В советские годы кришнаиты, появившиеся в Москве после визита сюда самого великого учителя Прабхупады, прошли через суровые гонения. Группа московских кришнаитов, среди которых был нынешней председатель исполкома Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Сергей Зуев, проходила в 1982 - 1983 гг. по статье "Нанесение вреда здоровью людей под предлогом совершения религиозных обрядов". Под вредным "обрядом" понималось вегетарианство, лишавшее советских людей достаточного количества "производительных сил". Суд подверг Зуева психолого-психиатрической экспертизе, которую проводил в НИИ имени Ганнушкина профессор Морковкин. Обвиняемому задали всего два вопроса, женат ли он и любит ли танцевать. Благодаря положительным ответам Зуев был признан вменяемым и пошел по этапу.
Но если с Зуевым еще все "обошлось", то некоторые другие кришнаиты стали настоящими мучениками за веру. Всего в 1970 - 1980-е годы репрессиям подверглось более 60 советских вайшнавов. Трое из них, в том числе 11-месячная дочь одной из узниц совести, погибли в тюрьмах и лагерях.
В год 1000-летия Крещения Руси Политбюро ЦК КПСС решило полностью реабилитировать всех советских кришнаитов и дало указание Совету по делам религий зарегистрировать Московское общество сознания Кришны. Власти стали подыскивать помещение для религиозной организации. Вариантов было много, в том числе самые экзотические: например, руины православного храма преподобного Сергия в Сабурове. В конце концов оста-новились на "сугубо временном" варианте - квартире в построенном пленными немцами двухэтажном бараке у выхода из метро "Беговая". Как водится, временное оказалось весьма долговечным: кришнаиты за свой счет расселили соседей, отремонтировали барак, обнесли его бетонным забором и поставили во дворе несколько вагончиков. Вот, собственно, и получился ЦОСКР - с главным в России кришнаитским храмом, ведическим университетом, магазином, рестораном, кельями для монахов, административными службами. Исторический барак, с которым связаны 15 лучших лет истории российских кришнаитов, будет снесен через несколько дней: на его месте возведут элитный дом. Однако столичные вайшнавы до сих пор не могут ответить точно, куда они отправятся после сноса храма...
УЖО ТЕБЕ, КАПИЩЕ!
Борьбу за право иметь настоящий храм в Москве кришнаиты начали сразу после своей регистрации - в 1988 году. Спустя три года городские власти разрешили вайшнавам подыскать участок и представить его на утверждение. На радостях ЦОСКР подготовил грандиозный проект Ведического центра на пустыре в конце Мичуринского шоссе, идея которого очень понравилась главному московскому строителю Владимиру Ресину. Поначалу участок, выделенный под центр, охватывал 4 с половиной гектара. Получив несколько позитивных резолюций и пролежав несколько дней на столе у мэра Лужкова, проект был возвращен заявителю без утверждения и "без указания причин". Немного подумав, кришнаиты снизили площадь участка до 3 гектаров. История повторилась. Они стали последовательно снижать площадь до 1,7 и наконец до 0,7 га, причем ни о каком центре с предполагавшейся вокруг него социальной инфраструктурой речь уже не шла. Наконец в 2000 году городская власть пообещала кришнаитам самостоятельно подыскать участок для их храма.
Мало кто удивится тому, что поиском земли так никто и не занялся. А к нынешнему храму на Хорошевке время от времени зловеще подбиралась разная строительная техника с недвусмысленными намерениями. ЦОСКР забил во все колокола и нашел поддержку в Индии - уговаривать Лужкова дать землю кришнаитам в ноябре 2002 года приехала мэр Дели Шейла Дикшит. И вот 16 апреля прошлого года градостроительный совет при мэре торжественно принимает решение - выделить кришнаитам участок площадью 1,05 га в районе Ленинградского шоссе. Вскоре правительство Москвы посещает американский меценат Альфред Форд (кришнаит по вероисповеданию), который берется профинансировать строительство храма. По предварительным оценкам, стройка должна обойтись в 10 млн. долларов. 20 января с.г. мэр Москвы подписывает "окончательное и бесповоротное" распоряжение о выделении кришнаитам упомянутого участка.
И вот тут-то поднялся шум. Дерзновенный вызов правительству Москвы, "потакающему сектантам", бросил Союз православных граждан (СПГ) в лице его пресс-секретаря Кирилла Фролова (см. "МН" N 7). Специфика этой необычной организации в том, что ее главным "символическим капиталом" является ряд "свадебных генералов" (Глазьев, Рогозин, Нарочницкая, Крутов, Леонов, Чуев), ныне ставших депутатами Госдумы. Кроме того, организация "правомочно" выступает от имени всего "многомиллионного православного населения России", потому что в Союзе нет "фиксированного членства". Показательно, что позиция официального руководства РПЦ по тому же "кришнаитскому вопросу" намного сдержаннее. Например, викарий патриарха епископ Дмитровский Александр (Агриков) заявил 12 апреля, что если строительство кришнаитского храма угодно воле Божией, то оно состоится, а если это дело человеческое, то оно развалится само...
На антикришнаитский митинг, устроенный СПГ при поддержке общества "Радонеж" на Пушкинской пло-щади в конце марта, пришло до 4 тысяч человек.
Митинг прошел под лозунгами: "Кришнаиты убивают православных священников!", "На деньги московских кришнаитов устраиваются гонения христиан в Индии!", "Кришна - сатана!"
Четко сформулировать свои требования к власти разношерстная общественность, предававшаяся в разгар Великого поста митинговым страстям, так и не смогла. Отдельные ораторы клеймили Лужкова, намекая на его "жидовство" и требуя выселить из Москвы "черных". Другие, напротив, взывали к московским властям как к надежному союзнику православных, по какому-то недоразумению подмахнувшему "сектантскую" бумажку. Красной нитью сквозь выступления проходила неожиданно возникшая тема Ходынского поля как "святого места, политого русской кровью".
Заметим: землю под кришнаитский храм выделили действительно рядом с тем местом, на котором произошла страшная давка при раздаче бесплатных царских подарков в 1896 году. А что же сейчас стоит на самом месте "русской славы"? Казино "Титаник" и стадион Юных пионеров - куда, оказывается, некоторые православные водят на занятия своих детей, которые не должны видеть гнусные купола "сектантского капища".
Использовать детей в борьбе с кришнаитским храмом намерена Лидия Погодина - директор средней школы N 141 "с русским этнокультурным компонентом", расположенной в трех километрах от Ходынки. В интервью телепрограмме "Русский взгляд" она пообещала вывести на стройплощадку "капища" всех своих учеников - "с 1-го по 10-й класс", разобрать храм "по кирпичику", а если понадобится, то и "лечь костьми"...
К антикришнаитской кампании присоединился и профессиональный борец с "сектами" (его профессия называется "антикультист") Александр Дворкин. На Пушкинской площади он сообщил, что кришнаиты практикуют ритуальные убийства и разрушают российскую государственность.
ЗА КРИШНУ БЕЗ РУССКИХ
Дальше события развивались, как в известной статье В.И. Ленина: Фролов и Дворкин разбудили Романа Силантьева - официального чиновника Московской патриархии, сотрудника Отдела внешних церковных связей и секретаря Межрелигиозного совета России. Роман Силантьев развернул широкую агитацию, выступив от имени не только своей собственной конфессии, но и от лица всех "традиционных религий" России. Оказывается, они единодушно осуждают идею строительства храма Кришны в Москве, не считают кришнаизм ветвью традиционного индуизма. И - более того - не могут общаться с кришнаитами в силу своих религиозных убеждений.
Роман Силантьев, выступая от имени очень влиятельных организаций, предъявил кришнаитам ультиматум: они добровольно и во всеуслышание отказываются от выделенного им правительством Москвы участка земли. В противном случае высокопоставленное 27-летнее лицо пообещало "устроить" заявление самого Святейшего Патриарха с гневным осуждением кришнаизма.
Когда кришнаиты попытались вступить с Силантьевым в "межконфессиональный диалог", от патриархийного чиновника поступило неожиданное предложение. "Если храм будет построен, - заявил он в беседе с одним из руководителей ЦОСКР, - то должен быть построен не вами. То есть если индийское правительство, если оно в этом заинтересовано, может прислать сюда брахмана, рекомендовать какую-то другую индуистскую организацию, то пусть она и строит. Еще одно условие, - продолжил Роман Силантьев. - Если будет построен храм, то там не должно быть русских. И евреев. Должны быть только индийцы". Кришнаиты не исполнили ультиматум Силантьева, и Святейший Патриарх, в точном соответствии с его угрозами, сразу после Пасхи выступил с заявлением, осуждающим строительство храма. А Патриарх у нас, между прочим, восьмое лицо в табели о рангах высших российских чиновников... Между прочим, после заявления Патриарха и заместитель Лужкова Михаил Мень высказался за радикальное уменьшение объемов предполагаемого храма. По сведениям Меня, в Москве "всего" 5 тысяч кришнаитов (кстати, храм Христа Спасителя, по некоторым сведениям, вмещает менее 7 тысяч человек).
ВЕРЬТЕ ПОД НАДЗОРОМ
История гонений на веру в России насчитывает несколько веков. Почти три столетия жестко притеснялись миллионы старообрядцев, вера которых трудно отличима от "официального православия" с точки зрения современного светского человека. Потом стали гнать и самих "официальных православных", а также всех верующих вообще. После краткого периода "религиозной эмансипации" гонения на веру в России возобновились, но под другой вывеской - державно-патриотической.
Сегодня, похоже, они начинают переходить в очередную стадию. Призыв наказывать людей за одни лишь религиозные убеждения - независимо от того, совершили эти люди какие-нибудь правонарушения или нет, - прозвучал на второй день Пасхи с самой вершины российской системы правопорядка. Заместитель генпрокурора Владимир Колесников 12 апреля призвал законодательно запретить ваххабизм - не как деятельность по разжиганию розни и подрыву бомб, а как веру, как убеждения. Пора, господа-товарищи, давно пора выстроить убеждения в несгибаемую вертикаль "единой веры единого Отечества"...
Да, так о кришнаитском храме. Скорее всего, не без проблем, но он будет построен в Москве. Однако и власти сделают для себя кое-какие выводы. Следующей "нетрадиционной конфессии", которая захочет что-то построить в российской столице, сделать это будет чрезвычайно трудно. Если вообще возможно.
Досье МН
Международное общество сознания Кришны (английская аббревиатура - ИСККОН) основано в 1966 г. в Нью-Йорке индуистским монахом из Калькутты Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896 - 1977), занимавшимся популяризацией на Западе одной из школ вишнуизма. Последователи ИСККОН называют себя вайшнавами (преданными Богу), основывают свою доктрину на древних индийских Ведах (в первую очередь на Бхагавадгите), исповедуют единобожие, употребляют только вегетарианскую пищу и занимаются широкой благотворительностью (особенно известна гуманитарная программа "Харе Кришна - Пища жизни"). В России первые кришнаиты появились в 1971 году. С православной точки зрения ИСККОН является "неоиндуистским культом", в то время как сами кришнаиты относят себя к течению традиционного индуизма. В РФ зарегистрировано 106 религиозных организаций кришнаитов, еще около 300 общин действуют без регистрации. Численность своих активных последователей Центр обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) оценивает в 25 тысяч человек. Президент ЦОСКР - Бхактивигьяна Госвами (Вадим Тунеев, род. 1956 г.).