Хранитель святыни

21 июня в Ригу прибывает чудотворный образ Тихвинской Божией Матери, который пробудет здесь до 23 июня. Икона провела 60 лет в США и отправляется в Россию, в Тихвинский монастырь. ("Час" уже писал об истории этого чудотворного образа.) Нам удалось пообщаться с человеком, который со времен Второй мировой хранил святыню. Это протоиерей Американской автокефальной православной церкви Сергий Гарклавс, приемный сын епископа Рижского Иоанна (Гарклавса).


Чудесная встреча

- Я вырос в Виндаве (Вентспилсе), - рассказывает о. Сергий, - мои родители посещали православный храм, я тоже любил бывать на службах. Наш приход окормлял будущий епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Когда мне исполнилось 13 лет, я начал прислуживать ему на богослужениях. В 1943 году, когда я приехал в Ригу поступать в гимназию, владыка приютил меня в своей квартире на Меркеля.

Как-то вечером владыка приехал со службы и сообщил, что немецкое командование дало предписание утром покинуть Ригу. Уже начинались бомбежки, и я решил поехать с владыкой и его матерью в Либаву (Лиепаю).

Дорога была запружена - отступали немецкие солдаты, шли беженцы, ехали на подводах крестьяне. Колонну атаковали советские истребители, были жертвы...

- Мы прожили в Либаве несколько дней, - продолжает о. Сергий, - как вдруг приходит человек с сообщением, что на пристани владыку ждет группа священников, а с ними икона. "Берите подводу, - говорит пришедший, - и езжайте забирать".

Так она попала к нам.

Псковская миссия

Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери была вывезена гитлеровцами из Тихвинской обители в ноябре 1941 года, потом святыню переправили в Псков, где она хранилась в комендатуре.

Пытаясь получить поддержку у местного населения, гитлеровцы разрешали священникам брать Тихвинскую икону для богослужений в Псковском соборе. Вечером они были обязаны вернуть образ в комендатуру.

В 1944 году, отступая, немцы начали эвакуацию похищенных ценностей в Ригу для последующей транспортировки в рейх. Отец Сергий не берется утверждать, но как будто икону доставили в Ригу священники Псковской миссии в сопровождении немецких солдат... Случилось это 4 марта 1944 года. До сентября 1944 года икона оставалась в Христорождественском соборе.

Отъезд в Либаву

Перед отъездом из Риги владыка распорядился перенести икону Христорождественского собора в монастырь на Кр. Барона и поручил игуменье Евгении (Постовской) хранить ее. Немецкие власти, прознав, что икона исчезла из собора, бросились в монастырь. Матушка сказала, что она не может отдать чудотворную икону в руки солдат. Тогда немцы поручили о. Николаю Виеглайсу собрать духовенство для сопровождения иконы в Либаву.

Однако путь до Либавы был уже отрезан советскими войсками, и священники решили плыть на рыбацкой лодке. Они добрались чудесным образом. И чудо-творная с ними...

Солдаты, выйдя из лодки, сказали: "Наша миссия исполнена" - и передали икону на попечение владыки. Вот тогда на пристани о. Николай Виеглайс и сказал: "Видать, сама Божия Матерь вас избрала ее святой образ сохранить".

Скитания по Европе

Через несколько дней из Лиепайского порта в сопровождении немецких эсминцев и крейсеров вышел пароход, на борту которого находилось 2 тысячи покидающих Латвию пассажиров. Среди них были епископ Иоанн (Гарклавс) с матерью, его 16-летний иподьякон Сергий, латвийские священники и их семьи. И Тихвинская икона.

- Потом товарный поезд повез нас вглубь Польши, - рассказывает о. Сергий. - Так мы попали в Лодзь, а потом решили ехать в Яблонец, что в Судетах.

Состав был переполнен. Молодому иподьякону Сергию пришлось всю ночь стоять на одной ноге. В Яблонце священники - человек 40 - нашли пустовавшую католическую церковь. Староста разрешил проводить в церкви службы, но разместить людей не смог. Пришлось обосновываться в селе за 7 километров от Яблонца.

- Оттуда мы ходили на службу, - вспоминает о. Сергий. - Прихожан было много - из Яблонца и окрестностей приходили вывезенные немцами из разных стран рабочие - греки, румыны, болгары, русские. Как-то под Рождество владыка пообещал, что мы привезем на богослужение чудотворную икону. По снегу, на санях и довезли. Как счастливы были люди!

В мае 1945 года советские войска вошли в Чехословакию. Можно было бы возвращаться, но владыка решил не торопиться. А через полгода стало очевидно, что если мы решимся ехать домой, то попадем не в Ригу, а прямиком в Сибирь... Стали думать, как бы уехать в американскую зону Германии.

Благотворительная католическая организация "Каритас", занимающаяся отправкой репатриантов на родину, взялась помочь.

- Мы добрались до Праги, - продолжает о. Сергий. - Нам надо было пересесть в товарный поезд, шедший в американскую зону. Кругом ходили советские патрули, которые бы нас непременно задержали. Пришлось пролезать под вагонами, протаскивая с собой икону...

В чешском городке Пльзени в 5 утра поезд остановился - проверка. Услышав русскую речь, мы затаились. "Этот вагон мы уже осматривали", - раздалось снаружи. Снова сохранила нас Матерь Божия - это был последний советский патруль... Новый день встретили уже в американской зоне, в баварском Амберге.

Две ризы


На целый год задержались здесь латвийские священники, после чего их определили в лагерь беженцев в пригороде Нюрнберга. Там они прожили до 1949 года.

- С иконой мы объехали все ближайшие лагеря, в каждом жило по нескольку тысяч человек. Как-то после богослужения в одном из лагерей к Тихвинской иконе подошла немолодая русская женщина, угнанная немцами в Германию. Она слезно молила Богородицу вернуть ей сына, с которым ее разлучила война. И Богородица явила чудо - среди людей, стремящихся приложиться к иконе, женщина вдруг увидала своего сына...

В 1949 году владыка Иоанн по приглашению Американской православной церкви стал собираться в Америку.

- Советы требовали через американское правительство вернуть икону в СССР, - говорит о. Сергий. - Владыка объяснял, что если икона попадет в руки большевикам, еще неизвестно, вернут ли ее церкви, напоминал, как атеистические власти жгли храмы и репрессировали священников. Чтобы спасти святыню и получить разрешение на ее вывоз, он вынужден был говорить, что икона якобы не подлинник.

Для этого нашелся предлог. Дело в том, что у Тихвинской было две ризы (риза - это металлический оклад на иконе, оставляющий открытыми только лик и руки образа). Первая была изготовлена в 1714 году. А вторую, драгоценную, сделали в 1836 году из чистого золота. На ней было 4900 бриллиантов, другие драгоценные камни. На заре советской власти драгоценная риза пропала. А образ остался в Тихвинском монастыре. Там сохранилась и первая риза - в нее-то монахи и облекли чудо-творную... В Псков, а потом в Ригу икона была доставлена в первоначальном виде.

Думаю, что пропажа драгоценной ризы тоже была Божиим провидением. С такой ценностью немцы не дали бы икону священникам Псковской миссии, она не попала бы в рижский собор, а потом - для нас какой соблазн был бы! Господь все правильно устроил - главной ценностью был и остается сам образ.

Завещание владыки

- В 1949 году мы отбыли в Америку, в Нью-Йорк, - вспоминает о. Сергий. - Когда пароход, шедший три недели, причалил у американского берега, каждый пассажир, в том числе и я, получил по доллару. И все - ступайте, начинайте новую жизнь...

В 1956 году владыка Иоанн уже в сане архиепископа возглавил Чикагско-Миннеапольскую епархию Американской православной автокефальной церкви. Службы поначалу вел на церковно-славянском языке, позже изучил английский. Служил с Тихвинской иконой по всей Америке, побывал и в Канаде. Отец Сергий был рукоположен в священники, затем - протоиереи, в 1983 году стал настоятелем Свято-Троицкого собора, в котором прослужил 18 лет.

В 1982 году владыка Иоанн почил. Умирая, он завещал отцу Сергию - а если того призовет Господь, тогда внуку, отцу Александру, нынешнему настоятелю Свято-Троицкого собора, - вернуть святыню в Тихвинский монастырь при условии, что в России не будет угрозы православию, а сама обитель будет восстановлена. Оба условия хранителя святыни выполнены.

- Мне посчастливилось жить в благословенной Господом семье, - тепло улыбается о. Сергий. - Владыка Иоанн, мой приемный отец, усыновил меня еще в Германии. Со своей супругой, матушкой Александрой, я познакомился в Мюнхене. У нее тоже судьба исключительная. Ей было 16 лет, когда ее вывезли из России немцы. Она оказалась в Берлине.

Всю жизнь, - а она была очень радостной, успешной, - я чувствовал покровительство Божией Матери. Господь благословил нас 5 детьми, 11 внуками, вокруг всегда были милые, сердечные люди, и наше православие было благожелательным и приветливым.

Выполнить духовное завещание своего приемного отца - вернуть икону Тихвинской Богородицы в восстановленную Тихвинскую обитель - о. Сергий считает для себя наиважнейшим делом. А в его семье навсегда останется список чудо-творной иконы Тихвинской Божией Матери...

За помощь в организации интервью автор благодарит Синод Латвийской православной церкви и предпринимателя Карлиса Зариньша.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Оксана Дементьева:
Часовня нуждается в помощи
Прихожане лимбажского православного храма пытаются восстановить старинную святыню - кладбищенскую часовню, построенную на средства святого праведного Иоанна (Кронштадтского)
02.10.2006
"Не мне, Господи, но имени Твоему..."
Латвийский бизнесмен Карлис Зариньш помог вернуть Тихвинскую икону в Россию
16.02.2005
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы