Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Враг моего врага - мой враг

Эрман  Куреши, The Washington Post

25.08.2004

Сакраментальная фотография эпохи холодной войны изображает, как президент Рональд Рейган тепло приветствует лидеров афганских моджахедов, которые в то время сражались с Советским Союзом. В рамках того антисоветского крестового похода при щедрой поддержке США и было взращено радикальное исламское движение "джихад". Об этой связи активисты холодной войны не хотят вспоминать. Когда речь заходит о бывших союзниках, у них начинается приступ амнезии.

Махмуд Мамдани, африканец индийского происхождения и профессор кафедры управления из Колумбийского университета в США, напоминает им об этом в своей книге "Хороший мусульманин, плохой мусульманин".

Центральный тезис Мамдани заключается в том, что в ходе противостояния с Советским Союзом в "представительских" войнах в странах третьего мира насилие было сконцентрировано у тех, чьими руками велась война. Разумеется, заурядные террористические организации существовали и раньше, но ни одна из них не имела средств и желания установить мировое господство ислама до антисоветского джихада в Афганистане. Финансирование и вооружение воинов джихада было "одной из самых секретных операций в истории ЦРУ" - по оценкам, приводимым в книге, на эти цели было потрачено порядка 3 млрд долларов.

Мамдани отмечает, что в период президентства Рейгана американские, саудовские и пакистанские разведывательные агентства имели общие цели - объединить самые радикальные антикоммунистические исламские движения всего мира для борьбы с безбожными Советами.

Таким образом, исламских радикалов набирали по всему арабо-исламскому миру, в том числе в Египте, Алжире, Саудовской Аравии, Индонезии, а также в таких западных государствах, как США и Великобритания. Автор смело заявляет, что администрация Рейгана "спасла крайне правых исламистов от исторического тупика" и, более того, помогла создать всемирную террористическую инфраструктуру, которой раньше не существовало.

В процессе идеологической мобилизации пошли в ход медресе (школы для изучения ислама) и вербовочные организации. Пакистанские медресе были превращены в центры идеологической обработки и военного обучения по велению пакистанского диктатора Мохаммада Зия-уль-Хака.

В качестве примера участия Америки Мамдани приводит американский грант, по которому университет штата Небраска в 1980 году выпустил детские учебники. Там попадаются, например, вопросы следующего содержания: "Группа моджахедов атаковала 50 русских солдат. В ходе атаки 20 русских было убито. Сколько русских солдат убежало?" (Эта учебная программа была прекращена в 1994 году.)

Наибольший вред был нанесен Афганистану и Пакистану и вовсе невообразимыми путями. Для финансирования своих операций моджахеды обратились к выращиванию и контрабанде наркотиков. "До появления в Афганистане джихада, - пишет Мамдани, - ни в Афганистане, ни в Пакистане не было местного производства героина. Там производили совершено другой опиумный наркотик, предназначенный для распространения на мелких местных рынках". Однако к концу войны регион превратился в "крупнейшего в мире производителя опиума и переработанного героина". Не весь опиум и героин шел на экспорт - сейчас в Пакистане несколько миллионов наркоманов с героиновой зависимостью.

Книга Мамдани не безупречна. Автор обходит своим вниманием разрушения, причиненные советскими войсками в Афганистане. Кроме того, Мамдани слишком близко подходит к опасной параллели между внешней политикой США и "Аль-Каиды". Это характерно для морального нигилизма левых. Создается впечатление, что для него религия не более чем сопутствующий признак, основная же роль принадлежит материальным и политическим силам. Он не осознает значения религиозной веры, ее автономности и способности вдохновлять на определенные действия.

И все же "Хороший мусульманин, плохой мусульманин" - это книга, необходимая для корректирования высокомерия и провалов в памяти воинов холодной войны, которые выступали в роли служанок радикальных исламистов. Трагические, пусть и непреднамеренные последствия антисоветской войны для арабо-исламского мира и Запада до этого момента не получали адекватной оценки.

www.inopressa.ru



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме