Возрождение апостольского служения

Религия 
0
155
Время на чтение 4 минуты
В 1994 году была опубликована Концепции возрождения миссионерского служения Русской Православной Церкви и создан соответствующий Отдел при Московском Патриархате. На базе Института религиозных и социальных исследований РАЕН был образован Московский центр миссионерских исследований, который ставит перед собой следующие основные задачи: разработка православной миссиологической доктрины, теории и практики современной миссии; подготовка учебных курсов; переводы на русских язык важнейших миссиологических источников; создание учебно-образовательной базы. Совместно с Миссионерским отделом Московского Патриархата, государственными учреждениями и научными институтами Центр участвует в разработке и осуществлении программ и проектов миссионерской деятельности, как в России, так и за рубежом. Центр работает над созданием специализированной библиотеки по проблемам миссии. Кроме того, речь ведется об организации научно-методического центра, который призван оказывать помощь духовным и светским учебным заведениям, координировать научную и практическую работу с миссионерскими организациями и службами в регионах и епархиях. Об истории и современных задачах миссиологии рассказывает директор Московского центра миссионерских исследований священник Сергий Широков.

Современная миссиологическая наука возникла в конце XIX века среди протестантских богословов, а позднее, в первой четверти ХХ века, в Римско-Католической Церкви. Уже в то время в курсы по миссиологии включались такие гуманитарные науки, как лингвистика, сравнительное изучение религий и антропология. После Второй мировой войны, начиная с 50-х годов, начался бурный процесс развития протестантской миссиологии, открылись многочисленные университетские кафедры в Германии, Голландии, Скандинавии и особенно в США.

Предмет миссиологии, таким образом, включает в себя как богословские, так и академические дисциплины. Однако законы общественной жизни отличаются от духовной жизни Церкви, в которой действует благодать Духа Святого. Наш великий российский миссионер свт. Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский, основатель Православного миссионерского общества и его первый председатель, писал: "Не мы действуем, а нами действует благодать. Мы - все мы, от пономаря и даже до звонаря, - все мы ничто иное, как орудие Божие: словом моим, по-видимому, на многих подействовала благодать". И действует она не по каким-то безличным законам, а через тех, кого избирает Сам Господь на апостольское или миссионерское служение.

Десятки народов и народностей Аляски, Камчатки, Дальнего Востока и Приамурья были просвещены и научены этим великим святителем, который известен во всем мире не только как миссионер, но и как ученый-лингвист, этнограф и естествоиспытатель. Его научные труды не утратили своей актуальности и по сей день, а сам он был избран членом Российской академии наук и почетным профессором Московского императорского университета. И это не единственный пример подобного соединения миссионерского служения и научной деятельности. Можно даже утверждать, что в основе духовного просвещения народов, каковым является миссионерство по преимуществу, лежит высочайший уровень образования и научной культуры. Вспомним пример ученых братьев, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, просветителей славян, или св. равноапостольного Стефана Пермского, апостола зырян, или прп. Макария Глухарева, апостола Алтая, свт. Николая (Касаткина), апостола Японии, и многих других.

Для понимания предмета научной миссиологии важно отметить, что возрождение апостольского и миссионерского служение Русской Православной Церкви происходит не только в условиях разрушения традиционной духовной культуры и жизни, идеологического, социального и экономического кризиса, но также и в условиях высокой активности инославных миссий извне.

Сегодня перед нами стоит задача возродить миссию не только в рамках самой Церкви на ее канонической территории, но и как служение всего христианского мира, состоящего из многих конфессий, а также для всего человечества, в том числе и для нехристианского мира.

В своем докладе "Миссии Русской Православной Церкви в современном мире" на Архиерейском Соборе 1994 года Святейший Патриарх Алексий предложил следующий подход к обоснованию современной миссии Церкви:

"Необходимость самой серьезной постановки вопросов миссии вызвана сегодня как внутренней потребностью церковного организма, так и современным состоянием общественной жизни, в которой, применительно к данной теме, я бы особо выделил два аспекта.

Во-первых, это сложное духовно-нравственное состояние нынешнего общества. В наших странах происходит трудный, но необходимый переход от прежней идеологической и социально-экономической системы к нормальному укладу жизни. А наряду с этим имеет место и трансформация всего национального и культурного самосознания народов наших государств".

Поэтому перед современным исследователем миссии встает задача найти общезначимое богословско-историческое обоснование миссии Церкви с учетом особенностей каждой христианской миссионерской традиции. Прежде всего, это особенности апостольского служения в православной, католической и протестантских Церквах. При этом следует учесть, что, в отличие от последних, православная традиция в силу исторических и политических условий XX столетия оказалась изолированной от процесса формирования миссиологии как научно-богословской дисциплины, а также от участия в разработке теории и практики миссионерской деятельности. В этом состоит причина слабости и неразвитости миссионерской доктрины православия, но в этом же - и ее преимущество, поскольку православному богословию еще предстоит воспринять католическую и протестантскую миссиологические доктрины, чтобы затем предложить свою трактовку богословия миссии в современном мире с учетом огромного исторического и духовного опыта неразделенной Церкви.

Мы видим в таком подходе начало формирования научной миссиологии как общезначимой христианской доктрины, которая может быть положена затем в основу общей богословской доктрины миссии Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

N 9, май 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергей Широков
Миссионерство как вызов времени
Современные богословы и миссионеры призваны представлять не свои особые конфессии, а Церковь как единый богочеловеческий организм - Тело Христово
11.04.2002
Все статьи Священник Сергей Широков
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45