Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Тайный промысел загадочного странника

Ксения  Дубичева, Труд

24.08.2004


К Симеону на Туру приезжает в эти дни множество людей, чтобы поклониться уникальным уральским святыням …

Никто точно не знал, кто он такой. Никто не знал, откуда он пришел в середине XVII века в Меркушино, сибирское село на берегу Туры.Казалось, он был такой же, как многие другие странники. Эти "гулящие люди", как их здесь называли, кочевали по Сибири, ненадолго задерживаясь в попутных поселках и перебиваясь случайными заработками.

Впрочем, этот человек от других все же отличался. Он хорошо шил шубы и делал это только за ночлег и пропитание, а денег никогда не брал. Он оставлял работу не совсем завершенной и тайком уходил от заказчиков, как потом уже стало понятно: чтобы избежать вознаграждения и похвал. За это вместо платы ему доставались нередко оскорбления и побои. Но он не обижался, за обидчиков молился.

Был еще и удачливым рыбаком. Но ловил ровно столько, сколько требовалось для дневного пропитания. Промыслом это занятие делать не хотел.

Промысел у него был в другом - и это поняли гораздо позже. А умер он совсем молодым, не было и 35. Похоронили странника на Меркушинском погосте.

Так странно сложилась его жизнь, что лишь через полвека после кончины пробудился интерес людей к нему. Интерес, возраставший из года в год и обернувшийся к началу XX века настоящим взрывом почитания. До 120 тысяч паломников ежегодно приезжали к его мощам со всех концов страны.

Открыли святого Симеона Верхотурского так. На его могиле забил источник и вытолкнул гроб из земли. Мощи оказались нетленными. Подле них начались чудеса исцеления, что подтвердили две комиссии во главе с митрополитом Игнатием (Римским-Корсаковым). Митрополит провел огромную расследовательскую работу, нашел еще живых современников Симеона, скрупулезно собрал все возможные сведения до мельчайших деталей, написал целый труд под названием "Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах святого и праведного Симеона нового сибирского чудотворца". Выяснилось, что родом Симеон из дворян, из европейской части России, странником стал, чтобы свою душу спасти и другим помочь. Главным промыслом его были молитва, аскеза и проповедь христианства. Сибирский чудотворец стал покровителем странствующих и болящих, особенно популярны были молитвы к нему для излечения глазных болезней и параличей. В 1704 году мощи его перенесли из Меркушино в Верхотурье.

Так сошлись две святыни, юбилеи которых отмечаются сейчас: 300 лет перенесения мощей святого Симеона в Верхотурье и 400 лет Свято-Никольскому монастырю. Это всероссийские торжества. Святость - она ведь и в столице, и в провинции святость. А духовная жизнь в российской глубинке порой богаче и значимее, чем в центре. Во всяком случае, в Екатеринбургской епархии, возглавляемой архиепископом Викентием, православная жизнь бьет ключом. Тут множество замечательных священников, современных форм миссионерства, интересный опыт социального служения Церкви, выходят "Православная газета", телевизионная и радиопередачи для верующих и тех, кто на пути к храму. И накал духовной жизни не зависит от того, где живут прихожане - в областном центре или в маленьком поселке.

Верхотурье - небольшой городок, всего 10 тысяч жителей. Монастырь, главная его достопримечательность, находится на холме в устье речушек Свияги и Калачика, впадающих в Туру. Основан он иноком Ионой, который в 1604 году испросил позволения у Бориса Годунова на построение храма. Согласно царской грамоте, Иона был тогда обеспечен иконами, церковной утварью, богослужебными книгами, 15 гривнами воска, полутора гривенками ладану и полуведром церковного вина. Жалованье назначили: 3 рубля дьячку и 6 рублей Ионе. 100 лет монастырь жил трудно, а расцвел с перенесением мощей Симеона. С тех пор стал одним из центров духовной жизни Урала и Сибири. Так оно и сейчас, после перерыва в советские времена.

В 1920 году большевистские власти решили вскрыть мощи - искали драгоценности. В монастыре тогда собралось 15 тысяч верующих. Красноармейцы толпу растолкали, пробрались к раке. Мощи расчленили, выложили на стол - в гробовой тишине слышались только всхлипы, люди плакали тихо. Святыню отправили в краеведческий музей Нижнего Тагила, но когда началось паломничество туда, мощи отправили в Свердловск - в запасники краеведческого музея. Так Симеона вычеркнули из памяти на десятилетия. Казалось, и промысел его иссяк.

Но вот сейчас вспомнили.

В монастыре за это время побывали и колония для малолетних преступников, и спортзал. Сейчас монастырь вернули верующим, мощи Симеона перенесли крестным ходом при огромном количестве людей в храм. Посещал Верхотурье Патриарх Алексий. Он сказал при этом:

- Верхотурье произвело на меня сильное впечатление своими храмами и монастырями. Город воистину может стать одной из основ золотого кольца Урала, к которому будут тяготеть не только паломники, но и туристы, чтобы посмотреть на то, что построено церковными архитекторами во славу Божию. Места, связанные с именем святого земли Уральской, достойны восстановления. Мне вспомнилось из Екклезиаста: время разрушать и время созидать. Мы долго и бездумно разрушали свои святыни, но теперешнее время я охарактеризовал бы как время созидания...

Нынешние празднества начались в Верхотурье с молебна в честь святого. Возглавил богослужение митрополит Климент. А участниками, кроме тысяч паломников, стали многие видные священники и государственные деятели. Мощи святого перевезли в село Меркушино, где в рамках торжеств состоялось освящение храма. Потом крестный ход с мощами прошел с остановками на местах молитвенных подвигов Симеона до Свято-Никольского монастыря.

Главными участниками торжеств были все-таки не высокие гости, а самые обыкновенные паломники со всех концов России. Ради именно таких людей и жил святой Симеон.

Для путешествия в духовную столицу Урала Свердловская железная дорога выделила бесплатную спецэлектричку, которая в скоростном режиме доставила желающих в Верхотурье. Люди ехали разные.

Дьяк из екатеринбургского храма отправился в дорогу вместе с прихожанами. Всю дорогу они читали молитвы, чаще всего - акафист Симеону Верхотурскому, и ладно пели.

Пенсионера Михалыча погнало в дорогу любопытство. От бабушки ему досталась икона "Господь Вседержитель", писанная тагильскими мастерами на металле (тагильские иконы достаточно редки и отличаются особой наивностью, чистотой исполнения). Более 20 лет Михалыч хранил ее в подполе. Сейчас ему захотелось узнать об иконе подробнее. "Может, в Верхотурье подскажут?"

Встретили всех гостеприимно. Рядом с монастырем военные и службы МЧС раскинули палаточный лагерь на 7 тысяч мест, обеспечили питание, безопасность. Семилетняя Маша, отведав каши, заметила:

- Мама, теперь мы с тобой настоящие поклонники.

Слово она немного спутала, но чувство ее приобщения к святому вполне понятно. Время вспоминать. Время созидать.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме