Читателям "Труда" отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Религия 
0
166
Время на чтение 4 минуты
В.Потокин: Страсти вокруг фильма "Страсти Христовы" уже улеглись. А вопросы остались. Стоит ли вообще кинематографистам пытаться изображать Иисуса Христа на экране? Может быть, это удел только иконописцев? Но ведь и великие живописцы - Крамской, Ге и другие - изображали Спасителя. Чем же кино хуже живописи? Как Вы к этому относитесь?

- Кино, конечно же, не хуже живописи, и коль скоро мы принимаем натуралистические изображения Христа и святых на живописном полотне, нет никаких оснований анафематствовать и сценическое, в данном случае кинематографическое, воплощение этих образов. Вопрос следует поставить по-иному: для кого и насколько это нужно и полезно? Да, для воцерковленного православного христианина, живущего насыщенной и полноценной духовной жизнью, осмысление евангельских истин на уровне изобразительного искусства является пройденным этапом. Но много ли вокруг нас воцерковленных христиан? Все ли знают хотя бы канву евангельских событий?

В фильме Гибсона некоторые видят голливудский мистический триллер с характерными для этого жанра приемами, а другие - свидетельство истории, переданное доступными для автора и понятными для большинства наших современников средствами. И этой дилеммы избежать невозможно. Такова участь любого художественного произведения: каждый находит в нем то, что ищет, и понимает его так, как способен понять.

Важно только помнить: созданный артистом или художником реалистический образ не является адекватным первообразу, так как неизбежно несет на себе печать субъективности автора: это не икона.

З.Павлова: Церковь от государства у нас отделена, но страна сильна христианскими корнями. А сегодня во внешнеполитической деятельности государства надо ли, на Ваш взгляд, эту традицию учитывать? Должна ли Россия иметь особые отношения с христианскими народами, тем более с православными? Или в политике, как в бизнесе, нет места сантиментам?

- Возможность широкого и серьезного обсуждения православного и шире - христианского фактора в отношениях России с внешним миром появилась лишь недавно, когда страна мало-помалу стала осознавать себя наследницей богатой православной традиции не только в духовном и культурном плане, но и в социальном, политическом, экономическом.

До революции важная часть российских внешнеполитических приоритетов приходилась на взаимоотношения именно с православными странами и народами. Эта направленность имеет хорошую перспективу и в наши дни.

Во исполнение слов Спасителя: "Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий" (Лк. 22. 26), образцом взаимоотношений между народами и государствами в православном мире был и остается идеал взаимного служения, а не доминирования одного народа над другим. Это не "сантименты", это твердый принцип, следование которому имеет не только моральное, но и практическое значение. Установившаяся в последние годы система международных отношений склоняется к тому, чтобы опираться только на один силовой, экономический и культурный полюс. Такая система представляется не жизнеспособной и не эффективной. Все многообразие этносов, культур, традиций просто невозможно уложить в прокрустово ложе одного цивилизационного стандарта, даже если этот стандарт реализуют самые богатые и могущественные государства. Мир многополярен онтологически. Одним из таких культурных полюсов является Православие, объединяющее прежде всего государства, на формирование культур которых оно оказало решающее влияние. Помимо России - это Болгария, Белоруссия, Греция, Кипр, Молдавия, Республика Македония, Румыния, Сербия и Черногория, Украина. К православному миру относятся и части американского, арабского, албанского, польского, чешского, словацкого, финского и других народов. Новым и весьма динамичным элементом являются диаспоры православных народов, как правило, проживающие в странах западнохристианской традиции. Сегодня численность православных христиан во всем мире приближается, по некоторым оценкам, к 300 миллионам, и было бы ошибкой не учитывать этот фактор во внешней политике.

Н.Майсуренко: Судя по некоторым публикациям и выступлениям, в стране существует антицерковное лобби. Но что за силы стоят за этим лобби? Для кого Русская православная церковь - враг?

- Такое лобби, Николай, существует и активно действует не только в России. Во всем мире усиливаются попытки устранить Церковь от активного участия в решении общественно-политических вопросов, оттеснить религию в область частной жизни, минимизировать, а то и вовсе исключить религиозную мотивацию поступков человека. За этим стоит определенное мировоззрение: современный либеральный гуманизм, взращенный на идеях просвещения с его весьма специфическими представлениями о свободах и правах человека. Специфика эта заключается в том, что всякое иное представление, иной взгляд на вещи, отличающийся от либерального, подвергается остракизму и лишается права на существование. По сути, мы сталкиваемся сегодня с попытками насадить в Европе и во всем мире некую псевдорелигию, которую можно назвать воинствующим секуляризмом. В силу своего религиозного, а точнее - псевдорелигиозного характера секуляризм вовсе не нейтрален по отношению к христианству, а откровенно враждебен ему.

Происходящие в нашем мире процессы являют собой прекрасную иллюстрацию к словам Христа: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне" (Мф. 6. 24). Мамона - это богатство. У тех, кто выбрал служение мамоне, то есть возвел потребление материальных благ в степень культа (а таких, к сожалению, достаточно много), христианство с его ценностными приоритетами вызывает ненависть, так как самим фактом своего существования оно вносит в их жизнь серьезный дискомфорт. Именно поэтому лидеры секуляризма испытывают крайне болезненную реакцию на религиозные символы и вздрагивают при упоминании о Боге и Церкви.

В.Потокин, З.Павлова, Н.Майсуренко

24 июля 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Святейший ответил на вопросы участников
Всемирного фестиваля молодежи
04.03.2024
Доклад Святейшего Патриарха на первом
собрании духовенства Московской митрополии
22.02.2024
Выступление на XII Рождественских
Парламентских встречах
31.01.2024
Все статьи Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02