Вопросы регистрации и контроля

В Якутии, как и в России в целом, увеличивается число религиозных организаций: их стало вдвое больше, чем 7 лет назад

Религия 
0
114
Время на чтение 6 минут
Общественно-политические процессы, развивающиеся в последние годы в России, в целом, коренным образом изменили религиозную ситуацию, оказали существенное влияние на государственно-церковные отношения как в стране, так и в республике.
За последние 10 лет отмечается тенденция увеличения количества зарегистрированных религиозных организаций как в целом по России, так и в Республике Саха (Якутия). Так, по сравнению с 1991 годом количество религиозных организаций в республике увеличилось более чем в 3 раза, а по сравнению с 1997 годом - более чем в 2 раза.
Самая многочисленная конфессия в России - Русская православная церковь. За последние три года в республике наблюдается стабильный рост количества зарегистрированных местных религиозных организаций указанной конфессии. Возросло количество религиозных организаций протестантского направления ввангельских христиан, христиан веры евангельской - пятидесятники.
Всего в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на март 2004 года содержатся сведения о 102 религиозных организациях, расположенных на территории Республики Саха (Якутия). Из них по вероисповедной принадлежности наиболее многочисленна Русская православная церковь - 45; евангельские христиане - 24; христиане веры евангельской - 7, римско-католическая церковь - 5 и ряд иных религиозных направлений.
Из зарегистрированных религиозных организаций 100 местных и две централизованные религиозные организации вероисповедания - евангельские христиане и христиане веры евангельской.
Наибольшее количество зарегистрированных религиозных организаций, согласно проведенному анализу, расположены в г.Якутске - 25, Нерюнгринском улусе - 14, в Мирнинском улусе - 11, в Алданском улусе - 10; Томпонском - 6, Хангаласском - 5.
Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным Законом от 08 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и с учетом специального порядка государственной регистрации, установленного федеральным Законом от 26 сентября 1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции или его территориальным органом. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется регистрирующим органом на основании принимаемого органом юстиции решения о соответствующей государственной регистрации.
Таким образом, документы для государственной регистрации религиозной организации учредителями представляются в территориальный орган федерального органа юстиции.
При этом недостаточно одного декларативного заявления, что создаваемая организация является религиозной. Целью деятельности религиозной организации должно быть в обязательном порядке заявлено совместное исповедание и распространение веры. Законом определена возможность проведения государственной религиоведческой экспертизы в случае возникновения необходимости проведения дополнительного исследования на предмет признания организации в качестве религиозной и проверки достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей практики. Экспертиза проводится образуемыми для этих целей экспертными советами при органах исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.1998 N 565.
Что касается реализации федерального Закона от 26 сентября 1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" наработана определенная практика - выделим основные моменты.
Федеральный Закон от 26 сентября 1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", регулируя вопросы создания религиозных объединений, их государственной регистрации и ликвидации, предусмотрел две организационно-правовые формы религиозных объединений, отражающие существующие в стране реалии: религиозная группа, создаваемая без образования юридического лица, и религиозная организация, обладающая в результате государственной регистрации правоспособностью юридического лица.
Если законодательством урегулированы вопросы создания, деятельности и контроля религиозных организаций, то в отношении религиозных групп законодателем зафиксированы лишь отдельные положения.
Прежде всего здесь следует отметить то, что религиозные группы, не будучи юридическими лицами, не могут выступать в качестве единого субъекта права. Помещения и иное необходимое для деятельности религиозных групп имущество предоставляется входящими в их состав участниками - физическими лицами. Граждане, образовавшие религиозную группу, согласно статье 7 федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", уведомляют органы местного самоуправления о ее создании и начале деятельности лишь в случае намерения в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию.
Кроме того, новеллой указанного федерального закона является и требование к составу учредителей - согласно статье 9 федерального закона учредителями религиозных организаций могут быть исключительно граждане Российской Федерации. При этом в законе содержится требование о том, чтобы не менее 10 учредителей религиозной организации постоянно проживали в той местности, где предполагаются создание и деятельность организации.
Согласно статьям 6, 8 федерального закона, иностранные граждане и лица без гражданства могут быть участниками религиозных объединений только в случае их постоянного проживания в Российской Федерации. Они могут удовлетворять свои религиозные потребности индивидуально или в действующих объединениях.
Кроме того, на практике часто возникают вопросы относительно территориальной сферы деятельности религиозных организаций. Согласно статье 8 федерального закона религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, должны учитывать территориальную сферу деятельности религиозной организации.
Орган юстиции, в соответствии со статьей 25 федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", осуществляет контроль за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей и порядка деятельности.
Приоритетной задачей осуществления контрольных функций в отношении общественных и религиозных объединений является принятие профилактических мер по противодействию их экстремистской деятельности во взаимодействии с правоохранительными и органами исполнительной власти, что закреплено в федеральном Законе от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Так, в целях реализации подписанных соглашений о взаимодействии, руководителями ведомств утверждаются планы совместных мероприятий по усилению контроля за отдельными видами юридических лиц. Членами рабочей группы, созданной по решению совещания руководителей правоохранительных органов 28.11.2002, проводятся совместные проверки религиозных объединений, сверки данных о пребывании иностранных граждан-миссионеров, посещаются мероприятия. Так, в 2003-2004 гг. проведено пять комплексных проверок религиозных организаций вероисповедания церкви объединения, свидетели Иеговы, мусульманской организации, новоапостольской церкви. Результаты и организация работы по взаимодействию рассматриваются на рабочих заседаниях рабочей группы.
Осуществляется взаимодействие и с органами исполнительной власти - комиссией по вопросам религиозных объединений РС(Я) и на местах - с органами местного самоуправления. Так, во взаимодействии с комиссией проводится анализ религиозной ситуации в республике. Наибольшее количество религиозных групп отмечается в Нерюнгринском, Мирнинском, Алданском, Томпонском, Хангаласском улусах.
По обращению представителей муниципальных образований проводятся проверки религиозных групп с выездом на места. При встречах с представителями групп разъясняется действующее законодательство, указывается на нарушения законодательства как со стороны религиозных групп, так и представителей муниципальных образований. Специалистами управления проверена деятельность религиозных групп в Мегино-Кангаласском улусе.
В целом, территориальным органом юстиции в 2003 году и по март 2004 года проведено 32 проверки соблюдения религиозными организациями уставов относительно целей и порядка деятельности. По результатам контроля в случае выявления нарушений действующего законодательства к нарушителям могут быть применены нормы административного законодательства, предусмотренные законом. Кроме того, материалы по выявленным нарушениям направляются в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования, а также в другие органы контроля. Наиболее распространенными нарушениями, выявленными в ходе проверок религиозных организаций, являются неисполнение обязанностей по своевременному информированию органа, принявшего решение о государственной регистрации о продолжении деятельности и представлению обновленных сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
Иным направлением контроля за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка деятельности является присутствие представителей органов юстиции на мероприятиях, проводимых ими. Здесь следует отметить, что данная форма контроля может осуществляться только при содействии религиозных организаций и проводится лишь по имеющимся обращениям граждан и юридических лиц.
Также специалистами органа юстиции в целях ознакомления с деятельностью религиозных организаций отслеживаются публикации по религиозной тематике.
Среди основных принципов противодействия экстремистской деятельности, изложенных в федеральном законе об экстремизме, указано и сотрудничество государства с религиозными объединениями, иными организациями, гражданами.
Органами юстиции практикуется проведение совместных встреч, бесед с представителями религиозных организаций, на которых не только разъясняется законодательство, регулирующее их деятельность, но и происходит обмен мнениями, что в значительной степени позволяет реально оценивать деятельность религиозных организаций, их влияние на ситуацию в субъекте России.
В заключение хочется подчеркнуть о необходимости существования реально работающей системы взаимосвязанных действий государственных органов как между собой, так и с институтами гражданского общества для эффективного противодействия любым проявлениям экстремизма как со стороны юридических лиц и организаций, так и со стороны физических лиц. Лишь во взаимодействии и через неукоснительное исполнение законодательства будут решены задачи по противодействию экстремистской деятельности.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии