Здесь мир с миром не борются

Религия 
0
140
Время на чтение 7 минут

Не единожды в годину смут, войн, разрухи Православная Церковь становилась тем духовным, нравственным стержнем, вокруг которого, чтобы выстоять и победить, сплачивалась в единое целое вся русская нация. За последнее десять-пятнадцать лет Россия преодолела один из самых тяжелейших внутриполитических кризисов в отечественной истории, угрожавший самому факту существования ее государственности. По мнению многих аналитиков, преодолеть развал страны, спасти ее от гражданской междоусобицы и на этот раз во многом удалось благодаря мудрой и взвешенной позиции Русской Православной Церкви.
О своем видении роли церкви в современной России рассказывает председатель Отдела внешних сношений Московской патриархии, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

- Ваше высокопреосвященство, наше отечество переживает непростое время: слишком многое в его духовном облике оказалось утраченным за годы коммунистической власти. Тем не менее, все чаще можно увидеть в храмах молодые, одухотворенные лица; возрождаются, казалось бы, навсегда утраченные традиции милосердия, христианского подвижничества, растет авторитет Православной Церкви.
Хотелось бы узнать, что вы считаете наиболее существенным в сфере церковно-общественных связей, как Церковь определяет свое место в современной России, каким вы видите механизм взаимодействия Церкви и государства в России?
- Ответом на ваш вопрос о месте Церкви в современном российском обществе могут стать результаты различных социологических опросов, свидетельствующих о высоком доверии наших граждан к Церкви, ее нравственному авторитету. Церковь возвратилась в жизнь общества, и ее участие в социальных процессах продолжает расширяться. Сегодня церковное благовестие не ограничивается лишь храмовыми стенами и монастырскими оградами. Следуя заповеди Спасителя о проповеди Евангелия, Церковь свидетельствует о Христовой Истине повсюду: в армии и на флоте, в образовательных и научных учреждениях, на международной арене, в средствах массовой информации.
Особо важным я считаю налаживание конструктивного и взаимоуважительного общения со светской властью всех уровней. Мы дорожим возможностью такого диалога, потому что еще полтора десятилетия назад свободное и плодотворное обсуждение проблем церковно-государственных и церковно-общественных отношений было немыслимо. Ныне же заключаются соглашения о сотрудничестве Русской Православной Церкви с министерствами и ведомствами, осуществляются многочисленные совместные программы. Области совместных трудов Церкви и государства различны: миротворчество, забота о нравственном благополучии личности, семьи и народа, образование, дела милосердия и благотворительность, охрана культурного и исторического наследия, здравоохранение и культура...
Несмотря на то, что в отношениях Церкви и государства все еще остаются нерешенные вопросы (например, в сфере налогообложения религиозных организаций, возвращение церковной собственности, преподавание основ православной культуры в светской школе), сложившиеся механизмы церковно-государственного диалога и высокий уровень взаимопонимания между светской властью и Церковью позволяют надеяться на взаимоприемлемое решение имеющихся проблем.
Следующим шагом в развитии социального партнерства государства и Церкви должно стать появление соответствующей законодательной базы. В таком случае наше сотрудничество с государством, в котором очевидно заинтересовано общество, не будет зависеть от личностей и политической конъюнктуры.
- Несколько поколений наших граждан воспитывались вне христианской религии. В результате сегодня российскому обществу как никогда угрожает бездуховность, поклонение ложным кумирам, утрата многих национальных традиций в отечественной культуре. Что, на ваш взгляд, можно предпринять, чтобы попытаться исправить ситуацию?
- Культура является отражением нравственного состояния как отдельного человека, так и общества в целом. Многие явления современной жизни свидетельствуют о тяжелейших нравственных недугах, поразивших наше общество. Совершенное презрение к жизни духа стало одним из горьких знамений нашего времени, и это также отражается на культурном облике нашей страны. Идеал человека потребляющего, безответственного раба собственных инстинктов, на формирование которого направлена целая индустрия, явственно присутствует в современной культуре. Такая направленность этой важнейшей сферы общественной жизни самоубийственна, она низводит человека до угнетающего примитивизма и пошлости, лишает людей сил, искажает представления о добре и зле.
Этим негативным тенденциям Церковь противопоставляет проповедь вечной Христовой Истины. Плоды человеческого творчества переплавляются в горниле религиозного опыта, и культура перестает быть чисто земным делом, становится открытой для соработничества Богу, возвышает и облагораживает человека. Церковь неизменно благословляет творчество, способствующее нравственному возрождению личности, и призывает людей культуры возделывать человеческие души...
Следует помнить, что следование заповедям Христовым нисколько не умаляет творческой свободы человека. Об этом свидетельствует богатейшая русская культура, глубоко укорененная в православии. Едва ли найдется человек, способный упрекнуть классическую русскую литературу, живопись, музыку в скудости образов, убожестве изобразительных средств. Напротив, именно одухотворенность русской классической культуры, ее преданность идеалам православного христианства сделали ее вклад в культурную сокровищницу мира неповторимым.
Мир культуры одновременно и изменчив, и инертен. Сменяют друг друга художественные направления и стили, однако господствующая тенденция никогда не изменяется в одночасье. Кризис современной культуры может быть преодолен только непрестанными творческими усилиями писателей, поэтов, художников, актеров, архитекторов, полагающих в основу своего творчества верность Господу и Его заповедям.
- На недавнем Всемирном Русском народном соборе был принят свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Какое практическое значение имеет этот документ и как его восприняли предприниматели?
- Необходимость принятия подобного документа была продиктована самой жизнью. Сейчас, после десяти лет нестроений и произвола в экономической сфере, наше общество приходит к пониманию того, что без прочного нравственного основания успешное развитие экономики невозможно. Предпринимательская деятельность не может быть в полной мере успешной и созидательной, если она преследует лишь узкоэгоистические интересы и приносит ущерб обществу. Нужен был документ, который бы четко и ясно обозначил взгляды значительной части российского общества на нравственное измерение экономики. Важно было показать, что и в современных условиях можно жить и хозяйствовать в соответствии с библейскими принципами и при этом оставаться и конкурентоспособным предпринимателем.
Хотелось бы подчеркнуть, что принятый свод является не церковным, а общественным документом, принятым на Всемирном Русском народном соборе, форуме общественных организаций, не находящихся в подчинении Церкви. В разработке документа участвовали сторонники самых разных экономических и политических теорий, что во многом предопределило его появление в форме десяти заповедей, интерпретированных в экономическом смысле на основе святоотеческого предания. С такой формой согласились все участники его подготовки.
Что касается реакции российских предпринимателей, то она была неоднозначной. В этом нет ничего удивительного, ведь современный бизнес - структура крайне неоднородная. К сожалению, в нем есть люди, которые считают нормой неуплату налогов, недобросовестную конкуренцию, ведение дел в ущерб государству и обществу, эксплуатацию человеческих пороков и нравственного несовершенства. Едва ли появление свода было воспринято этими людьми с удовлетворением.
Но среди предпринимателей немало и людей, которые свою деятельность стараются соизмерять с заповедями Божиими. Дарованное Богом состояние они готовы поставить на службу обществу. Такие бизнесмены приветствовали появление свода. По их мнению, следование правилам, изложенным в документе, способно возродить прерванные традиции русского купечества, славного именами Бахрушиных, Третьяковых, Мамонтовых. Я убежден, что именно в деятельности таких предпринимателей свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании уже нашел практическое применение. Отрадно, что таких людей становится все больше
- В России, где проживает более 30 миллионов мусульман, в последние годы все более острыми становятся национальные и религиозные противоречия. Именно на этой почве находят свою точку приложения террористические организации религиозных экстремистов. Какие пути решения этой проблемы представляются вам наиболее оптимальными?
- Действительно, во многих регионах мира многоконфессиональность является фактором нестабильности. Для руководства ряда стран религиозное разнообразие - это проблема, требующая решения. Однако в России (и шире - на постсоветском пространстве) религиозные различия не стали причиной для конфликтов, даже когда с распадом СССР обострились межнациональные отношения. Столкновения между народами не приобрело у нас характера межрелигиозного противостояния. Это обусловлено накопленным на протяжении столетий опытом мирного сосуществования разных религиозных общин в едином цивилизованном пространстве - опытом, вдохновленным словами пророка Давида: "Как хорошо и как приятно жить братьям вместе" (Пс.132.1).
Давние традиции межрелигиозного мира и опыт плодотворного диалога позволяют сохранять гармоничные отношения между ведущими религиозными общинами, препятствовать вовлечению народов нашей страны и сопредельных государств в пресловутый "конфликт цивилизаций". Эти традиции легли в основу современного межрелигиозного сотрудничества, уровень которого, по оценкам наблюдателей, значительно превосходит тот, что сложился даже в тех странах, где отношения между религиями считаются образцовыми. Русская Православная Церковь всегда активно участвовала в таком сотрудничестве. По ее инициативе и при поддержке других традиционных религиозных объединений в 1998 году был создан Межрелигиозный совет России. Вошедшие в его президиум религиозные лидеры единодушно призывают своих последователей к миру, согласию и сотрудничеству. Достигнутые успехи позволили расширить сферу межрелигиозного сотрудничества и сделали возможным создание в феврале нынешнего года Межрелигиозного совета СНГ.
Я убежден, что деятельность нового Совета будет способствовать построению мирной, справедливой жизни на всем постсоветском пространстве и позволит сохранить неоценимое богатство братских отношений, которые в последние году не раз подвергались испытаниям на прочность.
Сегодня религиозно-культурные аспекты мировой и национальной политики вновь приобретают особое значение. Мы глубоко убеждены, что накопленный нами опыт межрелигиозного сотрудничества должен стать предметом пристального изучения, чтобы взаимодействие народов и культур не приводило ни к навязыванию одного мировоззрения носителям другого, ни к стиранию культурно-религиозных различий и характерных особенностей каждого народа и государства.

Беседовали Баграт Арутюнов и Александр Крылов
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Святейший ответил на вопросы участников
Всемирного фестиваля молодежи
04.03.2024
Доклад Святейшего Патриарха на первом
собрании духовенства Московской митрополии
22.02.2024
Выступление на XII Рождественских
Парламентских встречах
31.01.2024
Все статьи Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28