Священник из Вайгачского лагеря

С начала 1990-х годов уже немало написано о репрессиях, о лагерях и его участках на территории нашего округа, где репрессированные (как жители округа, так и жители других районов страны) отбывали свой срок. Большинство по 58-й, политической, статье.

Несмотря на то, что эта тема вот уже больше десятилетия исследуется и освещается, многие факты, сведения о заключенных, их судьбы остаются малоизвестными. Но наш долг сохранить память о невинных жертвах того времени, которые вошли в историю нашего округа.

Не так давно, благодаря Л.Л. Чижевскому, который уже несколько лет интересуется и занимается темой репрессий, стало известно еще об одном заключенном Вайгачского лагеря - священнике-протоиерее Василии Матвеевиче Холявко. Леониду Лукичу удалось найти и фото, и сведения о биографии Василия Матвеевича. Читая биографию В.М. Холявко, невольно восхищаешься его преданностью выбранному делу.

Родился Василий Матвеевич в 1899 году на Украине, в посаде Новая Прага Александровского уезда Херсонской губернии, в крестьянской семье. С ранних лет в нем проявилась особая музыкальность и тяга к церковному пению.

В юношестве Вася служил певцом в Успенском храме посада Новая Прага. Окончив в 1914 году шестилетнюю школу Министерства народного просвещения, Василий Матвеевич переехал в Киев и был принят в братию Киево-Печерской лавры, где нес клиросное послушание в Дальних Пещерах при игумене Димитриане. Епископ Павел (Вельковский), Елецкий викарий, предложил переехать талантливому послушнику в Троицкий монастырь, где была псаломщиц-кая школа с двухгодичным обучением. Василий принял предложение и переехал в монастырь, где окончил школу за один год. С 1916 по 1917 год работал учителем в Елецкой школе для детей беженцев из Белоруссии. Затем, желая продолжить образование, переехал в Бизюков монастырь, чтобы поступить в Пастырско-Миссионер-скую семинарию, бывшую при монастыре. Здесь он познакомился с преподавателем иеромонахом Онуфием Гагалюком, сыгравшим значительную роль в духовном становлении Василия Матвеевича.

В 1918 году монастырь подвергся нападению банды Махно и многие монахи были зверски убиты. Василию чудом удалось избежать участи собратьев. Монастырь прекратил свое существование, и Василий устраивается псаломщиком в одном из сел Херсонской губернии. Через год Василий Матвеевич был возведен епископом Алексием (Баженовым) в сан диакона, после чего служил в Николаевском соборе в г. Криви Рог Херсонской губернии. Спустя три года на праздник Преображения Господня отец Василий возведен в сан протодиакона епископом Онуфием. Отец Василий, почитая епископа, заявившего себя непоколебимым борцом с "обновленчеством" (политикой Советской власти), последовал за ним в Харьков. Кроме обязанностей протодиакона, в качестве которого он служил в Мироносицкой церкви г. Харькова, отец Василий выполнял поручения епископа Онуфия, с ним ездил и в Московскую Патриархию. Одновременно отец Василий повышает свое музыкальное образование в музыкально- драматическом институте по классу пения. В 1927 году переезжает в Москву, где служит в сане протодиакона сначала в церкви Бориса и Глеба на Арбатской площади, затем - в церкви Воскресения Слову-щего на Остоженке.

5 ноября 1930 года Василий Матвеевич репрессирован. Осужден по 58-й статье на семь лет и отправлен на о. Вайгач в Баренцевом море. В ВОЛП (Вайгачский отдельный лагерный пункт) В.М. Холявко прибыл 24 августа 1933 года, где служил истопником бани для заключенных. Почему Василий Матвеевич не работал на рудниках, а был назначен истопником бани, нам неизвестно. Неизвестно также, где был он в период с 5 ноября 1930 года до 24 августа 1933 года, т.е. более двух с половиной лет.

Находясь в заключении, отец Василий не терял присутствия духа, принимал участие в культурной жизни лагеря: улучал моменты для пения арий из опер. И ария Радомеса, как вспоминал отец Василий, неслась над Заполярьем.

Освобожден Василий Матвеевич Холявко 31 января 1936 года по окончании срока заключения "с зачетом дней".

После возвращения из ссылки в Москву, благодаря своим незаурядным способностям, он скоро устроился петь в известном хоре Ивана Ивановича Юхнова.

В 1941-1942 годах отцу Василию была поручена организация хоровой капеллы. Он был первым ее директором и удостоен благодарности Комитета по делам искусства. Но через два года, когда узнали о его прошлом, отец Василий был мобилизован в действующую армию. Но так как он не явился в назначенный час на призывной пункт, то был объявлен дезертиром. Одним из объяснений, почему Василий Матвеевич уклонился от службы в армии (а время было военное), является, возможно, его вера. Тем не менее, он поведал о своем печальном положении другу, известному актеру Большого театра и бывшему протодиакону М.А. Михайлову, который смог выручить Василия.

После ухода из капеллы служил в радиокомитете, где озвучивал кинофильмы. После окончания войны отец Василий решил оставить светскую жизнь и снова служить Церкви.

С 1946 по 1949 годы служит протодиаконом в церкви святого Николая в Кузнецах г. Москвы. Потом - в храме Пимена Великого (Москва).

В 1950 году "по личным обстоятельствам", а на самом деле избегая возможности ареста, которой подвергались многие в те годы, он должен был покинуть Москву. Уезжает в Тульскую область, где в разных селах служит протодиаконом. Когда пришли его арестовывать, он умудрился покинуть задами дом, где жил, и уехал на Кавказ.

До 1957 года служил в церкви Праведного Лазаря г. Пятигорска

Ставропольского края. В 1957-м возвращается в Москву и служит в Свято-Троицкой Сергиевой лавре г. Загорска Московской области. Через пять лет возведен в сан иерея, еще через пять - в сан протоиерея. После чего служил настоятелем в храме в честь Казанской иконы Божьей Матери в с. Коломенском Московской области, где прожил до конца жизни. Последние два года являлся почетным настоятелем храма. Служение отца Василия, как священника, отличалось искренностью и выразительностью, он был прост и общителен с окружающими, пользовался большой любовью прихожан. Отец Василий был удостоен многих священнических наград.

Умер 4 сентября 1983 года. Похоронен на Даниловском кладбище г. Москвы.

Любовь Апицына, научный сотрудник Ненецкого окружного краеведческого музея

28 апреля 2004 г.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий