Достучаться до небес

250-летие святого Серафима Саровского

Религия 
0
208
Время на чтение 3 минуты
С именем святого преподобного Серафима Саровского, одного из наиболее любимых и почитаемых русских святых, связано немало загадок и парадоксов, которые до сих пор обнаруживают себя как в церковной, так и в политической жизни современной России. Скорее всего именно этот величайший православный мистик, аскет и молитвенник ассоциируется в народном сознании с национальным пониманием веры, стоящей как бы на стыке смирения и духовной крепости, необоримости одновременно.

В отличие от многих своих русских соратников по воинству небесному, предстоящих перед Спасителем, преподобный Серафим никогда не был церковным политиком, богословом-полемистом или общественным деятелем. Смысл его духовного подвига в первую очередь сводился к глубокой молитвенной практике, имеющей в богословии название - "стяжание Духа Святаго". Скорее всего, именно поэтому блаженный Серафим Саровский был прославлен общецерковно лишь спустя 70 лет после своей блаженной кончины, наступившей в 1833 году. И это было весьма симптоматично для синодального православия ХIХ - начала ХХ века, когда молитвенное делание в стиле святых преподобных Нила Сорского, Максима Грека и прочих православных интеллектуалов было не в чести.

Как ни странно, но возвращению из небытия имени Серафима Саровского (в государственном и общенациональном масштабах) способствовал император Николай II, который, согласно преданию, ознакомился с некими таинственными предсказаниями святого старца, касающимися фамилии Романовых в целом и его лично в частности. Предсказания якобы потрясли самодержца, который, как известно, был склонен к мистификации собственной роли как помазанника Божия в русской истории рубежа веков.

Именно с этого самого момента начинается общественно-политическая жизнь святого Серафима, к которой при своем земном бытовании он не имел ни малейшего отношения. Саровский-подвижник провозглашается покровителем царской фамилии и молитвенным предстоятелем перед лицом Богородицы за всю Россию, а Серафимо-Саровский и Серафимо-Дивеевский монастыри, которые во время канонизации старца посещают члены августейшего семейства, превращаются в места массового паломничества.

Можно утверждать, что в лице святого Серафима российские власти рубежа веков сумели благополучно найти именно то, в чем так нуждалась империя, потрясаемая революциями, неудачными и кровопролитными войнами, как бы сейчас сказали, терактами и глубочайшим нравственным кризисом, обусловленным обрядоверием и повальным атеизмом, переходящим в открытое и агрессивное богоборчество. С одной стороны, речь шла о долготерпении и смирении Серафима Саровского, который, как известно, склонился перед "лихими станичниками", избивавшими его, и не оказал им сопротивления. С другой, на свет Божий было извлечено предание, согласно которому преподобный старец якобы отказал в благословении декабристам, "бунтующим супротив царя-батюшки".

Таким образом, все составляющие национальной идеи той поры были обнародованы в столь ненавязчивой и вполне назидательной форме. Естественно, что ни о каких мистических открытиях и богомыслительных откровениях святого Серафима речь не заходила. А ставший хрестоматийным пример из его жития, в котором святой из рук кормит "дикого и лютого" медведя, воспринимался не иначе как пример запредельной дрессуры и имел в большей степени отношение к цирковой практике...

И вот прошло 250 лет со дня рождения святого Серафима Саровского и 100 лет его общецерковного прославления.

Что изменилось? Да, наверное, все - страна, мир, ее окружающий, люди в ней живущие. Не изменилось, увы, лишь одно - стремление в очередной раз приспособить преподобного Саровского старца к своим сиюминутным интересам, попользоваться "золотым запасом" в меру собственного разумения необходимости.

Размеры же этой необходимости были в полной мере явлены во время Серафимовских торжеств в Курске, на родине подвижника, и в Нижегородской епархии, месте постоянного нахождения раки с мощами преподобного Серафима Саровского. Так, размах мероприятия говорил о том, что оно, вне всякого сомнения, носит государственный характер - многоуровневые кордоны милиции и ОМОНа, рамочные металлоискатели и сотрудники в штатском, по возможности стройные ряды казаков и плазменные уличные мониторы для прямых включений с непосредственного места действия, старательные корреспонденты телеканала "Россия" и приходская общественность с плакатами "С нами Бог!" и портретами царя-мученика.

Бесспорно, здесь было все, что, в понимании устроителей (да и самих паломников тоже), должно отличать крупное православное мероприятие от, к примеру, первомайской демонстрации, о которой большинство тех же паломников сохраняет самые живые воспоминания.

Не было здесь лишь одного - осмысленности происходящего с точки зрения человека, "одного из", того самого, что согласно предписанию взял с собой "головной платок и юбку (для женщин), емкость для воды, емкость для освященного масла, мешочек для сухарей". Потому что опять под присмотром милиции, спецназа и ОМОНа здесь царила многотысячная толпа, у которой, как известно, нет ни лица, ни имени, толпа, которая может повернуть в любую сторону в зависимости от того, куда смотрит ее кормчий.

Пока он (кормчий) смотрит в сторону храма. И это хорошо...

Вот только облегчает ли это задачу для каждого христианина в отдельности - достучаться до небес? Серафимовские торжества ответ на этот вопрос не дали.

29 июля - 4 августа 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Гуреев
Земной выбор
Трагедия русской святости
07.10.2005
Стартовый молебен
Олимпийцы поклонились на Поклонной горе
12.08.2004
Все статьи Максим Гуреев
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51