Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

На златом крыльце сидели...

Благовест (Самара)

17.05.2004

От редакции: вскоре после инаугурации президента России В.В.Путина к нам в редакцию поступил этот своего рода репортаж от нашего постоянного читателя из Москвы. В нем на примере знакового события убедительно и ярко проиллюстрированы непростые коллизии в сегодняшних отношениях Церкви и государства. И все же из текста видно, что, несмотря на определенные сложности, отношения эти из года в год улучшаются, постепенно приходя к принятию за основу, за образец - древнюю симфонию между светской и духовной властью. Ведь именно такие отношения и могут привести Россию к процветанию и благоденствию...

7 мая состоялась инаугурация президента России Владимира Путина. История пусть дает оценку деяниям этого человека на высшем государственном посту в современной России. Я же лишь хочу взглянуть на саму церемонию инаугурации глазами Православного верующего, сына своего Отечества, гражданина. Пусть для кого-то инаугурация лишь обряд, формальность, хотя и торжественная. Но бывает так, что как раз в обряде понятнее проявляет себя то, что власть думает о себе, и хочет, чтобы мы думали о ней самой.
Слово "инаугурация" призвано не столько прояснить, сколько затемнить смысл происходящего. Другое слово - "коронация" - значительно понятнее и для русского уха привычнее. Но... Но при коронации должен быть Царь. А как назвать церемонию вступления в должность президента? На выручку пришло иностранное слово. Можно было бы назвать этот обряд инициацией, посвящением. Но тогда уж слишком явно читался бы в этом действе эзотерический, отнюдь не либерально-секулярный подтекст. И все же даже и теперь обряд этот полностью светским и демократическим при всем желании не назовешь. Судя по представленному на инаугурации, власть явно хочет, чтобы мы к ней относились сакрально, иначе зачем все эти эскорты, марши, залпы орудий, все эти роскошные ковры и "летучие камеры" (это чудо техники - самодвижущуюся и даже летающую телекамеру - за баснословные деньги привезли из-за океана специально для этого мероприятия). Наверное, есть у этой пышной праздничной церемонии и другой смысл: спрятать от наших глаз (а может быть, и от своих тоже) внутреннюю бедность содержания самого "действа".
Я наблюдал за церемонией по телевизору и могу рассказать лишь о своих впечатлениях. Как Христианин я, конечно же, обратил внимание на то, что слова "Бог", "вера", "Православие" ни разу так и не прозвучали. Клятва давалась президентом на Конституции, а не на Библии, как это практикуется, например, в США. Ни разу не прозвучали слова о Всевышнем и во время президентской "тронной" речи. Присутствие в зале Святейшего Патриарха Алексия II в самых первых рядах гостей хотя и радовало, но все же не смогло придать происходящему сакрального коронационного смысла. Хотя ни для кого не секрет, что нынешний президент де- факто имеет столько полномочий, сколько и не снилось никакому самому что ни на есть Самодержавнейшему из Государей. (Не понимаю, почему это слово - президент - до сих пор пишется со строчной буквы. Нужно бы издать указ, согласно которому это слово писалось бы с прописной...) Все было подчеркнуто по-светски, хотя и торжественно, и по-своему величественно, даже красиво. Срежиссировано, что и говорить, мастерски, словно Никита Михалков, поднаторевший на съемках царских парадов, участвовал в этом красивом и торжественном спектакле. А может, и правда участвовал. Ведь мы же не знаем...
Вот кортеж с Путиным приближается к Кремлю. Все улицы оцеплены, охватывает невольное чувство чего-то необычного, праздничного. Спасские ворота Кремля, обычно закрытые, на этот раз широко распахнуты для высокого гостя. Запомним это: ворота названы во имя Христа Спасителя! Вот комендант Кремля салютует прибывшему руководителю страны, и даже вполне демократичное рукопожатие президента не выглядит столь уж неуместно. Потом длинный путь по кремлевским великолепным Георгиевскому и Александровскому залам. По бокам стоят гости - 1600 человек приглашенных, - "окольничие, думные бояре, боярские дети" (читай: главы ведущих партий, силовых структур, аппарата президента). Невысокий человек, от которого (нужно это признать) все же исходит "харизма власти", идет мимо них - подчеркнуто один, твердой и торжественной походкой... Вот в толпе мелькают клобуки митрополитов. Вот главный раввин. Вот премьер-министр, а вот и Патриарх. Глаза его закрыты в молитвенном переживании происходящего. Камера задерживается на трагически красивом лице жены президента. Что она ощущает сейчас, когда ее муж идет по ступеням к высшей российской власти?
Преемственность разворачивающемуся церемониалу придает присутствие Наины Ельциной, жены бывшего президента, при котором из отдаленных воспоминаний и туманных надежд кроился этот по-своему показательный обряд.
У Председателя Конституционного суда Зорькина, приводящего в Андреевском зале президента к присяге, почему-то оказывается выключенным микрофон, и он говорит речь, не слышную окружающим. Потом микрофон включили. Эта обидная накладка не помешала церемониалу и, кажется, нисколько не смутила "коронующегося" Путина. Зорькин - в торжественной судейской мантии, придающей его костюму что-то отдаленно напоминающее священническое облачение. Непонятно, почему рядом с ним не стоит Святейший Патриарх. Ведь во время передачи власти от Ельцина к Путину 31 декабря 1999 года присутствовал отнюдь не Зорькин, а Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Тогда нашли нужным обратиться к сакральным чувствам "электората" - и не постеснялись такого вот конфессионального предпочтения... Сейчас место у Патриарха хотя и почетное, но все-таки не ведущее. Напротив, представитель Московской Патриархии накануне инаугурации едва ли не оправдывался перед светскими совопросниками:
"Мы не считаем, что участие Патриарха в инаугурации президента РФ нарушает принцип отделения Церкви от государства". Так прокомментировал это событие секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Дудко. По его словам, "Русская Православная Церковь занимает настолько заметное место в российском обществе, что ее Предстоятель должен быть представлен на самом высоком уровне". Священник подчеркнул, что "Православие не претендует на роль государственной религии". Но, по его словам, "отсутствие Патриарха на таком событии было бы знаком неуважения к десяткам миллионов Православных верующих, чьим представителем является Святейший Патриарх Алексий II". Неужели даже такие понятные и естественные для каждого русского символы сейчас уже нужно объяснять и едва ли не отстаивать? Запланированный после торжественной церемонии молебен подчеркнуто не вошел в ритуал инаугурации. Он состоялся ПОСЛЕ нее. И это тоже знак для понимающих: религии в современных реалиях уготовано место пусть важного, но все же лишь только ЛИЧНОГО дела человека, не влияющего на государственное строительство.
Комментаторы первого и второго канала телевидения говорят сдержанно и торжественно, вполне под стать церемонии. Никаких вольностей: слово "Царь" деликатно не упоминается вовсе. Все древние традиции в этом изрядно упрощенном на светский лад обряде упорно называются лишь "великокняжескими", дабы избежать нежелательных ассоциаций. И все же имя первого русского законного (венчанного на Царство по древнему чину!) Царя - Иоанна Васильевича Грозного - с "черного хода" все же проникает в репортаж: комментатор вдруг вспомнил, что именно Грозный построил храм Василия Блаженного, мимо которого проследовал президентский кортеж... Текст президентской присяги короткий, смысл понятен каждому. В светском государстве закон является непререкаемой святыней. Тем более, Основной закон. И потому клятва произносится на Конституции. Потом краткая речь, в которой даются твердые заверения защищать целостность и независимость России, заботиться о россиянах. Кончается речь словами едва ли не державными: "Мы с вами наследники Тысячелетней России..." Но этот кивок в сторону прошлого, оказывается, нужен лишь для того, чтобы оттолкнуться от истории, как бы отодвинуть ее от себя. И обратиться лицом исключительно к современности: "Наше прошлое, безусловно, придает нам силы. Но даже самая славная история не обезпечит нам лучшей жизни. Это величие должно быть подкреплено славными делами сегодняшних жителей нашей страны...", - в заключение "тронной" речи говорит президент. "Лучшая жизнь" - здешняя, земная, - объявляется главной задачей президента Путина на четырехлетний срок его правления.
"Славься!" Глинки звучит по-царски торжественно и запоминается больше, чем официальный гимн, да и звучит он почти наравне с ним. Ведь несколько лет при прежнем президенте именно это "Славься!" было гимном нашей страны. И уже при Путине Глинке предпочли осовремененное творение Александрова. В гимне есть упоминание о Боге - и это единственный раз, когда это слово прозвучало на инаугурации. Но все-таки прозвучало!
Потом был марш Президентского полка (новации по сравнению с инаугурацией четырехлетней давности: кавалерийский почетный эскадрон - вполне царский размах! - и пластиковые белые трубы у военного оркестра взамен привычных медных). Пластиковые трубы еще раз исполнили "Славься!", отгремели залпы зенитных орудий. Кремлевский колокол с колокольни Ивана Великого возвестил все еще великой и могучей Державе, раскинувшейся на два континента, что вступил в должность ее президент. Так же мощно и державно звучали эти колокола и сто, и двести лет назад - когда сзывали народ на брань или славили взошедших на трон Царей, Императоров...
Вне рамок официальной церемонии инаугурации Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Благовещенском соборе Московского Кремля совершил торжественный молебен по случаю вступления в должность Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. После окончания торжественной церемонии вступления в должность и парада на Соборной площади Кремля президент прошел в Благовещенский собор, где принял участие в молебне, совершенном Предстоятелем Русской Православной Церкви. Как и четыре года назад, В.В.Путин освятил свое вступление в должность главы государства Российского Церковным благословением.
Закончилось молебное пение традиционным многолетием, после которого Его Святейшество передал в дар В.В.Путину образ Феодоровской Божией Матери. Из истории известно, что именно Феодоровской иконой был благословлен на царство Михаил Феодорович - первый Царь из новой династии Романовых...

... Только ленивый не писал и не говорил о том "знаковом" пожаре в Манеже, который грозно бушевал у самых стен Кремля в день выборов президента России. На этот раз все прошло спокойнее: на вещевом рынке на юге столицы огонь охватил всего лишь 350 метров складских площадей. Пожарные сработали оперативно и до начала инаугурации ликвидировали очаг возгорания. И только на Украине, в Мелитополе, своеобразным "салютом" президенту, растянутым на несколько праздничных дней, стали мощные взрывы ракет на горящем военном складе. Но Малая Русь теперь давно независимое государство. И прямого отношения к происходящему у нас этот "салют" уже не имел.




Как это было встарь на Руси?

В редакционной библиотеке на самом почетном месте, среди святынь, хранится удивительная книга - дар старого оренбургского священника протоиерея Александра Илларионова: "Древняя Российская Вивлиофика", 1774 года издания. В этом хорошо сохранившемся, благоухающем неземным ароматом томе подробно описан церемониал коронации Царя Феодора Алексеевича, которая произошла в 1676 году. Приводим это описание со значительными сокращениями.
"В навечерие того дня, июня в 17-й день, благочестивый Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, повеле во святей церкви Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, устроити место высокое, еже есть чертожное, где ему Великому Государю на свой царский превысочайший престол венчатися царским венцом и святыми Бармами и всем своим царским чином.
И оболокли то чертожное место, и степени, сукнами, багрецами добрыми; к Царским дверем, по обе стороны поставили две великие скамьи, а на них постлали ковры золотые персийские.
Благовещенский протопоп Никита нес Святый Животворящий Крест Господень, в немже древо Святаго и Животворящего Креста Господня, да святыя Бармы, еже есть царская Диадима. А нес на главе, на златом блюде, под драгою пеленою, низанною с драгим камением, с великою честью, со страхом и трепетом.
И Христолюбивый Великий Государь, Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич пойде из Грановитыя палаты к соборной церкви тихо и благочинно, по царскому своему чину, в златом опашне и в горлатной шапке. А со крестом и со святой водою шел пред Великим Государем и кропил святой водою его царский путь до Соборной церкви благовещенский протопоп Никита. А за ним, Великим Государем, шли Боляре, Окольничие и Думные люди, и стольники, и стряпчие, и Дворяне Московские, и Дьяки, в золотых платьях, и в горлатных лисьих черных шапках, мнози же в нарядных, низанных ожерельях и в златых чепях, и дворяне из городов, и Дети Боярские, и всяких чинов люди в нарядном платье. А шли все со страхом и с трепетом, и со всяким благочинием. И все предстояли со страхом и трепетом, славяще Бога о таковом превеликом деле, и дивящеся царскому чудному прохождению.
Царский венец нес болярин Иродион Матвеевич Стрешнев, Скифетр царский нес болярин Иван Федорович Стрешнев. И Святейший Патриарх Иоаким благословил Царя и Великого Князя святым и животворящим крестом, кропил святою водою, потом благословил рукою; и сотвориша целование меж собою.
Бысть же тогда по всей Соборней церкви в народе велие молчание и тишина, яко никто же дерзнух вещать никаких глагол, но вси со страхом и трепетом предстояли и молили Бога о свершении того великого дела.
А потом Царь и Великий Князь преклонил главу, и Святейший Иоаким Патриарх наверх его главы крестообразно и положа руку на главу его, и глагола молитву сию во услышание всем.
"Господи Боже наш, Царю царствующих и Господи господствующих, Иже чрез Самуила Пророка избравый раба Твоего Давида, и помазавый его во Царя, над людом Твоим Исраилем! Сам и ныне услыши моление нас недостойных, и призри от святаго жилища Твоего, и вернаго Твоего раба Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича, егоже благословил еси поставити Царя над Языком Твоим, его же притяжал еси честною кровию единороднаго Твоего Сына, стяжанным помазати удостой елеем радования, одей его силою из высоты, наложи на главу его венец от камене честнаго, и даруй ему долготу дней, даждь в десницу его скиптр спасения, посади его на престоле правды, огради его всеоружием Святаго Твоего Духа, укрепи его мышцу, подчини ему вся варварския Языки, всей в сердце его страх Твой, и к послушным сострадание, соблюди его в непорочней Вере, покажи его известна Хранителя Святыя Твоея Кафолическия Церкве Догматов, да судит люди Твои в правде, и нищия Твоя в суде, спасет сыны убогих, и наследник будет Небеснаго Твоего Царствия".
И Святейший Иоаким Патриарх, перекрестив рукой царский венец, поцеловал его и осенил Царя царским венцом, глаголя: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа". И веле поцеловати, и возложи на Царя той царский венец. И Святейший Патриарх повеле Преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам, всем вкупе пети велегласно "многая лета" трижды.
Егда Царь прииде близ Царских дверей, и став на ковре чисте, и тогда Святейший Патриарх ста в Царских дверех: принесоша к нему велико святое пречестное миро, на златом блюде, в хрустальном дорогом сосуде. Самодержец снял с себя царский венец и иде ко святым иконам. Патриарх же, прием святое миро из драгаго сосуда, помазуя святым миром, на челе и на обою ушию и на устех, и на персех, на выю, и на плещу, и на обою руку, на дланях, и о другую страну, глаголя на коеждо помазание: "Печать и дар Святаго Духа. Аминь." А потом Святейший Патриарх приня Вамбук чист, еже есть губа, и притре на Государе она святая помазания, да никако что сие на одежду и на землю падет, и сожже той Вамбук на огни, в месте сокровенном, во алтари. Государь же Царь тако пребысть до осьмаго дни, не обмывая на себе святаго мира помазания. Самодержец изыде из святаго алтаря и приня свой царский венец, и возложи его на главу, такожде и Скифетр в руку свою, отыде на свое царское место, по тому же пути, радуяся и благодаря Бога, Сподобившаго его помазания святым великим миром, и причастишися святей и Божественней тайне, и ста на своем царском месте".

Напутствие Президенту России В.В. Путину ко дню его инаугурации

Дорогой Владимир Владимирович! Народ России сделал уверенный выбор, вновь доверив Вам бразды государственного управления. Люди связали с Вами надежды на лучшую жизнь. Поздравляю Вас с свершившимся избранием на второй президентский срок.
Высшая государственная власть - это тяжелое бремя и большая ответственность. С ней связаны возможности великих достижений и столь же великих ошибок. Искренне желаю Вам, Владимир Владимирович, чтобы Властитель судеб мира, Господь, неизменно даровал Вам мудрость и справедливость, крепость душевных и телесных сил и чтобы он всегда споспешествовал Вашим трудам на благо Отчизны и народа. Будьте настойчивы в защите интересов нашей страны и живущих в ней людей. Помните о тех, кому тяжело и безрадостно жить. Помогите обществу преодолеть бедность, преступность, нравственную скудость, пагубные пороки. Заботьтесь о мире между странами и народами, о справедливом устройстве отношений между ними. Не отказывайтесь выслушать совет, но прежде всего внимайте зову совести, которая есть глас Божий в сердце человека.
Благословение Божие да прибудет с Вами и со всеми людьми нашего дорогого Отечества.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

14.05.2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме