная недостаточность" в наших головах имеет по преимуществу эфирное происхождение... И мы никогда не выйдем из общенационального кризиса, если телевидение, оставаясь нашим "коллективным бессовестным", будет продолжать клонировать даже не граждан мира, но своего рода граждан магазинов "duty free". А это самый короткий путь к тому, чтобы сузить Россию до размеров Шереметьево-2...
28 сентября 2004 года



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме