Израиль в воронежской глубинке

Религия 
0
475
Время на чтение 4 минуты
Когда евреи, живущие в Израиле, узнали, что в центре России в маленьком поселке чистокровные русские люди уже около ста лет исповедуют иудаизм, то сначала не поверили. А когда увидели это воочию, были потрясены. "Такую твердую веру не всегда среди евреев встретишь", - поделился впечатлением с корреспондентом "Кольца" один из потрясенных гостей.

Хутор Высокий расположен в Таловском районе - чуть меньше 200 километров от Воронежа. Здесь и живут обычные с виду русские крестьяне, которым в наследство от предков досталась необычная для этих мест вера - иудаизм.

В научной литературе их называют субботниками. Это название появилось давно - еще до революции. Тогда сельские православные священники с удивлением обнаружили, что часть крестьян в церковь не ходит, перед иконами не молится, а из всей Библии предпочитает Ветхий Завет. Да еще и соблюдает все еврейские обряды - вплоть до обрезания. И, разумеется, праздничным днем у них была суббота, а не воскресенье. Так и появилось название - субботники.

Когда царское правительство стало разбираться, оказалось, что субботников в России не так уж и мало - под Воронежем, Тамбовом, Астраханью. Откуда они появились, кто сманил их в незнакомую доселе религию, точно сказать никто не может до сих пор.

Самим жителям Высокого слово "субботники" не нравится. "Мы - иудеи", - объясняют они. И радуются, что теперь говорить это можно открыто. Потому что за свою жизнь успели испытать все прелести государственного антисемитизма.

Сначала за субботников взялось царское правительство. Их пытались насильно крестить, непокорных выселяли на окраины империи. Но те предавать свою веру не захотели. "Пусть нам лучше руки отрубят, но креститься не будем", - твердо отвечали русские иудеи.

После революции сначала стало полегче. В Высоком - а хутор появился в 1920-х годах - даже колхоз создали, где официальным выходным была суббота. Но так продолжалось недолго: советской власти мешала любая религия, будь то православное христианство или иудаизм. В Высокий повалили агитаторы-атеисты. Когда областное начальство поняло, что выступления заезжих ораторов на местных жителей не действуют, агитацию сменили на репрессии. "Приходилось вставать до рассвета, чтобы помолиться, - вспоминают старожилы, - не дай Бог, кто увидит, по допросам затаскают".

А потом высочан решили извести более "цивилизованными" методами. Сначала им перекрыли дорогу к образованию. До 1970 года жителям хутора удавалось получить только 4 класса начальной школы. За остальным приходилось ехать в соседнюю деревню - это при том, что в то время в Высоком было около двух сотен детей. Только в семидесятые построили восьмилетку.

Потом советское правительство решило "разбавить" иудейскую общину "чужаками": построили несколько многоэтажек, привезли переселенцев. Но высочане и тут выстояли: некоторые из приезжих сами приняли иудаизм и примкнули к общине.

Жители окрестных деревень с субботниками открыто не конфликтовали, но и не любили. "Сядешь в автобус, а кругом шепчутся: Жиды, жиды. И все сторонятся".

Сейчас в Высоком живет немногим больше тысячи человек. Почти две трети из них - иудеи. Раньше было больше, да двести с лишним человек уже уехали в Землю Обетованную, в Израиль. Поэтому в поселке много пустых домов. Их хозяева иногда возвращаются, чаще всего летом, когда в Израиле особенно жарко. Поживут с месяц на родной земле - и назад.

Свою веру высочане блюдут строго. Из поколения в поколение передаются молитвенники - в некоторых семьях сохранились издания аж девятнадцатого века. Каждую субботу - молитвы, чтение Торы. Все как положено: мужчины и женщины молятся раздельно.

Имена здесь тоже еврейские: от привычных русскому уху - Анна, Михаил, Ефим - до экзотических: Иеремия, Лия, Исайя.

Свинину высочане не едят, и свиней не держат даже на продажу. Свинья - животное нечистое, в Торе на ее мясо строгий запрет.

И кладбище в Высоком особенное. Оно разделено на две части: православную и иудейскую. У многих - могилы родственников на обеих.

Христианское кладбище ничем особым не выделяется, обычный сельский погост. А вот иудейская часть для нашего взора выглядит непривычно.

Там - cтрогий порядок: женщины в левой части, мужчины - в правой. Недалеко от входа, посередине, несколько детских могилок. Расположение - почти геометрическое, землю "про запас" никто не захватывает. Никаких крестов, разумеется, здесь нет. Только шестиконечные звездочки.

А еще в местной школе есть музей. И не простой (кого сейчас удивишь школьной музейной комнатой) - целая экспозиция, рассказывающая об истории Высокого, вере его жителей. Тут и блокнот одного из первых переселенцев, где русские слова вперемешку с еврейскими, и старинная Тора, и портреты основателей хутора. Так что дети уже с малых лет узнают, в каком необычном месте им выпало жить. И сейчас, по словам жителей поселка, молодежь потянулась к своим корням. Раньше своего происхождения стыдились и скрывали, теперь им гордятся.

Недавно в Высоком открылась школа иврита. Наконец любой желающий сможет освоить непростой язык. Это тоже радость - в советское время для изучения языка мужчинам приходилось ездить в Харьков.

Старики, как им и положено, ворчат: "Нет, теперь уже вера не та. Обычаи нарушаются...". Действительно, нравы в поселке стали либеральнее. Раньше женились и выходили замуж только за единоверцев - "иначе родители бы прокляли". Но уже давно этот обычай не соблюдается - "смешанные" браки стали нормой. Да и в быту в старину было все строже: женщины с непокрытой головой не ходили, за один стол с мужчинами не садились.

Может потому, что русским иудеям пришлось много выстрадать, может, еще по какой причине, но живут они необычайно дружно. Если у кого-то беда - помогают всей общиной. И, в общем-то, небедно живут. Потому что работают. Пьянство здесь - грех редкий. В поселке друг другу доверяют - даже двери не закрывают, кругом же все свои. Дома "эмигрантов" тоже стоят целехонькие - вандализм тут неизвестен.

Сейчас поселком заинтересовались израильские общественные организации. Там и раньше ходили слухи о том, что где-то в русской глубинке есть поселение несломленных русских иудеев. Да не верилось как-то. Теперь приехали, убедились. И поразились настолько, что решили в самом Израиле основать поселок с точно таким же названием - Высокий. Так что на Земле Обетованной у хутора появится побратим и тезка.

16 от 14-07-2004
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 10:22
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44