itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Обитель строгого режима

Донской монастырь перестает быть общенародным достоянием

Религия 
0
137
Время на чтение 3 минуты
Об авторе: Сергей Аксенов - московский литератор.

Казалось бы, возвращение Церкви монастырей и храмов можно только приветствовать. Однако представители клира, в ведении которых оказываются святыни, далеко не всегда обладают необходимыми для этой должности знаниями и опытом. В результате уникальные архитектурные ансамбли начинают переделываться в соответствии с далеко не безупречными вкусами конкретных людей. Речь идет даже не об уничтожении культурных ценностей, а об истреблении того духа, который царил в этих местах на протяжении веков. Наиболее яркий пример - изменения, происходящие в последнее время на территории московского Донского монастыря.

Еще совсем недавно Донской был тихим полузапущенным музеем. На фоне советской Москвы он казался оазисом старины: дворянские могилы, храмы и старые липы, которые описывал Шмелев. Самое древнее здание в монастыре - Малый собор, построенный в конце XVI века. Почти каждая плита в его каменном полу - надгробие. Рядом с наместниками обители покоятся отпрыски известных дворянских родов. Здесь же похоронен Патриарх Тихон, проведший в Донском последние дни своей жизни.

Не менее уникален и монастырский некрополь. Недаром на его территории часто снимали фильмы о старой России, недаром его всегда любили художники. Сюда были привезены горельефы старого храма Христа Спасителя, здесь сохранились особо почитаемые народом святыни: статуя Христа на могиле Ясюнинского и мозаичная икона Николая Угодника в часовне Левченко. Что ни могила, то часть отечественной истории: Волконские, Долгорукие, Мещерские, Трубецкие...

Достопримечательности монастыря можно перечислять очень долго: это и храм Михаила Архангела, и усыпальница князей Голицыных, и нижний - Сретенский - храм Большого собора. Он был выстроен в начале XVIII века на средства грузинского царя и поэта Арчила. В нем похоронены князья Багратионы и их потомки. При советской власти в монастырский сад свозили остатки разоренных усадеб и дворцов, на северной стене вдоль сада разместились уцелевшие фрагменты разрушенных храмов, Сухаревой башни, Красных ворот.

Но времена меняются. Сейчас сокровища Донского монастыря простым смертным недоступны. Лишь изредка, только по субботам и воскресеньям и только до 16.00, посетителей пускают в некрополь. До недавних пор и это запрещалось, пока наместник монастыря архимандрит Агафодор (Маркевич) не дал своего "милостивого" разрешения.

Без всяких объяснений закрыт сад, Малый собор, нижний храм Большого собора и усыпальница Голицыных. В покои Патриарха Тихона, где оборудован его музей, пускают только избранных. Храм Иоанна Златоуста у северных ворот, хотя и отреставрирован, но открывается не чаще, чем раз в год. Да и сами северные ворота, не закрывавшиеся веками и помнящие знаменитые дореволюционные крестные ходы из Кремля, теперь наглухо заперты.

Первое, что открывается взору при входе в обитель, - танки и бронетехника. Иного места для "Танковой колонны им. Дмитрия Донского", видимо, не нашлось. Поражает и обилие охраны. Угроза терроризма, конечно, существует, но почему из-за этого нужно превращать монастырь в подобие лагерной зоны?

Не менее дико на исторически сложившейся территории монастырского комплекса-заповедника выглядят новоделы: храм во имя Патриарха Тихона и часовня над колодцем. Впрочем, зайти в них могут лишь особы, приближенные к наместнику. В тот недолгий период, когда к надкладезной часовне пускали посетителей, на ней можно было прочесть надпись: "Сооружено на средства Московского индустриального банка".

Почти вся старинная монастырская брусчатка теперь залита асфальтом. Автомобилей в монастыре целый парк, и содержатся они со тщанием. Да и гости настоятеля ездят отнюдь не на троллейбусах.

Похоже, в Донском монастыре все устроено так, чтобы не возникало желания там задерживаться. Нечего, дескать, православным на "идолов" глазеть - пришел, помолился и ушел. Я был свидетелем того, как эти "идолы" (уникальные надгробия, музейные экспонаты) варварски выбрасывались из голицынской усыпальницы.

Хотя настоятелем монастыря формально считается Патриарх, реальное управление сосредоточено в руках архимандрита Агафодора, выходца из украинской глубинки. К понятиям типа "культура" и "наследие" он относится с нескрываемой неприязнью, будучи некомпетентным в этих столь важных для его должности областях. Безусловно, он показал себя хорошим организатором-хозяйственником и неплохим регентом. Вот только Донской монастырь - это не украинская глубинка.

Если продолжать и дальше смиряться с происходящим в Донском монастыре, оправдываясь тем, что мирянину вообще не подобает вмешиваться в монастырские порядки, то кто положит предел торжеству варварства? Патриархия? Но Патриарх бывает здесь регулярно, и, видимо, все делается с его ведома и благословения. К тому же архимандрит Агафодор до своего назначения в Донской служил именно при Патриархе, в Чистом переулке. Так что фигура это явно не случайная.

Молчит Министерство культуры, молчит Общество охраны памятников. Осенью 2001 года Музей архитектуры, изгнанный в начале 90-х из того же Донского без предоставления адекватного помещения, провел у себя выставку "Святыни, мерзости и редкости в Донском монастыре", издал сборник статей, где проблема эта поднималась. Однако все было сделано с такой деликатностью, с такой робостью и беззубостью, что нынешний хозяин Донского, вероятно, только ухмыльнулся. Если вообще об этом узнал.

В Донском монастыре царит атмосфера страха, ничего общего не имеющего со страхом Божиим. От этого становится нездоровым и духовный климат. Как следствие многие из тех, кто искренне любил этот монастырь, с болью от него отвернулись. А ведь он - уникальный памятник той самой православной культуры, основы которой сейчас пытаются привить российским школьникам.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митко Димов
Все статьи Митко Димов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04