Подробности конфликта между Константинопольским Патриархатом и Элладской Православной Церковью

Религия 
0
262
Время на чтение 9 минут
Как стало уже широко известно, Константинопольская Церковь прервала евхаристическое и административное общение с Предстоятелем Элладской Православной Церкви Архиепископом Афинским и всея Эллады Христодулом. Причиной разрыва отношений стал конфликт вокруг епархий так называемых "новых территорий" Греции. Он имел следующую предысторию.

Так называемые "новые территории" (Nees Chores) были присоединены к Греции в результате Балканских войн 1912-1913 годов. Они составляют приблизительно половину нынешней Греции, а именно северную ее часть выше города Лариса. До присоединения к Греции эти области канонически принадлежали Константинопольскому Патриархату. После их присоединения Константинопольская Церковь в течение 15 лет не принимала никакого решения по поводу их юрисдикционного статуса, пока, наконец, греческое правительство под руководством Елевферия Венизелоса самостоятельно не включило их в 1928 г. в состав Элладской Церкви (закон N 3615 от 10 июля 1928 г).

Это вынудило Константинопольскую Церковь пойти на уступки и издать 4-го сентября 1928-го года Акт (Praxis), который de jure подтвердил произошедшее de facto изменение канонического статуса епархий на "новых территориях". Эти епархии, формально принадлежа Константинопольской Церкви, перешли в управление Элладской Церкви (epitropikos). Передавая свои епархии в управление Элладской Церкви, Константинополь выдвинул ряд условий, в том числе требование, чтобы списки (каталоги) кандидатов на северные кафедры направлялись на Фанар и утверждались Константинопольским Патриархатом. Об этом, в частности, говорилось в 5-м пункте Акта 1928 г.: "Архиереи находящихся в Греции епархий Патриаршего трона отныне избираются и сменяются на своих кафедрах тем же способом и согласно той же системе, что и архиереи Православной Автокефальной Церкви Греции - на основании каталога кандидатов, составляемого Священным Синодом Элладской Церкви в Афинах и утверждаемого Вселенским Патриархатом, который также имеет право указывать кандидатов; при этом запрещается перемещение архиереев из епархии в епархию".

В ответ на издание этого Акта Афинский Архиепископ Хризостом (Пападопулос) направил 20 ноября 1928 г. Константинопольскому Патриарху Варфоломею Василию письмо (N 3947), в котором он в целом одобрил Акт 1928 г., однако при этом указал на несколько условий, которые не удовлетворяли Элладскую Церковь, в том числе 5-й пункт: "Вселенский Патриарх может указывать Афинскому Архиепископу кандидатов на архиерейство..., но утверждение каталога кандидатов со стороны Патриарха, при котором возможно его изменение, не упоминается в законе и не является обязательным для желающих выбирать, поэтому [данного требования] было решено избегать". Таким образом, Элладская Церковь, одобрив Акт в целом, не согласилась с тем, что каталоги кандидатов должны утверждаться Константинопольской Церковью, а не просто приниматься к сведению. При этом Элладская Церковь была согласна оставить за Константинополем право предлагать своих кандидатов в архиереи, хотя окончательное слово в определении круга кандидатов все же оставляла за собой.

9 февраля 1929 г. Патриарх Василий направил ответное письмо (N 212), суть которого сводилась к тому, что Элладская Церковь должна в полном объеме следовать предписаниям Акта 1928 года, включая направление на Фанар каталогов для утверждения, а не просто для уведомления. Отвечая на данное письмо, Синод Элладской Церкви направил 28 мая 1929 г. на Фанар свое письмо (N 1085-565), в котором настаивал на своих прежних позициях. Настойчивость Афин вынудила Константинополь согласиться с их позицией, и 3 августа 1929 г. Патриарх Василий в своем письме (N протокола 1074) принял условия Элладской Церкви.

Таким образом, в результате последовавшей за изданием Акта 1928 года переписки процедура избрания новых епископов в северные епархии была изменена в сравнении с Актом, и эти изменения получили официальное одобрение Константинопольского Патриархата. Суть этих изменений можно выразить следующим образом: если Акт 1928 года предполагал направление списка кандидатов для утверждения, то, согласно принятым обеими сторонами изменениям, списки должны были направляться для уведомления.

Достигнутые соглашения неоднократно находили подтверждение в позднейшей переписке Глав двух Церквей, как, например, в письме Патриарха Константинопольского Афинагора Архиепископу Элладскому Иерониму от 11 мая 1968 г. и в письме Патриарха Константинопольского Димитрия Архиепископу Элладскому Серафиму от 6 марта 1974 г. Эта же практика нашла отражение в Уставе Элладской Православной Церкви, принятом в 1977 году, а также в сопутствовавшем этому уставу греческом законодательстве.

Достигнутые в 1929 году договоренности соблюдались сторонами вплоть до 9 июля 2003 г., когда скончался Солунский митрополит Пантелеимон. Для Константинопольского Патриархата кончина Солунского митрополита стала поводом поставить на повестку дня вопрос о возвращении к постановлениям Акта 1928 года без учета последующих поправок.

28 июля 2003 г. Патриарх Варфоломей направил на имя Архиепископа Христодула письмо (N 720), в котором при избрании на Солунскую кафедру нового митрополита потребовал полностью соблюсти условия Акта 1928 года. В первую очередь Элладская Церковь должна направить каталог с кандидатами для утверждения на Фанаре. Письмо Патриарха Варфоломея обсуждалось на сессии Постоянного Синода Элладской Церкви. Синод принял решение направить каталог для уведомления, но не утверждения.

27 августа 2003 г. Синод Элладской Церкви отразил данное решение в своем послании Патриарху Варфоломею (N 2968-1632), где была подробно изложена история согласования практики утверждения новых митрополитов, начиная с 1928 года.

30 сентября 2003 г. Патриарх Варфоломей направил Афинскому Архиепископу письмо (N 892) с ответом на предыдущее послание. Он настаивал на том, что положения Акта 1928 года должны соблюдаться в полной мере.

В октябре 2003 г. был созван Архиерейский собор Элладской Православной Церкви, чтобы дать оценку требованиям Константинополя. На соборе иерархия Элладской Церкви не заняла какой-либо позиции по данному вопросу, и его обсуждение было перенесено на начало ноября.

22 октября 2003 г. состоялась поездка на Фанар двух митрополитов Элладской Православной Церкви: Пирейского Каллиника и Димитриадского Игнатия. Во время встречи с Патриархом они предложили ему компромиссную формулу для утверждения каталога кандидатов на северные кафедры. Вместо "на утверждение" они предложили принять формулировку "для дальнейшего действия" или "для вопросов, относящихся к Вашей компетенции", после чего Патриарх должен возвращать каталог в Афины с пометкой "одобрено". Это предложение было отвергнуто Патриархом.

23 октября 2003 г. Патриарх Варфоломей направил 34-м архиереям "новых территорий" послания одинакового содержания, в которых призвал их не допустить нарушения Патриаршего Акта 1928-го года. В противном случае он пригрозил вызвать их для разбирательства на Фанар. Послания были направлены через Афинского Архиепископа.

4-6 ноября 2003 г. состоялся чрезвычайный Архиерейский собор Элладской Православной Церкви. На нем были приняты следующие положения: 1) "Элладская Церковь уважает, признает и соблюдает установившееся благодаря Акту 1928 года положение в том виде, как оно существует до сего дня, [сохраняя также при этом] полное уважение к предписаниям Устава [Элладской Церкви]". 2) "Каталог кандидатов будет направляться Вселенскому Патриархату для того, чтобы он осуществлял свои права, [заключающиеся в] предложении кандидатов для занесения в каталог; [это возможно] только в отношении митрополий новых территорий и при соблюдении пунктов 17-22 Устава [Элладской Церкви]". Данные предложения по сути означали, что притязания Константинопольской Церкви отметаются и ей позволяется лишь предлагать своих кандидатов для внесения в каталог, который окончательно по-прежнему должен утверждаться в Афинах.

24 ноября 2003 г. состоялось заседание Синода Константинопольского Патриархата, на котором было рассмотрено упомянутое выше решение Архиерейского собора Элладской Церкви. Было решено составить ответное послание Константинопольского Патриарха Афинскому Архиепископу.

1 декабря 2003 г. такое письмо было направлено в Афины. Его тезисы таковы: 1) Истолкование Акта 1928 года находится исключительно в компетенции Константинопольской Церкви, которая этот документ издала. Изменения такого документа как Акт 1928 года могут быть осуществлены только аналогичным актом, но никак не путем переписки даже глав Церквей; 2) Константинопольский Патриархат настаивает на полном соблюдении Деяния 1928 года и практики утверждения Фанаром каталогов кандидатов на архиерейские кафедры "новых территорий"; 3) Нарушители Деяния подлежат каноническим прещениям.

В ходе переговоров между Элладской и Константинопольской Церквами был достигнут компромисс по поводу формулировки, которая должна сопровождать каталоги кандидатов, направляемые из Афин на Фанар: "для того, чтобы [Патриархат] осуществил свои права". Формулировка была одобрена на заседании Постоянного Синода Элладской Православной Церкви 1 марта 2004 года.

8 марта 2004 г. по результатам заседания Синода Элладской Церкви Архиепископ Христодул направил на Фанар письмо, к которому был приложен каталог кандидатов для рассмотрения его Константинопольским Патриархатом.

17 марта 2004 г. еще в одном своем письме на Фанар Архиепископ Христодул попросил утвердить в качестве кандидатов на северные кафедры трех насельников Святой Горы Афон, входящих в юрисдикцию Константинопольской Церкви.

30 марта 2004 г. состоялась сессия Священного Синода Константинопольского Патриархата. По результатам этого заседания было составлено два письма, направленных 31 марта 2004 г. В первом письме (N 291) содержится отказ включить в качестве кандидатов на кафедры святогорских монахов (ответ на письмо от 17 марта). Во втором (N 292, ответ на письмо от 8 марта) выражается удовлетворение фактом направления на Фанар каталога. Тем не менее, направленный каталог пока не получает утверждения со стороны Фанара.

20 апреля 2004 г. Патриарх Варфоломей направил Архиепископу Христодулу новое письмо, в котором сообщил, что каталог, направленный Афинами, не получит письменного утверждения Фанара до тех пор, пока достигнутые между двумя Церквами соглашения не будут утверждены Архиерейским собором Элладской Церкви. Также только после получения письменного утверждения со стороны Фанара Элладская Церковь сможет избирать новых митрополитов.

26 апреля 2004 г. состоялся Архиерейский собор Элладской Православной Церкви. Он, во-первых, подтвердил предыдущие решения Постоянного Синода Элладской Церкви о направлении на Фанар каталога кандидатов на северные кафедры с формулировкой "для того, чтобы Патриархат осуществил свои права". Также, не дожидаясь письменного утверждения этих каталогов Константинопольским Патриархатом, он принял решение перевести на Солунскую кафедру митрополита Александрупольского Анфима (Руссоса) и избрать новых митрополитов на "северные кафедры": Хризостома (Авагияноса) на Элевферупольскую и Павла (Папалексиу) на Сервийскую и Козанскую. Также на Месогейско-Лавреотскую кафедру, не входящую в "новые территории", был избран афонский монах архимандрит Николай (Хадзиниколау). Новые митрополиты были рукоположены в течение трех дней после Собора.

30 апреля 2004 г. состоялось заседание расширенного Синода Константинопольского Патриархата. Его канонический статус Патриарх Варфоломей определил как "большой собор архиереев, пребывающих в городе". В нем принял участие 41 архиерей. Главной темой обсуждения на Синоде стало решение Архиерейского собора Элладской Церкви, по поводу чего Синод постановил: 1) считать недействительными избрания новых митрополитов на Солунскую, Элевферупольскую и Козанскую кафедры; 2) прекратить с Архиепископом Христодулом общение в богослужении и администрировании; 3) рекомендовать митрополитам, избранным неканонически, не принимать в управление епархии, иначе и с ними будет прекращено общение; 4) просить греческое государство не издавать соответствующих "президентских указов", которые обычно издаются в случае избрания новых митрополитов; 5) выразить неудовлетворение и скорбь по поводу тех, кто участвовал в хиротониях новоизбранных митрополитов; 6) предупредить, что если "каноническая аномалия" продолжится, Константинопольский Патриархат будет вынужден отозвать свой Акт от 1928 года.

Кроме этого из греческих средство массовой информации стало известно, что над Архиепископом Христодулом Фанар может устроить суд с привлечением некоторых Глав Поместных Церквей.

3 мая 2004 г. в Афины для встречи с политическими лидерами Греции прибыла делегация из 4 митрополитов Константинопольской Церкви: Эфесского Хризостома, Пергамского Иоанна, Филадельфийского Мелитона и Галльского Эммануила. Они встречались с министром иностранных дел Греции П. Моливьятисом, президентом К. Стефанопулосом, премьер-министром К. Караманлисом, министром образования и религий М. Яннаку и другими политиками.

Несмотря на просьбы Константинопольского Патриархата, 10 мая 2004 г. были изданы президентские указы, утвердившие избрания трех митрополитов на северные кафедры.

В настоящее время ведутся переговоры между двумя конфликтующими сторонами при посредничестве греческого государства. С этой целью 6-7 мая была осуществлена поездка на Фанар министра образования и религий Греции М. Яннаку. Вернувшись в Грецию, она встречалась 11 мая с Архиепископом Христодулом. О подробностях этих встреч пока не сообщается.

Как видно из приведенных документов, Константинопольская Церковь основывает свои претензии исключительно на Акте 1928 года, тогда как Элладская Церковь принимает во внимание всю последующую переписку, законы Греции, действующий Устав Элладской Православной Церкви а также существовавшую в течение 75 лет практику, которую внезапно решила изменить Константинопольская Церковь. Элладская Церковь приняла свое решение на Архиерейском (Поместном) соборе большинством голосов. Это решение было также поддержано ее паствой. Поэтому нет поводов сомневаться в легитимности решений данного собора.

Данный конфликт нанес серьезный урон межправославному единству. Он грозит внести разделение в православный мир, что особенно прискорбно на фоне происходящих в мире объединительных процессов. Примечательно, что Константинопольская Церковь разорвала общение с Архиепископом Христодулом накануне присоединения к Европе десяти новых стран-членов. Также это произошло в то время, когда христианский мир отмечает печальную дату 950-летия Великого раскола между Восточной и Западной Церквами.

Перевод Портал-Кредо.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

С. Давыденко
Все статьи С. Давыденко
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11