Саудовская Аравия, несмотря на определенные успехи в либерализации общественной жизни, по-прежнему остается одним из наиболее консервативных и закрытых мусульманских государств. Но, несмотря на это, литература, посвященная этой стране, к настоящему времени составляет довольно обширную часть научных исследований. Это свидетельствует о том, что Саудовская Аравия всегда была предметом многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых. (Подробную библиографию см.: Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. Проблемы взаимоотношений власти и оппозиции. Махачкала, 2002. С. 266-278). Как указывает дагестанский исследователь исламизма в Саудовской Аравии, (и не только в КСА), З.С. Арухов, "масштабное финансирование ваххабитского проекта за рубежом в конечном итоге создало немало проблем и для самой Саудовской Аравии, остроту которых еще предстоит ощутить в ближайшие два десятилетия".
Совершенно верно подмечает обстановку в КСА политолог Валентин Юрченко, когда говорит о том, что "внешнее впечатление спокойствия и застоя в общественно-политической жизни страны обманчиво". В Саудовской Аравии сохраняется сложная религиозно-политическая ситуация. Серьезные проблемы имеются в экономической и социальной сферах, что в первую очередь вызвано неустойчивыми ценами на нефть на мировом рынке. Осложняется проблема снабжения страны пресной водой. Все более остро стоит вопрос обеспечения занятости и поддержания высокого социального статуса саудовских подданных, особенно подрастающего поколения. Растет число молодых людей, которые не находят работу после получения образования. Нарастает классовая дифференциация, увеличивается имущественный разрыв между богатыми и малоимущими. Сокращение финансовых ресурсов уменьшило возможности правительства "покупать" лояльных поданных. "Золотой век" богатства и больших претензий, когда каждый саудовец был обеспечен "от рождения до смерти", ушел в прошлое.
Подспудно присутствует тенденция роста недовольства засильем членов правящей династии Саудидов в экономической и политической жизни, образом жизни членов королевской семьи. На сегодняшний день многочисленные выходцы из семьи Саудидов (по различным оценкам от 5 до 7 тыс. эмиров) захватили все государственные и экономические структуры КСА. Представители королевской семьи осуществляют властные функции определяют направления и решают все текущие проблемы во внутренней и внешней политике, в развитии экономики. Несколько сыновей основателя королевства Ибн Сауда стали миллиардерами, десятки принцев активно занимаются бизнесом в международном масштабе в сфере финансов, недвижимости, промышленности, строительства и торговли. Эмиры занимают различные посты в центральных и местных органах государственного управления, реализуя таким образом предлагаемый "сверху" курс, а также информируя верхи о ходе дел в той или иной сфере.
Многие принцы служат в армии и Национальной гвардии на должностях от министра обороны и авиации до командиров подразделений. В то же время следует отметить, что некоторые черты западного стиля жизни, образа мышления, деловой этики и поведения оказались воспринятыми в КСА. И если в сфере материального производства оказалось возможным простое заимствование западного опыта, то в сфере социальной и духовной положение дел иное - консервативное мышление многих саудовцев мешает преобразованиям не только в данных областях но и в экономике, и политической жизни. Не выдерживает критики дискриминация женщин, у значительной части населения сохраняется иждивенческий менталитет.
Саудовская Аравия относится к тому небольшому числу стран, где большая часть политически сознательного населения более консервативна, чем правительство. В целом современное саудовское общество представляет собой сложный организм, в котором соединились традиционные отношения с современными, а общественное мнение формируется из следующих основных компонентов: ислама, традиций и арабского национализма. При этом основным содержанием общественной жизни Саудовской Аравии становится конфликт современных буржуазных и традиционных исламских и племенных идей, ценностей и норм жизни.
В авангарде консервативных сил страны выступает фундаменталистски настроенное духовенство. В этой связи остановимся на роли исламских авторитетов - улемов. Их влияние уменьшилось в результате распространения образования,появления современных отраслей промышленности, новых видов хозяйственной и административной деятельности, частых поездок саудовцев за границу и приезда большого числа иностранцев в КСА. К тому же улемы зависят от финансовой поддержки режима. В августе 1990г. король Фахд решил пригласить в страну иностранные войска после консультации только с наиболее влиятельными членами королевской семьи. Мнение улемов не потребовалось - их согласие подразумевалось. Однако многие позиции религиозной знати, связанной с кланом Саудидов, остались неприкосновенными. Богословы представляют собой силу, с которой правительство вынуждено считаться. В их руках находятся Комитеты общественной морали, которые задают обществу нормы морали и быта и следят - за их соблюдением. Поддержание исламских канонов, институтов морали отвечает не только задаче сохранения религиозной базы режима, авторитета короля в качестве имама и улемов как хранителей шариата, но и задаче упрочения позиций КСА в исламском мире. Улемы сохраняют важные позиции в сфере образования и судебной системе. Ведь в стране они традиционно были не только служителями культа, но и религиозными наставниками и учителями.
Одной из потенциальных угроз национальной безопасности КСА является сепаратизм. Ведь Саудовское королевство было насильно "сшито" его создателем Ибн Саудом из разнородных территорий. Нынешние правители осознают возможность раскола страны на восточную (шиитскую) часть, исторически тяготеющую к Иордании Северо-западную часть и имеющие давние связи с Йеменом южные районы. Сепаратистские настроения сохраняются в Хиджазе. Кроме того, многие племена не забыли насилия Саудидов в прежние времена.
Во второй половине 90-х годов исламская оппозиция превратилась в силу, все более осложняющую жизнь Саудидов, стала реально опасной для правящего режима. Рост экономических и социальных проблем в стране усиление религиозности населения способствуют упрочению позиций исламистов. Религиозные экстремисты выступают против дальнейшей модернизации общества, развития связей с США и Западом, против иностранного военного присутствия в стране и мирного решения ближневосточного конфликта. В целом же исламская религия в КСА играет двоякую роль: с одной стороны, она опора власти, с другой - источник для деятельности оппозиции.
(Продолжение следует).
Дагестанская газета, N 15