Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Свет истины жития святого Серафима

Валентин  Степашкин, Русский вестник

26.07.2004

Существует множество жизнеописаний Серафима Саровского, из которых, как мозаика, сложилось житие преподобного. Казалось бы, что можно сегодня, в 21-м веке, добавить к биографии праведника, который жил двести лет назад? Однако историк из Сарова Валентин Степашкин несколько лет назад сделал сенсационное открытие: Серафим Саровский родился не в 1759, как считали историки до сих пор, а в 1754 году! И это не единственная удача краеведа в работе над жизнеописанием святого Серафима: многие житийные факты, благодаря Степашкину, предстали перед почитателями Старца в свете истины.
В. А. Степашкин любезно согласился ответить на вопросы корреспондента Информационного центра Организационного комитета по подготовке к празднованию 250-летия Серафима Саровского.

_ Валентин Александрович, что заставило Вас заняться исследованием жития Серафима Саровского? Какую цель вы ставили перед собой?
_ Работая над историей Саровского монастыря, я вначале со спокойной душой откладывал документы, касающиеся преподобного Серафима, в сторону, поскольку у меня сложилось мнение, что о нем написано столько, что и добавить ничего не возможно. Но при сравнении житийной литературы с архивными материалами напрашивался вывод, что некоторые этапы биографии старца Серафима требуют уточнения, а отдельные события просто остались без внимания первых биографов и "серафимоведов".

_ Как давно Вы изучаете архивы в поисках правды о Серафиме Саровском?
_ В архивах работаю более 10 лет. Центральный государственный архив республики Мордовия_ основной кладезь сведений о Саровском монастыре с момента его образования и до последних дней существования. И если в архиве Саранска краевед или историк свои потребности может удовлетворить почти в полной мере, то в подобных учреждениях других городов, где никогда не было даже фондов, посвященных Саровскому монастырю, необходимую информацию приходилось разыскивать по крупицам, разбросанным по различным хранилищам. И в поисках помогало исследовательское чутье и явная направляющая помощь преподобного Серафима. В поисках драгоценной информации приходилось работать в Курске, Тамбове, Пензе, Нижнем Новгороде, Арзамасе, Владимире, Москве и Санкт-Петербурге. И сейчас я стараюсь один раз в два месяца совершать поездку в тот или иной архив_ финансы не позволяют "обжить" их более основательно. Следует заметить, что каждая поездка преподносит все новые и новые подробности из жизни великого старца.

_ Выдвигал ли кто-нибудь до Вас гипотезу о том, что год рождения преподобного_ именно 1754?
_ Да, впервые такая гипотеза прозвучала в 1903 году, автором ее был курский архивист Танков. В качестве доказательства он привел тогда исповедные росписи Ильинской церкви Курска, по которым получается, что год рождения Прохора Машнина_ именно 1754. Но исповедные книги сочли недостаточно точным свидетельством, и годом рождения преподобного продолжали считать 1759.
Современные исследователи при работе в саранском архиве, вероятно, придерживались того же мнения, которое первоначально сложилось и у меня, и направляли свои усилия на историю монастыря: кто-то делал анализ экономики, а кто-то делал упор на советский период.
Я оказался тем человеком, которому посчастливилось первому после многолетнего изучения документов сделать аргументированный вывод, что годом рождения батюшки Серафима является 1754.

_ На основании каких именно документов был сделан этот вывод?
_ Еще в 1903 году курские архивисты не смогли найти метрические книги, которые прямо подтвердили бы, в каком году родился Прохор Машнин. Тем более это невозможно сейчас, после того, как Курск пережил революцию и две войны_ гражданскую и Великую Отечественную. Но документы, по которым эту дату все-таки можно определить, существуют. И находятся они в архиве Саровского монастыря в городе Саранске.
Например, в 1786 году, впервые с момента поступления Прохора в Саровскую обитель, в "Списке монахов Саровской пустыни" встречается имя Серафим с обозначением полных лет_ 32. До настоящего времени юридическую сторону вопроса не исследовали. Указание возраста монаха в этом документе имеет важнейшее значение, поскольку, согласно Духовному регламенту, постригать в монашество в то время разрешалось мужчин лишь по достижении 30-летнего возраста. Здесь могли не написать фамилию, имя и отчество, которые носил человек в миру, но имя, полученное им при постриге и возраст указывались непременно. Следовательно, если год рождения Прохора Машнина_ 1759, то в 1786 году он еще не мог принять постриг.
Если отслеживать дальнейшие документы Саровского монастыря, то увидим, что во всех списках монашествующих, которые ежегодно, начиная с 1786 года, представлялись в духовную консисторию, у иеромонаха Серафима указывался возраст, соответствующий 1754 году рождения.
С сентября 1796 года до своей кончины иеромонах Серафим числился в списках монашествующих, находившихся в монастырской больнице. А с 1799 по 1823 год возраст монахов, которые находились на излечении, в списках по неизвестной причине не указывался. Здесь-то и началась путаница с годом рождения: когда через 24 года в списках монашествующих вновь стал указываться возраст, отец Серафим вдруг "помолодел" на 10 лет, и до 1828-го годом его рождения оказывался 1764. А в 1828 году, из-за невнимательной переписки документов, указанный в первом полугодии возраст в 64 года во втором полугодии превращается в 69 лет. И с этого момента год рождения о. Серафима указывался как 1759. Эта дата была высечена и на могильной плите преподобного.

_ Какова на ваш взгляд значимость открытия, что год рождения Серафима Саровского не 1759-й, а 1754-й?
_ Во-первых, история_ тем более, когда речь идет о жизни известного исторического лица_ должна быть правдива и точна. А во-вторых, с изменением даты рождения меняется линия биографии преподобного. Как известно, мама Прохора, Агафья Фотиевна, после смерти мужа продолжила строительство Сергиево-Казанского собора. Если Прохор Машнин родился в 1759 году, значит, он ушел в монастырь в 19 лет, и вряд ли в столь юном возрасте он мог принимать серьезное участия в семейных трудах.
Гораздо логичнее выглядят события, когда Прохор Машнин уходит в монастырь в 24 года, сразу после освящения построенного собора, завершив благое дело своих родителей.

_ Как встретили вашу версию историки? От некоторых журналистов приходилось слышать, что новая дата появилась только для того, чтобы вновь организовать помпезные торжества?
_ Доклад по году рождения был написан еще в 2000 году. В 2001 году в Нижнем Новгороде состоялась научная конференция, на которой доклад был обнародован и опубликован. Рецензии историков были только положительными. А позднее, когда вышла моя книга, насыщенная ссылками на первоисточники, все желающие могли проверить достоверность моих изысканий. Но до сих пор я не получил ни одного отрицательного отзыва на свою работу.

_ Как историк, считаете ли вы нужным и возможным отделять в житии Серафима Саровского апокрифы от подлинных историй? Не боитесь ли Вы при этом впасть в другую крайность?
_ К апокрифам нужно относиться трезво. В них всегда стоит пытаться найти зерно истины. Пусть это изустные предания, чьи-то личные впечатления, а не документальные свидетельства_ их нельзя оставлять без внимания.

_ Ну а вот, например, чудо о Серафиме, которого видели кормящим медведя_ действительно ли можно сомневаться в его достоверности? Какие аргументы Вы приводите в своей книге?
_ Действительно, некоторые упрекают меня за то, что в моей книге ставится под сомнение эпизод из жизни Старца Серафима, когда он кормит медведя хлебом. Но так ли это? Давайте внимательно прочитаем книгу: "На Дальней пустыньке существовал пчельник, который привлекал к себе медведей, обитавших в окрестных лесах. Известно несколько воспоминаний о кормлении о. Серафимом медведя. Самое интересное принадлежит иеромонаху Иоасафу". И далее по архивному документу рассказывается о литературной выдумке (?)... фантазии (?) названного иеромонаха, основанной на реальном факте. По-моему, в книге нет ни доли сомнения в правдивости этого события. У нас в Сарове в начале 50-х годов ХХ века можно было встретить медведя в центре города, не говоря уже о том дремучем времени.

_ Как вы относитесь к утверждению, что мощи, которые почивают в Дивееве, не принадлежат батюшке Серафиму, что они не подлинные?
_ Во втором, дополненном издании моей книги будет новая глава_ "Нет скорбей, нет и спасенья". По архивным документам мне удалось проследить этот путь. Можно однозначно сказать, что мощи Серафима Саровского были вывезены из монастыря в 1927 году, несколько месяцев они находились в городе Краснослободске, в отделении ОГПУ, под специальной охраной. Потом мощи были доставлены в Москву и два года пребывали на подворье Серафимо-Дивеевского монастыря при часовне, посвященной Серафиму Сарвскому. Удивительная вещь_ в 1927 году закрывается Дивеевский монастырь, но два года еще существует подворье монастыря в Москве! Это объясняется тем, что на подворье жил Тучков_ советский деятель, который курировал на этот момент Русскую Православную Церковь. Он жил здесь со своей старой матушкой. И, с одной стороны, послушницы монастыря были у него вместо горничных_ обслуживали, обстирывали, кормили. А с другой, мама его была очень набожная женщина, и она вместе с дивеевскими сестрами ходила на богослужения в различные храмы. Сам Тучков приходил и говорил, что сегодня будет служба патриарха Тихона в такой-то церкви, его матушку послушницы под белые рученьки брали, вели, и на самое почетное место на службе устанавливали. Такой симбиоз продолжался в течение двух лет, но в 1929 году подворье все-таки было закрыто, Тучков переехал по другому адресу, а мощи были переданы в Центральный антирелигиозный музей.
Здесь они были выставлены на всеобщее обозрение. Мне удалось найти документ_ прошение некого сотрудника "Колхозиздата". Он собрался выпустить книгу "Колхозы в борьбе с религией", и просил у директора музея разрешения сфотографировать для создания иллюстраций некоторые экспонаты музея. Под двадцать первым номером в этом списке значились мощи Серафима.
Во время Великой Отечественной в музее организовали общежитие для работников противопожарной обороны, мощи, как и все экспонаты музея, хранились в подсобных помещениях. Когда война закончилась, директором музея религии и атеизма назначили Бонч-Бруевича, и он произвел объединение московского и ленинградского филиалов. Центральным стал ленинградский филиал, в Казанском соборе, и в 1948 году мощи перевезли туда. В этот момент Бонч-Бруевич пишет запрос в правительство_ что нам делать с мощами? Поскольку им трудно найти применение, не лучше ли предать их сожжению? В ответе было сказано, что кремировать мощи не стоит, не нужно и выставлять их на обозрение, следует их упаковать и хранить в подсобном помещении.
В конце сороковых годов прозвучали просьбы православных о возвращении Церкви мощей некоторых святых, и, в частности, Серафима Саровского. Но в 1946 году на месте Саровского монастыря был образован закрытый, строго засекреченный объект, и отдать мощи означало привлечь к этому объекту ненужное внимание. Это одна из главных причин, по которым мощи преподобного хранились под спудом, с грифом "секретно".
Хранились вплоть до того момента, когда их по счастливой случайности в конце 1990 года обнаружили в запасниках музея. Описание обретенных мощей, их фотографии полностью соответствуют протоколам и фотодокументам 1903 и 1920 годов.
Стоит также упомянуть о том, что по утверждению многих, мощи Серафима Саровского были похоронены на кладбище Дивеевского монастыря, в склепе матушки Александры (Мельгуновой). В этом, по народной молве, якобы принимала участие Мария Баринова_ секретарь последней игумении Дивеевского монастыря матушки Александры (Траковской). Но покойный владыка Николай (Кутепов) в одном из интервью рассказал, что он был последний духовник матери Марии, которая поклялась на Евангелии, что к этим разговорам не имеет никакого отношения.
А в 1990 году было вскрытие могилы матушки Александры именно с целью поиска мощей преподобного Серафима Саровского. Естественно, что ничего не обнаружили, потому что в то время мощи не могли находиться нигде, кроме как в музее истории религии и атеизма. Весь путь мощей четко прослеживается по документам. Поэтому нет оснований сомневаться, чьи мощи почивают в Дивеевском монастыре_ это точно, однозначно, стопроцентно мощи Серафима Саровского.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме