"Нaши боги и богини рядом с нами"

В США возрастает интерес к античным языческим культам

Религия 
0
204
Время на чтение 4 минуты
В этом году Андреа Берман впервые в своей жизни посетит Олимпийские игры. Но ее мало интересует, кто из спортсменов быстрее пробежит дистанцию, прыгнет выше всех или окажется самым сильным атлетом. Олимпийские игры станут для нее воспоминанием о культе древнегреческих божеств - Зевса, Афины и Апполона.

"Мне хочется увидеть в Олимпиаде то, что напоминает о древних религиях. Но я испытываю смешанные чувства. С одной стороны, понимаешь неразрывную связь античных религий и традиции, которую представляют современные Олимпиады. С другой стороны, я не уверена, что современные греки позволят таким людям, как я, свободно и открыто исповедовать нашу религию".

Андреа имеет в виду поклонение древним олимпийским богам. Она принадлежит к так называемым "эллинистическим реконструкционистам", практикующим античные греческие обряды. Cпальня в ее бостонской квартире украшена статуями античных божеств и стала своеобразным храмом, местом поклонения. Как и другие "реконструкционисты", она убеждена, что древние олимпийские игры были не просто спортивными соревнованиями, но - в первую очередь - ритуалом поклонения верховному богу - Зевсу.

"Реконструкционисты" обращаются к дохристианской духовности древних египтян, римлян, скандинавов и друидов. И хотя их число даже в сравнении с другими неоязыческими группами достаточно невелико, они представляют собой весьма яркую тенденцию в современной религиозной жизни. Это, с одной стороны, - отказ от традиционных религий, но в тоже время и стремление возродить аутентичную древнюю традицию, отказываясь от эклектизма первых неоязыческих культов, возникших в 60-е -70-е годы прошлого века.

"С одной стороны, реконструкционистские группы обращаются к реально когда-то существовавшим религиозным системам, ничего от себя не выдумая. С другой стороны, это все-таки не религия их предков и родителей", - говорит Шон Мак-Лауд, профессор религиоведения из университета Северной Каролины.

Это в полной мере относится к 26-летней Берман, администратору интернет-сайтов по профессии, которая выросла в нерелигиозной семье, где отец происходил из иудейской, а мать - из католической семьи. Будучи подростком, она практиковала синкретический культ Викки, в колледже увлеклась кельтскими культами. Однажды, по собственным утверждениям, во сне ей явился облик божества, которое сказало: "Я Апполон. Отныне ты принадлежишь мне!"

Однажды июньским днем Берман, которая к этому времени приняла новое имя Кирены-Ариадны, одетая в подобие античной туники, вместе еще с несколькими единоверцами справляли церемонию "буфонии" - античного нового года. Собравшиеся торжественно зачитывали следующий текст: "О, Гестия, хранительница священного очага, поддеживающая вечное пламя". Затем адепты направились в комнату и расселись вокруг стола, покрытого черной тканью, на котором стояла свеча и сосуд с горящим маслом. Добавив в сосуд воды и потушив пламя, собравшиеся омыли этой жидкостью руки и лица, а затем пропели такой гимн:

"Пою я Зевсу, величайшему и наилучшему из богов
Всевидящему, могущественному, исполняющему чаяния тех, кто верит
Он прочными узами связан с Фемидой, которая сидя у ног его, внимает словам Зевса.
Благословенны Крониды всевидящие, преславные и великие".

еремонию завершает обряд преломления большой лепешки, символизирующей жертвенного быка, а затем начинается общая трапеза, состоящая из хлеба-питы и рисового пудинга.

Все это происходит в бостонской квартире Берман. Сама она говорит, что восхваление античных греческих богов приносит ей такое ощущение мира и связи с потусторонним, которого она нигде еще не переживала.

"Я не знаю, как мне выразить свои чувства, кроме того, что могу сказать, что я чувствую себя вернувшейся домой. Я твердо знаю, что это именно тот мир, в котором я хотела бы жить", - говорит Андреа, на одежде которой изображено солнце - символ бога Апполона.

Никто не знает точного количества подобных "реконструкционистов". У них нет формального членства, централизованного руководства, или учреждений типа церквей и семинарий, хотя у некоторых групп есть система подготовки "клериков". По данным социолога-религиоведа Хелен Бергер, изучавшей современное состояние неоязычества в Америке, количество последователей подобных культов составляет от 200 до 400 тысяч человек. "Реконструкционистов" среди них очень мало, и поэтому большинство из них практикуют ритуалы, церемонии и изучают религию в одиночку на дому. Поскольку большинство практикующих подобные культы - это "продвинутые" молодые люди, то роль связующего звена между ними играет Интернет. Так, 22-летняя домохозяйка из Лас-Вегаса Дженифер Гимараэш вместе со своим бой-френдом, тоже "реструкционистом", открыла в сети сайт под названием "Thaisos Dionysos", посвященный Дионису, богу вина и сельского хозяйства. На сайте отмечается около 60 посетителей, которые обмениваются информацией, но обряды совершают индивидуально.

Но существуют не только "греческие реконструкционисты". Встречаются группы поклонников древнеегипетского, скандинавского, римского, кельтского и друидского пантеонов, численностью от шести до тридцати человек. Пола Эштон, 35-летняя менеджер из Чикаго, относит себя к так называемым "кеметическим ортодоксам" почитающим древнеегипетские божества. Кстати, эта группа переходит из виртуального формата в реальный и намерена открыть свой храм в одном из городов США.

"У меня ощущение тесной личной связи с моим божеством, - делится своими впечатлениями Эштон, которая поклоняется богине Асет (Изиде). - Она неустанно смотрит на меня, а я оглядываюсь на окружающих и понимаю, что у них всех глубоко личная связь со своим богом, неважно, Иисус это или кто-то еще. Мы все взаимосвязаны, мы все часть чего-то целого. И это помогает мне чувствовать себя частичкой единого мира, быть более восприимчивой к другим людям.

А вот в городке Уолнут Крик (штат Калифорния), живет Стив Тросман, комедийный актер, а также "стирсман" (администратор) малых групп "реконструкционистов", практикующих "Асатру" - форму древнескандинавского "реконструкционизма". По его утверждению, обращение к древнескандинавскому политеизму - это обращение к божественности всего сущего, одушевленного и неодушевленного, мужского и женского.

"Наши боги и богини рядом с нами, - говорит он. - И мы не раболепствуем перед ними. Мы стоим с ними на равных. Мы не рассматриваем их как некое совершенство. Так же, как в нашем мире все делится на мужское и женское. И я никогда не внемлю всевидящему, всесовершенному, но злому и мстительному богу, пусть даже и мужского рода".

На своих встречах "аструары", как они сами себя именуют, изучают и обсуждают древнескандинавские божества - Тора, Фрею, Фригга и Одина. Они также отмечают праздники, такие, как праздник урожая и "'эйнхеньяр" - день памяти павших в боях.

Социолог-религиовед Бергер отмечает, что хотя "реконстукционисты" столь пристально обращены в прошлое, они, как и большинство неоязычников, очень изобретательны и креативны, особенно когда речь идет об элементах практики. "Это нечто вроде архитектуры постомодерна, - заключила она после посещения церемонии в одной из таких групп. - Они как бы берут "понемногу отовсюду" из древних времен, а в результате получается нечто очень даже современное".

Перевод "Портала-Credo.ru"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17