Купец, монах, святой

В Курске начались празднества по случаю 250-летия святого Серафима Саровского


Вчера в Курске на родине преподобного Серафима Саровского начались торжества, посвященные его 250-летию. Ожидается, что в торжествах, которые продлятся до 1 августа, примут участие до 100 тысяч человек, почетные гости, представители светских властей, иерархи Русской православной церкви, паломники, зарубежные гости. Второй год подряд с именем этого святого в России связаны массовые церковно-государственные празднования.

Парадокс, но поначалу о Серафиме Саровском говорили как о нарицательном примере оторванности церковного опыта от светской культуры: он был современником Пушкина, и они ничего друг о друге не знали. Но уже к концу XIX века его, еще не прославленного, начали почитать русские писатели, дворяне, не задетая революционными настроениями интеллигенция и, конечно, простые люди.

- Он что-нибудь написал? - спрашивают меня светские знакомые. - Что он вообще сделал?

Что он действительно сделал? Монашествовал. Болел. Молился. Встречал приходящих к нему словами: "Радость моя". Повторял опыт святых отцов древности. Был простым. Но какой-то важный генерал вернулся от него рыдающим: как дитя, и награды все попадали.

Ничего не написал. Нет томов, которые можно открыть, как, например, у св. Игнатия Брянчанинова, и почитать критику Декарта или навсегда перехвативший дух пересказ цитаты из Исаака Сирина о том, что сподобившийся увидеть себя выше сподобившегося увидеть ангелов.

Нет значимой исторической миссии, как например, у св. Сергия Радонежского, благословившего св. князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Десяток запомнившихся его речений о цели человеческой жизни, о духе мирном, обращение "радость моя" - и все. Но влияние его на Россию так огромно, что даже рекламные плакаты вдоль московских мегатрасс с его иконописным ликом и молитвой кажутся не навязчивым PR-ходом, а естественным отражением этого подспудного влияния. У интеллектуальнейшего философа конца XX века Олега Генисаретcкого в единственной изданной в то время книге "Упражнения в сути дела" я нашла в эпиграфе цитату из ничего не написавшего святого: терпите свои недостатки, как терпите недостатки других. Согласитесь, неожиданная нота для времени, где мы все только и знаем, что строим друг друга и самих себя.

Он нас любил. И это ощутимо через века. И в этом секрет.

Вот как объяснил значение святого для современной России отец Всеволод Чаплин, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московской Патриархии:

- Два последних года уникальны с точки зрения почитания памяти преподобного Серафима Саровского, сошлись две исторические даты - столетие со дня прославления и 250-летие со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Глубоко символично, что эти праздники состоялись именно сейчас, когда Россия возвращается на свой естественный исторический путь глубокого единства народа, церкви, власти. Мы как-то забыли, что наш путь - это не путь разделений, расходящихся интересов, конкуренций и политических баталий, но путь единства и самопожертвования. Именно на этом пути и старался утвердить Россию преподобный Серафим Саровский. Этот святой не был писателем, церковным иерархом, государственным мужем, интеллектуалом в нашем понимании этого слова, но его сердце хранило очень чистую веру и чистую любовь к каждому человеку. И эта любовь и дух, который исходил от преподобного Серафима менял к лучшему жизнь людей. И в каком-то смысле поменял к лучшему жизнь России. Святой предвидел те беды, которые ее ждали в ХХ веке, но он же предсказал ее духовное возрождение. Хочется надеяться, что мы действительно пойдем не по пути смуты и разделений, а по пути духовного единства, который начертан преподобным Серафимом.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Елена Яковлева:
Варвары и умники
Почему, прежде чем обожиться, надо очеловечиться
26.11.2019
Время отточенной мысли
Митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту - 70 лет
08.08.2019
Истина тех, кто страдает
В Киеве бунтуют против томоса. Те, кто его добивался
23.06.2019
Студент как хромой Юлий Цезарь
Владимир Легойда: Я не могу сказать ученикам: читайте на ночь WhatsApp и будете умными
23.04.2019
РПЦ: Святые Лавры принадлежат законной Украинской церкви, ее имя - тоже
Напряженную религиозную ситуацию на Украине и заявления главы так называемого Киевского патриархата Филарета Денисенко о лишении законной православной церкви на Украине ее собственного имени "РГ" комментирует заместитель главы отдела внешних церковных связей, протоиерей Николай Балашов
26.10.2018
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы