itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Достучаться до небес

250-летие святого Серафима Саровского

Религия 
0
208
Время на чтение 3 минуты
С именем святого преподобного Серафима Саровского, одного из наиболее любимых и почитаемых русских святых, связано немало загадок и парадоксов, которые до сих пор обнаруживают себя как в церковной, так и в политической жизни современной России. Скорее всего именно этот величайший православный мистик, аскет и молитвенник ассоциируется в народном сознании с национальным пониманием веры, стоящей как бы на стыке смирения и духовной крепости, необоримости одновременно.

В отличие от многих своих русских соратников по воинству небесному, предстоящих перед Спасителем, преподобный Серафим никогда не был церковным политиком, богословом-полемистом или общественным деятелем. Смысл его духовного подвига в первую очередь сводился к глубокой молитвенной практике, имеющей в богословии название - "стяжание Духа Святаго". Скорее всего, именно поэтому блаженный Серафим Саровский был прославлен общецерковно лишь спустя 70 лет после своей блаженной кончины, наступившей в 1833 году. И это было весьма симптоматично для синодального православия ХIХ - начала ХХ века, когда молитвенное делание в стиле святых преподобных Нила Сорского, Максима Грека и прочих православных интеллектуалов было не в чести.

Как ни странно, но возвращению из небытия имени Серафима Саровского (в государственном и общенациональном масштабах) способствовал император Николай II, который, согласно преданию, ознакомился с некими таинственными предсказаниями святого старца, касающимися фамилии Романовых в целом и его лично в частности. Предсказания якобы потрясли самодержца, который, как известно, был склонен к мистификации собственной роли как помазанника Божия в русской истории рубежа веков.

Именно с этого самого момента начинается общественно-политическая жизнь святого Серафима, к которой при своем земном бытовании он не имел ни малейшего отношения. Саровский-подвижник провозглашается покровителем царской фамилии и молитвенным предстоятелем перед лицом Богородицы за всю Россию, а Серафимо-Саровский и Серафимо-Дивеевский монастыри, которые во время канонизации старца посещают члены августейшего семейства, превращаются в места массового паломничества.

Можно утверждать, что в лице святого Серафима российские власти рубежа веков сумели благополучно найти именно то, в чем так нуждалась империя, потрясаемая революциями, неудачными и кровопролитными войнами, как бы сейчас сказали, терактами и глубочайшим нравственным кризисом, обусловленным обрядоверием и повальным атеизмом, переходящим в открытое и агрессивное богоборчество. С одной стороны, речь шла о долготерпении и смирении Серафима Саровского, который, как известно, склонился перед "лихими станичниками", избивавшими его, и не оказал им сопротивления. С другой, на свет Божий было извлечено предание, согласно которому преподобный старец якобы отказал в благословении декабристам, "бунтующим супротив царя-батюшки".

Таким образом, все составляющие национальной идеи той поры были обнародованы в столь ненавязчивой и вполне назидательной форме. Естественно, что ни о каких мистических открытиях и богомыслительных откровениях святого Серафима речь не заходила. А ставший хрестоматийным пример из его жития, в котором святой из рук кормит "дикого и лютого" медведя, воспринимался не иначе как пример запредельной дрессуры и имел в большей степени отношение к цирковой практике...

И вот прошло 250 лет со дня рождения святого Серафима Саровского и 100 лет его общецерковного прославления.

Что изменилось? Да, наверное, все - страна, мир, ее окружающий, люди в ней живущие. Не изменилось, увы, лишь одно - стремление в очередной раз приспособить преподобного Саровского старца к своим сиюминутным интересам, попользоваться "золотым запасом" в меру собственного разумения необходимости.

Размеры же этой необходимости были в полной мере явлены во время Серафимовских торжеств в Курске, на родине подвижника, и в Нижегородской епархии, месте постоянного нахождения раки с мощами преподобного Серафима Саровского. Так, размах мероприятия говорил о том, что оно, вне всякого сомнения, носит государственный характер - многоуровневые кордоны милиции и ОМОНа, рамочные металлоискатели и сотрудники в штатском, по возможности стройные ряды казаков и плазменные уличные мониторы для прямых включений с непосредственного места действия, старательные корреспонденты телеканала "Россия" и приходская общественность с плакатами "С нами Бог!" и портретами царя-мученика.

Бесспорно, здесь было все, что, в понимании устроителей (да и самих паломников тоже), должно отличать крупное православное мероприятие от, к примеру, первомайской демонстрации, о которой большинство тех же паломников сохраняет самые живые воспоминания.

Не было здесь лишь одного - осмысленности происходящего с точки зрения человека, "одного из", того самого, что согласно предписанию взял с собой "головной платок и юбку (для женщин), емкость для воды, емкость для освященного масла, мешочек для сухарей". Потому что опять под присмотром милиции, спецназа и ОМОНа здесь царила многотысячная толпа, у которой, как известно, нет ни лица, ни имени, толпа, которая может повернуть в любую сторону в зависимости от того, куда смотрит ее кормчий.

Пока он (кормчий) смотрит в сторону храма. И это хорошо...

Вот только облегчает ли это задачу для каждого христианина в отдельности - достучаться до небес? Серафимовские торжества ответ на этот вопрос не дали.

29 июля - 4 августа 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Гуреев
Земной выбор
Трагедия русской святости
07.10.2005
Стартовый молебен
Олимпийцы поклонились на Поклонной горе
12.08.2004
Все статьи Максим Гуреев
Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии