Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Нaши боги и богини рядом с нами"

Кимберли  Уинстон, Beliefnet.com

24.08.2004


В США возрастает интерес к античным языческим культам …

В этом году Андреа Берман впервые в своей жизни посетит Олимпийские игры. Но ее мало интересует, кто из спортсменов быстрее пробежит дистанцию, прыгнет выше всех или окажется самым сильным атлетом. Олимпийские игры станут для нее воспоминанием о культе древнегреческих божеств - Зевса, Афины и Апполона.

"Мне хочется увидеть в Олимпиаде то, что напоминает о древних религиях. Но я испытываю смешанные чувства. С одной стороны, понимаешь неразрывную связь античных религий и традиции, которую представляют современные Олимпиады. С другой стороны, я не уверена, что современные греки позволят таким людям, как я, свободно и открыто исповедовать нашу религию".

Андреа имеет в виду поклонение древним олимпийским богам. Она принадлежит к так называемым "эллинистическим реконструкционистам", практикующим античные греческие обряды. Cпальня в ее бостонской квартире украшена статуями античных божеств и стала своеобразным храмом, местом поклонения. Как и другие "реконструкционисты", она убеждена, что древние олимпийские игры были не просто спортивными соревнованиями, но - в первую очередь - ритуалом поклонения верховному богу - Зевсу.

"Реконструкционисты" обращаются к дохристианской духовности древних египтян, римлян, скандинавов и друидов. И хотя их число даже в сравнении с другими неоязыческими группами достаточно невелико, они представляют собой весьма яркую тенденцию в современной религиозной жизни. Это, с одной стороны, - отказ от традиционных религий, но в тоже время и стремление возродить аутентичную древнюю традицию, отказываясь от эклектизма первых неоязыческих культов, возникших в 60-е -70-е годы прошлого века.

"С одной стороны, реконструкционистские группы обращаются к реально когда-то существовавшим религиозным системам, ничего от себя не выдумая. С другой стороны, это все-таки не религия их предков и родителей", - говорит Шон Мак-Лауд, профессор религиоведения из университета Северной Каролины.

Это в полной мере относится к 26-летней Берман, администратору интернет-сайтов по профессии, которая выросла в нерелигиозной семье, где отец происходил из иудейской, а мать - из католической семьи. Будучи подростком, она практиковала синкретический культ Викки, в колледже увлеклась кельтскими культами. Однажды, по собственным утверждениям, во сне ей явился облик божества, которое сказало: "Я Апполон. Отныне ты принадлежишь мне!"

Однажды июньским днем Берман, которая к этому времени приняла новое имя Кирены-Ариадны, одетая в подобие античной туники, вместе еще с несколькими единоверцами справляли церемонию "буфонии" - античного нового года. Собравшиеся торжественно зачитывали следующий текст: "О, Гестия, хранительница священного очага, поддеживающая вечное пламя". Затем адепты направились в комнату и расселись вокруг стола, покрытого черной тканью, на котором стояла свеча и сосуд с горящим маслом. Добавив в сосуд воды и потушив пламя, собравшиеся омыли этой жидкостью руки и лица, а затем пропели такой гимн:

"Пою я Зевсу, величайшему и наилучшему из богов
Всевидящему, могущественному, исполняющему чаяния тех, кто верит
Он прочными узами связан с Фемидой, которая сидя у ног его, внимает словам Зевса.
Благословенны Крониды всевидящие, преславные и великие".

еремонию завершает обряд преломления большой лепешки, символизирующей жертвенного быка, а затем начинается общая трапеза, состоящая из хлеба-питы и рисового пудинга.

Все это происходит в бостонской квартире Берман. Сама она говорит, что восхваление античных греческих богов приносит ей такое ощущение мира и связи с потусторонним, которого она нигде еще не переживала.

"Я не знаю, как мне выразить свои чувства, кроме того, что могу сказать, что я чувствую себя вернувшейся домой. Я твердо знаю, что это именно тот мир, в котором я хотела бы жить", - говорит Андреа, на одежде которой изображено солнце - символ бога Апполона.

Никто не знает точного количества подобных "реконструкционистов". У них нет формального членства, централизованного руководства, или учреждений типа церквей и семинарий, хотя у некоторых групп есть система подготовки "клериков". По данным социолога-религиоведа Хелен Бергер, изучавшей современное состояние неоязычества в Америке, количество последователей подобных культов составляет от 200 до 400 тысяч человек. "Реконструкционистов" среди них очень мало, и поэтому большинство из них практикуют ритуалы, церемонии и изучают религию в одиночку на дому. Поскольку большинство практикующих подобные культы - это "продвинутые" молодые люди, то роль связующего звена между ними играет Интернет. Так, 22-летняя домохозяйка из Лас-Вегаса Дженифер Гимараэш вместе со своим бой-френдом, тоже "реструкционистом", открыла в сети сайт под названием "Thaisos Dionysos", посвященный Дионису, богу вина и сельского хозяйства. На сайте отмечается около 60 посетителей, которые обмениваются информацией, но обряды совершают индивидуально.

Но существуют не только "греческие реконструкционисты". Встречаются группы поклонников древнеегипетского, скандинавского, римского, кельтского и друидского пантеонов, численностью от шести до тридцати человек. Пола Эштон, 35-летняя менеджер из Чикаго, относит себя к так называемым "кеметическим ортодоксам" почитающим древнеегипетские божества. Кстати, эта группа переходит из виртуального формата в реальный и намерена открыть свой храм в одном из городов США.

"У меня ощущение тесной личной связи с моим божеством, - делится своими впечатлениями Эштон, которая поклоняется богине Асет (Изиде). - Она неустанно смотрит на меня, а я оглядываюсь на окружающих и понимаю, что у них всех глубоко личная связь со своим богом, неважно, Иисус это или кто-то еще. Мы все взаимосвязаны, мы все часть чего-то целого. И это помогает мне чувствовать себя частичкой единого мира, быть более восприимчивой к другим людям.

А вот в городке Уолнут Крик (штат Калифорния), живет Стив Тросман, комедийный актер, а также "стирсман" (администратор) малых групп "реконструкционистов", практикующих "Асатру" - форму древнескандинавского "реконструкционизма". По его утверждению, обращение к древнескандинавскому политеизму - это обращение к божественности всего сущего, одушевленного и неодушевленного, мужского и женского.

"Наши боги и богини рядом с нами, - говорит он. - И мы не раболепствуем перед ними. Мы стоим с ними на равных. Мы не рассматриваем их как некое совершенство. Так же, как в нашем мире все делится на мужское и женское. И я никогда не внемлю всевидящему, всесовершенному, но злому и мстительному богу, пусть даже и мужского рода".

На своих встречах "аструары", как они сами себя именуют, изучают и обсуждают древнескандинавские божества - Тора, Фрею, Фригга и Одина. Они также отмечают праздники, такие, как праздник урожая и "'эйнхеньяр" - день памяти павших в боях.

Социолог-религиовед Бергер отмечает, что хотя "реконстукционисты" столь пристально обращены в прошлое, они, как и большинство неоязычников, очень изобретательны и креативны, особенно когда речь идет об элементах практики. "Это нечто вроде архитектуры постомодерна, - заключила она после посещения церемонии в одной из таких групп. - Они как бы берут "понемногу отовсюду" из древних времен, а в результате получается нечто очень даже современное".

Перевод "Портала-Credo.ru"



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме