Великий раскол

К 950-летию разделения между Восточной и Западной Церквами

Религия 
0
267
Время на чтение 9 минут

О событии, сильно повлиявшем на мировую историю, рассуждает протоиерей Александр ШАРГУНОВ, преподаватель Московской духовной академии и семинарии, настоятель московского храма Святителя Николая в Пыжах.

- Разделение Западной и Восточной христианских церквей 950 лет назад - это трагическое, но едва ли не случайное событие. Его надо рассматривать как уникальное стечение обстоятельств, или Православная церковь видит здесь скорее действие Провидения?

- Почти тысячелетний раскол дал церковным людям достаточно времени на размышление и осознание происшедшего. Казалось бы, какое значение для всей христианской церкви могло иметь событие, которое произошло 16-25 июля 1054 года между Константинопольским патриархатом - при отсутствии других восточных патриархов - и римскими легатами уже умершего к тому времени Папы Льва IX?

Разве мало было подобных размолвок в прошлом? Может, в самом деле, это было столкновение "двух сильных гордых личностей": патриарха Михаила Керуллария и кардинала Гумберта, как утверждают некоторые историки? И не преступная ли ошибка, восклицают они, придавать такому ничтожному фактически событию трагическое значение в жизни церкви?

Но ведь не может быть, чтобы это было случайно. Случайность в мировом историческом процессе, а тем более в жизни церкви недопустима. Церковь является центром Божественного плана спасения, и то, что с ней происходит, происходит по воле Божией, по воле Провидения.

- Вы говорите о неслучайности разделения церквей в смысле, что событие было исторически обусловленным?

- Не совсем так. Беспрецедентная лЈгкость разрыва церковных отношений в 1054 году объясняется давно назревшими отчуждениями. Исторические события, приведшие к разделению церквей, явились лишь внешним выражением более глубоких, давно назревших противоречий. Рано или поздно они должны были, конечно, вскрыться. Но противоречия эти не строго исторические и не культурные, как можно было бы подумать. Различия между Востоком и Западом в культуре и даже во взгляде на историю не приводили к трагическому распадению единства, пока спор не перешЈл в область вероучительную, догматическую.

Глубина и серьЈзность раскола была сознана практически мгновенно. Уже современники разделения церквей понимали, что раскол проходит через всЈ тело христианского мира. Митрополит Киевский Георгий менее чем через 20 лет писал для русской паствы "Стязание с латиною". В начале XII века митрополит Никифор наставлял о сути раскола волынского князя Ярослава. Один из величайших подвижников Русской церкви, преподобный Феодосий Печерский, счЈл нужным в то же время написать единственное, наверно, своЈ теоретическое сочинение: послание великому князю Изяславу "О вере варяжской".

Разобщению церквей сопутствовали и государственно-политические обстоятельства. Но ведь только потому эти обстоятельства имеют силу, что церковь - на Востоке и на Западе - подчиняется течению истории, не делает никаких усилий преодолеть его. Именно церковное общение, которое одно могло бы удержать церковь от разрыва и пересилить "естественное" разделение благодатным единством, нарушалось с каждым веком всЈ больше и больше. Все "естественно-исторические" причины разделения могут быть поняты, таким образом, только в контексте религиозном.

- Какие пункты расхождения между православием и католицизмом подчЈркивались современниками?

- Православной церковью двигали не корыстные мотивы, а понимание серьЈзности заблуждений латинской церкви. Греческие и русские иерархи, русские и греческие святые подвижники заботились о духовной защите русского народа, понимая, какую угрозу представляет католицизм.

Читая первые "прения с латинянами", поражаешься глубине и точности осознания причин разделения. Первое и главное отступление от истины православного исповедания - это вставка католиками в Символ веры так называемого Filioque. Как писал преподобный Феодосий: "А глаголют Духа Святаго исходяща от Отца и от Сына". Второй важнейший пункт: служение Евхаристии на пресном хлебе, "опресноках".

Современников раскола очень оскорбляли обрядовые различия в богослужении, в бытовом благочестии. Вне сомнения, эти различия, исключая богословские споры между двумя церквами о Евхаристии, имеют право на существование. Но допустимы могут быть только такие различия, которые не приводят к различию в вероучении.

Именно поэтому стремление осуществить евхаристическое общение двух церквей прежде достижения их догматического единства так же недопустимо, как, пользуясь выражением отца Павла Флоренского, "манипулировать святыми дарами". Полнота общения в сакраментальной жизни предполагает полное осуществление апостольской веры.

- Но обычно говорят о том, что папство присвоило себе помимо церковной светскую власть, а также стремилось владычествовать над всеми христианскими церквами. Разве не папизм был главной причиной разделения?

- Уже задолго до 1054 года мы видим два фактически исключающих друг друга представления о природе церкви.

В Риме всЈ отчЈтливее складывается совершенно определЈнное понимание папства как особых и Богоустановленных прав римского епископа во всей Вселенской церкви.

А на Востоке - совершенно иное понимание церковного устройства. Здесь каждая церковь-община имеет в себе полноту благодатной жизни, воплощает в себе единство Христа и церкви и вместе с тем столь же органически ощущает себя частью вселенского единства. СвоЈ освящение церковь получает от Господа путЈм апостольского преемства, и ниспосланные Основателем церкви дары освящения всегда остаются такими же, какими были они во времена апостолов. Но дары эти не составляют достояние какого-нибудь из апостолов, а дарованы соединЈнному любовью, причастному Божественной жизни апостольскому сонму.

Это означает, что церковь должна управляться единомыслием епископов, что служит отображением Троического союза единства. И насколько резко это противоположно взгляду латинскому, где Папа выше собора, выше всех епископов, вместе взятых!

Католицизм делает ударение на институциональном аспекте церкви, и рождается стремление организационного усовершенствования и укрепления церкви по стихиям мира сего. В результате земная еЈ часть становится почти самодовлеющей.

Согласно учению Православной церкви единственным главой церкви во все времена является сам Христос. Архиереи (включая патриархов, каким мог считаться и Папа Римский) имеют равные "административные" права, каждый в пределах своей епархии. Существует "первенство чести", авторитет, которым наделяются епископы наиболее значительных кафедр. С древних врЈмен действительно такое первенство признавалось за епископом Рима.

А в V веке среди всеобщего хаоса после крушения Западной Римской империи папы римские оказались на какое-то время единственной адекватной властью и в светском смысле. Что означало "первенство чести" и авторитет Рима в древней церкви? Первенство в любви, смысл которого - служение. "Больший из вас да будет всем слуга", - говорит Христос.

- Неужели Православная церковь "довольна" расколом, видит в нЈм скорее пользу, чем вред?

- Будучи по своему характеру противоположны Евангелию, аномалии в церковной жизни не могут сравниться с Евангелием по значению и в силу этого опровергнуть его. Их проявление не может изменить Божественного плана. Напротив, Бог по любви к человеку попускает проявиться расколам и нестроениям, чтобы исторгнуть из тела церкви образовавшиеся яды.

И в данном случае Бог обратил катастрофу раскола на пользу для христианского бытия Византии и Руси. Не будь столь резкого разделения, многие беды и заблуждения переходили бы из западного в восточный мир совершенно незамеченными. А так западные идеи были, так сказать, помечены как радиоактивным изотопом.

Например, святитель Феофан Затворник не рекомендовал пускаться в рассуждения о том, являются ли католики еретиками или не являются. "Наша церковь благосклонна к католикам", - писал он. И подчЈркивал далее признание действительности таинств и священства: "Только переходить к ним не надо; не всЈ верно у них".

- Одним из последствий раскола считается то, что судьба Руси сложилась отдельно от общеевропейских течений. Владимир СоловьЈв, например, видел в расколе с Римом корень всех российских бед...

- Ответ может показаться неожиданным, но в силу исторических условий в Западной церкви местный элемент возобладал над вселенским. На Западе восторжествовал провинциализм, то есть возведение частичного в значение всеобщего, местного во вселенское. Развитие этого порока привело к утрате кафоличности Западной церкви и открыло путь дальнейшему искажению церковного предания.

Католическая ментальность воспринимается нами, православными, именно как самозамкнутость, если угодно, "затхлость". И проблемы в этом христианском сообществе проистекают именно от отсутствия открытости.

- Звучит как парадокс, поскольку обычная точка зрения состоит именно в том, что восточное христианство - косное, замкнутое, оторванное от основного течения жизни.

- Это парадокс, но парадокс, заложенный в самой истории. Православие иначе воспринимает и течение жизни, и прогресс. И, по-нашему тоже, мир идЈт к совершенству. Но, как писал святитель Филарет, на пути встречает потоп, пожар Содома, разрушение Иерусалима, гонение на христианство и, наконец, времена антихриста. Ощущение трагичности прогресса на Западе было почти утрачено, и только немногие мыслители еЈ осознавали.

Сегодня в Католической церкви идут поиски формы, которая, как пишет один автор, "лучше выражает для нашего времени, с учЈтом различных культурных сфер, тайну спасения". Здесь невозможно процитировать всех авторов этого направления, даже тех, которые занимают видное место в церкви. К их числу относятся многие патентованные богословы, профессора семинарий, которые учат и публикуют свои произведения, исходящие из принципа свободного исследования. В основе этого нового богословия антропоцентрический постулат: что приемлемо и что неприемлемо для современного мышления? Поэтому из Писания выбираются произвольно слова и поступки Христа, говорящие лишь о Его человеческой природе.

- Возможен ли, полезен ли богословский диалог сейчас?

- 950 лет было достаточно, чтобы убедиться в одном: попытки лживой унии всегда приносили больше вреда, чем сам раскол между Западной и Восточной церквами. Ведь на каком фоне происходил бы диалог сегодня? Нам как бы говорят: "Мы уже не совсем уверены в своей правоте, вы, как надеемся, тоже сомневаетесь в чистоте православия, так давайте же искать примирения".

Католические богословы постоянно обращают внимание на то, что диалогу между Востоком и Западом в прошлом препятствовала часто взаимная неуступчивость, желание навязать другой стороне свой собственный способ видеть и выражать опыт веры.

II Ватиканский собор обсуждал эту проблему и пришЈл к заключению о законности различных способов подхода к вере, в особенности там, где это касается традиций Запада и восточных церквей.

- Такая православная позиция выглядит неуступчивой.

- В католицизме происходит резкая эрозия христианских основ.

Искать пути к примирению - это прекрасно, но можем ли мы закрыть глаза и не видеть, что параллельно ведутся точно такие же попытки примирения с протестантизмом, иудаизмом, исламом, буддизмом? И нас не может радовать, что современные католики включают в свой беспорядочный синтез и Православную церковь тоже.

Католицизм утрачивает некоторые черты своей исключительности. Но это измена западного христианства самому себе, и она в конечном счЈте не приближает католицизм к православию, а только отдаляет еще больше.

- Но как же заповедь о любви к ближнему? Не следует ли снизойти к "слабости" современного католицизма, ведь у христианства в целом столь серьезные враги: пропаганда гедонизма, "лЈгкой жизни", разврата?

- Мы, православные христиане, не можем относиться к вероучению как к оторванной от жизни "теории". Смещение акцента в догмате неизбежно отражается на духовной жизни, ведь догмат действительно неразрывно связан с заповедью. В католицизме, можно сказать, вторая заповедь о любви к ближнему начинает занимать место первой заповеди о любви к Богу.

И мы видим пагубные плоды этого явления в нравственной жизни Западной церкви. "Есть мораль, которую можно создать, - читаем в карманном катехизисе для церквей Франции, - но нет готовой морали, нет закона Небесного происхождения, нет кодекса, написанного в сердце. Мораль - это человеческое творение, одной из величайших задач человечества является создание законов".

Заповедь о любви приобретает совершенно новый смысл: любить - значит быть самим собою, значит осуществлять мораль ситуации без предписанных законов, и только в этом заключается великая свобода любви. Так обессмысливаются слова Блаженного Августина "Возлюби - и делай что хочешь", где возлюбить означает стяжать благодать Святого Духа через исполнение воли Божией.

Отказ от преемства авторитета и отрыв от Предания производят разрушительную работу в сознании верующих, а безразличие к истине неизбежно ведЈт к снижению нравственности. Оставление священного прибежища, как видим, крайне опасно для духовной жизни.

- И всЈ же, мы живЈм в столь катастрофическом мире, где христиане всех конфессий сталкиваются с одними теми же искушениями.

- С православной точки зрения следует рассматривать богословие не просто как созерцание, а как духовную матрицу всей жизни.

Поэтому исторические явления, определяющие этический кризис, с необходимостью вытекают из факторов, которые являются строго богословскими. И отпечатывание, проекция с этой матрицы происходит во всех сферах жизни.

Но подлинный экуменизм должен действительно проявляться в совместном противостоянии сатанизму, который в глобальном масштабе пытается поработить сознание современного человека. Прежде всего мы должны быть едины в этом. Ибо "если вы в малом не верны, кто даст вам большее?".

Православная церковь в своих отношениях к западному христианству движима именно любовью. И не только любовью к Истине, но и любовью к ближним. Именно сочувствие к католикам заставляет православных указывать им на их неправомыслие в вероучительных вопросах.

Вопросы задавалРоман Вершилло

N37, 22-28 сентября 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
25.04.2024 05:18
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06