Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Крестный путь гражданского общества

Вера  Сенькина, Российские вести

17.06.2004


Историческая задача "новых правых" - синтез европейской идеи с православной традицией …

Взаимоотношение Церкви и гражданского общества - тема для России сравнительно новая. Спектр мнений по этому вопросу, если брать самые крайние позиции, колеблется от упреков иных религиозных конфессий в сервилизме до априорного утверждения их же в качестве неотъемлемого общественного института.
Попытку начать диалог по этой сложной проблеме предприняли на днях представители "новых правых" и Союза православных граждан. Причем на заседании клуба первого объединения преимущество получили активные верующие: основной доклад делал идеолог СПГ Кирилл Фролов, он же комментировал реплики прочих выступающих.
Вкратце тезисы представителя СПГ сводились к следующему: причины кризиса правой идеи в России в историческом и правовом нигилизме тех, кто ее представлял. Именно этот нигилизм не дал уже в наши дни осуществиться национальной антикоммунистической революции. Вместо того, чтобы сделать главную жертву тоталитарного строя - Русскую православную церковь - своим естественным союзником по примеру "Саюдиса" или "Солидарности", отечественные правые стали противопоставлять себя Церкви, отдав таким образом "белый" антикоммунистический электорат на откуп левым.
Историческая задача "новых правых" - исправить ошибки. Синтез западной, европейской идеи с православной восточноевропейской традицией, по мнению Кирилла Фролова, позволит России сыграть самостоятельную роль в мире. Гражданское общество невозможно без включения в него православных граждан как социально активной консервативной прослойки, отстаивающей традиционные ценности.
С последним трудно не согласиться. Действительно, христианство прежде всего оперирует уникальной человеческой личностью. Отдавая Богу - Божье, признавая главой Церкви Иисуса Христа, врачевание морально-этических недостатков вменяется в безусловную обязанность конкретного человека. "Бревно в глазу" есть результат собственной слепоты, а вовсе не вина родителей, школы, общества или государства. Именно это обстоятельство ценно для воспитания свободного гражданина, отрицающего патернализм во всех его проявлениях.
Вместе с тем существует проблема церковного дуализма, практика поведения церковной иерархии и мирян. Последние могут позволить себе большую независимость в отстаивании своего мнения, в том числе по ключевым общественно-политическим проблемам. Иерархии приходится труднее, но также будет верным сказать, что отказ от сервилизма не является первоочередной задачей многих высших церковных лидеров. Одним из немногих примеров обратного - позиция руководителя Отдела внешних церковных сношений Московской патриархии митрополита Кирилла, автора Социальной концепции, подтвердившей право Церкви не соглашаться с богоборческой властью.
И безусловно, если подобные настроения буду превалировать среди наших иерархов, в этом случае православная Церковь окажется крупнейшим институтом гражданского общества России.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме