Религия радости

Религия 
0
167
Время на чтение 4 минуты
Прославление Константинопольской Патриархией русской монахини матери Марии (Скобцовой), совершившей мученический подвиг в годы II Мировой войны, вызвало в России немало споров. Причины такого неспокойного отношения к свершившейся канонизации стали ясны после вечера памяти м.Марии, который прошел в музее А.Ахматовой в Петербурге. Сугубые поклонники новой святой выделили в ее подвиге то, что может смутить и смущает большинство верующих людей, то, что вызвало появление на иконе матери Марии звезды Давида. Так была "отмечена" ее помощь евреям во время оккупации Парижа...

Итак, сошлись две крайности. В споре вокруг имени матери Марии сошлись "филоиудеи" и ревнители чистоты православия. Какое это имеет отношение к реальному подвигу новопрославленной святой? Да, она помогала евреям, спасая их от арестов гестапо и газовых камер. Но до этого она спасла немало русских людей, вытаскивая их "со дна", вызволяя из психиатрических больниц. И на это ушло почти десять лет жизни. А евреев от преследований гестапо она прятала только один год. Почему же надо выделять в ее жизни именно этот период?

Так же непонятно, почему в обширном творчестве матери Марии нужно выделять именно дисседентские ее вещи - то есть те, в которых содержится критика "синодальной церкви". "Филоиудеи", таким образом, занимаются "подтасовыванием карт" в свою пользу и искажают образ святой.

Но и ревнители занимаются точно таким же искажением. Потому что воюют с искаженным образом как с реально существовавшей личностью. Получается, что ревнители соглашаются с теми, кто сделал имя матери Марии своим знаменем: "Да, она была именно такой, какой вы ее представляете. Потому она - еретичка, а не святая".

Но, еще раз повторим, единственно верный путь избрали те, кто проводил канонизацию, - монахиня Мария канонизирована не одна, а в соборе - вместе с теми, с кем трудилась в деле помощи обездоленным в приюте на улице Лурмель. И канонизирована не за свои богословские труды, а за исповеднический подвиг в лагере и мученическую кончину.

Как известно, и у святых могли быть ошибки, могли существовать заблуждения в умственной сфере. Непререкаемыми в этом смысле могут быть только те, кто признан "учителями Церкви". А большинство святых прославлено именно за свою деятельную, подвижническую жизнь, а не за написанные книги. Даже такой святой, как праведный Иоанн Кронштадтский, немало написавший и издавший книг, почитается не за эти книги, а за служение народу. Кстати сказать, он ведь тоже помогал и молился не только за православных, но и за иудеев, и мусульман. Такие случае описаны в воспоминаниях очевидцев.

Мать Мария, как и св.пр.Иоанн, исполняла заповедь о любви к ближнему. Тому, кто в данный момент в этом более всего нуждался. Был ли это великий русский поэт Александр Блок, которого она вымаливала годами, или пьяная матросня в Анапе, которых она смогла умирить силой слова, рожденного из молитвы, были ли это проститутки и наркоманы Парижа, или еврейские дети, согнанные на стадион для отправки к Освенциум, - она шла на помощь, в первую очередь, к тем, кто в этот момент был ее ближним.

А те, кто пытаются оспорить ее святость, - могут ли сказать, что они на деле исполняют заповеди, хотя, может быть, и говорят правильные слова и пишут правильные книги. На всю жизнь запомнила автор этих строк разговор со своим учителем - профессором Дмитрием Евгеньевичем Максимовым. Состоялся он в конце 1980-х годов, когда интеллигенция стала воцерковляться с рвением неофитов. При этом христианство в большинстве случае воспринималось как "правильная философия" - мы все тогда получали ответ на пилатовский вопрос: "Что есть истина?" и страшно радовались этому, забывая о том, что Истина не что, а Кто. И этот Кто - Господь наш Иисус Христос - требует не философствования, а жизни. Многие из таких "философствующих православных" были младшими друзьями и учениками Дмитрия Евгеньевича Максимова. Сам он был человеком трагическим. В юности он потерял веру, вернее, отошел от Церкви, продолжая верить "по-своему". А на склоне лет к нему пришло есенинское настроение: "стыдно мне, что я в Бога не верил, страшно мне, что не верю теперь". И вот он присматривался к нам, "бесстрашно" объявлявших себя православными, церковными людьми. И не находил того, чего жаждала его душа. Как-то он сказал: "Если бы я встретил такого человека, как мать Мария, я бы смог вернуться в Церковь". И на вопрос, чем именно она ему дорога, ответил: "Она возлюбила много. Ее слова не противоречили ее делам. И она была свободна".

И мать Мария именно таких людей умела привлечь, умела разговаривать на их языке. Часто это был не язык книг и статей. Так, посланная читать лекции шахтерам, она вместо этого помыла пол в их бараке, а наркоманам и проституткам она давала жилье и работу. А вот в нацистском лагере она, наоборот, читала лекции и говорила соузницам: "Думайте, никогда не снимайте мысль".

Конечно, как всякий живой, импульсивный и свободный человек, мать Мария не избежала ошибок. Часто в ее писаниях слишком много бунтарского, эсерского духа. Но еще раз повторимся: не за статьи и стихи ее канонизировали. И обращаться в молитвах к ней за помощью мне лично хочется не для решения "философских проблем" и разбора "типов религиозной жизни", а в трудные жизненные минуты. Потому что матушка в своей жизни перенесла очень много горького: смерть детей, потерю родины, одиночество, непонимание, клевету - и смогла все это преодолеть. А значит, может укрепить того, кто терпит подобное, пережитому ею.

Каждый святой являет нам определенный образ. Потому так важны иконописные изображения прославленных подвижников. Они не должны быть самочинными и идеологизированными (как это случилось с м.Марией).

А пока нет такой иконы новопрославленной святой, перед которой без внутреннего сопротивления хотелось произнести молитву, можно взглянуть на ее фотографию 1932 года, сделанную после пострига: лицо матушки светится радостью и любовью. Она как будто смотрит на нас и говорит: "Христианство - это религия радости".

N467 - 20 июня 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Л. Самарина
Все статьи Л. Самарина
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06