Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Бог не по силам крест не дает

Александр  Рогов, Россiя

01.09.2004

В ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, были расстреляны свергнутый царь Николай II с семьей, включая несовершеннолетних детей, а также лейб-медик Е.С. Боткин и слуги. Сутки спустя еще несколько близких родственников Николая, в том числе сестра царицы, великая княгиня Елизавета Федоровна, были заживо сброшены в шахту под уральским городом Алапаевском.

Первая красавица Европы

Любимая внучка английской королевы Виктории, принцесса Элла, родилась в октябре 1864 года в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV. Ее матерью была принцесса Алиса, дочь королевы Англии. Девочке дали имя в честь родоначальницы Гессенского и Саксонского домов Елизаветы Тюрингской, причисленной к лику святых за дела милосердия Католической церковью в XIII веке.

В Европе в то время говорили, что в мире есть только две настоящие красавицы: Елизавета Австрийская, жена императора Франца-Иосифа, и принцесса Элла Гессен-Дармштадтская. Художники восклицали, что ее совершенная красота недоступна кисти.

Королева Виктория с большой неохотой дала благословение на ее брак с великим князем Сергеем (сыном Александра II и братом Александра III, дядей будущего царя Николая II), которого Элла знала с детства: он часто приезжал в их дом и гостил там месяцами. Королеву страшила непредсказуемость судьбы России. К тому же она знала, что все браки гессенских принцесс с представителями дома Романовых были несчастливыми.

Россия и православие

Россия покорила сердце первой невесты Европы красотой православных обрядов, богатой национальной культурой, обычаями, традициями, патриархальностью.

В 1888 году Элла вместе с мужем, который был председателем Православного палестинского общества, побывала в Гефсимании, на освящении храма Святой Марии Магдалины, построенного Александром III в память своей матери Марии Александровны. Поездка произвела на нее неизгладимое впечатление.Но прошло еще два года, прежде чем она написала письмо отцу, в котором сообщала о своем решении принять православие и умоляла дать ей благословение.

13 апреля 1891 года совершился переход Эллы в православие. При крещении она оставила себе имя Елизавета, избрав лишь другую небесную покровительницу – святую праведницу Елизавету, мать Иоанна Крестителя.

Во имя милосердия

Самое значимое в личности Елизаветы Федоровны – милосердие. На счету великой княгини множество добрых дел.

В Ильинском, подмосковном имении Сергея Александровича, стараниями Елизаветы Федоровны были построены школа, церковь и больница для крестьян.

Великая княгиня никогда не чуралась простого народа. Она ходила по притонам Хитровки, где ее называли “матушкой”, и уговаривала родителей передать ей для воспитания детей. Девочек устраивала в закрытые учебные заведения или приюты, где занимались их физическим и духовным воспитанием. Она организовала дом для чахоточных женщин.

4 февраля 1905 года Сергей Александрович был злодейски убит эсером И. Каляевым. По окончании траура Елизавета Федоровна решила всю свою жизнь посвятить служению обездоленным и с еще большим усердием отдалась благотворительным трудам.

Великая княгиня вела большую работу в московском отделении Российского общества Красного Креста и опеки раненых воинов, с 1905 года была его пожизненным председателем. Она возглавила и Православное палестинское общество.

Марфо-Мариинская обитель

В мае 1907 года, с благословения митрополита Московского и Коломенского Владимира, с помощью Городской думы, Елизавета Федоровна приобрела на свои деньги у купца и библиофила К.А. Соловьева владение с четырьмя двухэтажными домами и огромным садом в Замоскворечье, между улицами Большой Ордынкой (д. 34а) и Большой Полянкой. Так родилась Марфо-Мариинская обитель. Елизавета Федоровна решила назвать ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии, сестер Лазаря, которого Господь воскресил на четвертый день после смерти. В делах милосердия Елизавете Федоровне огромную помощь оказывала царская семья. Высочайший указ помог утверждению Устава обители в Синоде.

Официальная деятельность Марфо-Мариинской общины сестер милосердия началась 10 февраля 1909 года. Сестрами милосердия были женщины всех сословий в возрасте от 21 до 40 лет. Все они – княгини, нетитулованные дворянки, скромные мещанки и крестьянки – на равных трудились в больнице, аптеке, приюте, рукодельных мастерских.

В палатах лазарета, открытого еще в октябре 1907 года, с первого дня содержались раненые на Русско-японской войне воины. Когда их выписали, лазарет превратили в больницу для хирургических больных.

В приюте для сирот община содержала две группы по 24 мальчика и девочки. В классах приюта община организовала воскресную школу для обучения грамоте женщин округи. В общинной библиотеке было две тысячи книг, они выдавались бесплатно. Бесплатная столовая общины выдавала беднякам до 140 тысяч обедов в год.

Когда началась Первая мировая война, больница общины полностью перешла на обслуживание раненых и больных воинов. На средства благотворителей в ней было открыто 65 новых мест. Многие сестры были приглашены в госпитали, а затем и в полевые лазареты. Великая княгиня навещала в лазаретах и русских, и немецких, и австрийских солдат, считая, что истинная христианка должна оказывать внимание всем страдальцам. Это вызвало волну сплетен: по Москве поползли слухи, что настоятельница Марфо-Мариинской обители – немецкая шпионка. В 1916 году к воротам общины подошла возбужденная толпа и потребовала выдачи великого герцога Гессенского Эрнеста – брата Елизаветы Федоровны, якобы приехавшего для тайных переговоров о сепаратном мире. Обстановка накалилась. Тогда настоятельница открыла ворота и спокойно пригласила охотников обыскать помещения. Пораженная ее смелостью и спокойствием толпа затихла и растаяла.

Мученическая смерть

Весной 1917 года великая княгиня писала своей сестре Виктории: “. Вся наша страна раскромсана на маленькие кусочки. Все, что было собрано веками, – уничтожено, и уничтожено нашим собственным народом, который я люблю всем моим сердцем. Действительно, они морально больны и слепы, чтобы не видеть, куда мы идем. И сердце болит, но я не испытываю горечи. Можешь ли ты критиковать или осудить человека, который находится в бреду, безумного? Ты только и можешь жалеть его и жаждать найти для него хороших попечителей, которые могли бы уберечь его от разгрома всего и убийства тех, кто на его пути.” Графине Александре Олсуфьевой былo адресовано письмо: “Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет.”

С началом октябрьского переворота судьба общины стала неопределенной. Говорили о ликвидации ее как гнезда “мракобесия и контрреволюции”.

Елизавета Федоровна была арестована на третий день Пасхи 1918 года. К воротам общины подкатил автомобиль с латышскими стрелками, ей велели немедленно собираться. Настоятельница попросила дать ей два часа, чтобы сделать необходимые распоряжения, назначить себе заместительницу и попрощаться с сестрами. Ей дали полчаса. 54-летнюю Елизавету Федоровну увезли вместе с келейницей Варварой Яковлевой и сестрой милосердия Екатериной Янышевой, которые вызвались сопровождать настоятельницу.

В ночь на 18 июля 1918 года, через сутки после расстрела царской семьи, Елизавету Федоровну заживо сбросили в шахту под Алапаевском. Вместе с ней погибли ее келейница, крестная сестра Варвара Яковлева; великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Федор Ремиз; три сына великого князя Константина Константиновича – Иоанн, Константин и Игорь; молодой князь Владимир Палей, сын великого князя Павла Александровича.

Все, кроме великого князя Сергея Михайловича (он стал сопротивляться, схватил одного из палачей за горло, и его убили выстрелом из револьвера в голову), были сброшены в шахту живыми. Великая княгиня упала не на дно шахты, а на небольшой выступ на глубине 15 метров. Палачи, сбросив свои жертвы в шахту, забросали ее гранатами, чтобы скрыть следы преступления. От гранат погиб только Федор Ремиз. Остальные умирали медленно.

Даже перед смертью Елизавета Федоровна молилась за своих палачей и пыталась облегчить страдания других жертв. Страдая от переломов и ушибов, Елизавета Федоровна, разорвав свой апостольник, перевязала раненую голову Иоанна Константиновича, который упал рядом с ней. Пением “Херувимской” и “Спаси, Господи!” Елизавета Федоровна старалась подбодрить всех, избавить от страха надвигающейся смерти.

Большевики старались скрыть следы своего преступления, но жизнь рассудила иначе. Подробности трагедии стали известны из показаний очевидцев и материалов следствия, проведенного следователем Николаем Алексеевичем Соколовым по поручению адмирала Колчака.

При отступлении Белой армии гробы с останками жертв алапаевской трагедии попали сперва в Читу (июль 1919 года), а затем, в апреле 1920 года, в Русскую духовную миссию в Пекине. Сестра и брат Елизаветы Федоровны пожелали, чтобы тела великой княгини и Варвары Яковлевой перевезли в Иерусалим и похоронили в церкви Святой Марии Магдалины. Ведь находясь в Гефсимании в 1888 году, Елизавета Федоровна сказала: “Как бы я хотела быть похороненной здесь”.

1 ноября 1981 года Cобор архиереев Русской зарубежной православной церкви причислил великомучениц Елизавету и Варвару к лику святых. Русская православная церковь приняла такое решение одиннадцатью годами позднее, весной 1992 года.

Иллюстрации предоставлены Российским государственным архивом кинофотодокументов.

26 августа 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме