Что такое вероисповедная политика?

Беседа Дмитрия Сафонова с Игорем Алексеевичем Куницыным, кандидатом юридических наук, автором монографии "Правовой статус религиозных объединений в России" и проекта Концепции вероисповедной политики России

Генассамблея ООН по Украине  Религия 
0
411
Время на чтение 9 минут
- Почему вопрос о вероисповедной политике государства должен волновать наших граждан? Не является ли это уделом узкого круга специалистов?

- Этот вопрос не может не волновать каждого. Все мы живем в одной стране и каждому приходится сталкиваться или хотя бы наблюдать ужасающие явления, которые происходят в нашем обществе. Сегодня можно сказать определенно, Россия гибнет уже не только духовно, но и физически.

Готовясь к передаче я собрал некоторые данные. Каждую одну минуту в России убивают человека, а каждые 10 минут происходит одно или два самоубийства. Количество беспризорных детей в России почти соответствует послевоенному уровню. Одной из острейших проблем нашего общества стала массовая наркотизация населения. 30% молодежи употребляет наркотики. Каждый день от рук своих матерей погибают младенцы: в среднем каждая российская женщина делает от 2 до 4 абортов. Уровень смертности на 70% превышает уровень рождаемости. Только задумайтесь, уже через 15 лет население нашей страны сократится на 22 миллиона. Это больше, чем мы потеряли во Второй мировой войне.

Это же очевидно, на Россию надвигается невероятная катастрофа. А, возможно, и войны, так как в Сибири и на Дальнем Востоке огромные территории никем не заселены. Для некоторых стран эти территории и их ресурсы вполне могут стать лакомым куском.

- Может ли государство предотвратить эти явления?

- Может и должно! Причина всех этих явлений заключается в духовном неблагополучии. Игнорируется тот факт, что направление многих процессов в обществе определяется духовными ценностями. Более того, научно доказано, что любой смертный грех может быть причиной серьезных заболеваний1. И получается, что духовное благополучие невозможно в безнравственном обществе. Но также как музыка невозможна без звука, также нравственность невозможна без религии. Только религия устанавливает санкцию за соблюдение нравственной нормы.

И вот здесь, пусть не главная, но ключевая роль принадлежит государству. Потому что ни один общественный институт не обладает такими исключительными возможностями какими обладает государство. Только оно может кому-то предоставить права, а у кого-то их отнять. Только оно может способствовать укреплению духовных ценностей, а может подорвать их. Но сегодня государство равнодушно к религиозной сфере. Происходит "разбазаривание" национальных интересов. Руководство страны делает акцент на решении экономических проблем. А этого недостаточно.

Но равнодушие - это тоже политика. Представьте ситуацию. Вы увидите умирающего человека. И, зная, что можете ему помочь, пройдете мимо. Потом человек этот умрет. Вы же не сможете сказать, что ваше равнодушие никак не повлияло на его судьбу. Также и государство оставляет нас умирать от безнравственности. И не протягивает руку помощи, хотя могло бы. Именно поэтому никому не может и не должно быть безразлично какую вероисповедную политику будет осуществлять государство.

- По Вашему мнению, вероисповедная политика как-то связана с внешнеполитическими факторами?

- Да, безусловно, связана и очень сильно. Более того, взаимоотношения между государством и конфессиями невозможно рассматривать вне глобального контекста С моей точки зрения, сегодня нужно обратить пристальное внимание на несколько тенденций, имеющих место в мире.

Первая тенденция - это стремительное развитие исламской цивилизации. Рост населения в мусульманских странах многократно превосходит прирост населения в западных странах. В мусульманских странах наблюдается также рост экономики, технологический рост и повышение качества жизни. Мусульманское население проникает в западные страны и образует культурно-замкнутые территории. Вспомним, что в России существуют некоторые регионы, где ислам распространен испокон веков. Поэтому исламский фактор не может не учитываться.

Вторая тенденция - это вымирание населения в так называемых "развитых" западных странах.

Например, в Великобритании, Германии, Италии и других. Это даже не прогноз, а констатация факта Согласно прогнозу Демографического отдела ООН при сохранении текущего уровня рождаемости, население Европы, включая Россию, к 2050 году сократится с 728 миллионов до 600 миллионов человек. Причины этой катастрофы заключаются в дискредитации традиционных ценностей. Современная либеральная идеология, которая господствует в западных обществах, утверждает эгоистические начала, культ удовольствий, подвергает ревизии институт семьи, материнство, сексуальные извращения и, вообще, пропагандирует относительность любых нравственных ценностей. ВсЈ это и способствует вымиранию. По этой причине, западную цивилизацию в будущем ожидает крупнейшая демографическая катастрофа

И эту угрозу начинают осознавать даже на Западе. Об этом, в частности, пишет советник президентов Никсона и Рейгана Патрик Бьюкенен в своей книге с характерным названием "Смерть Запада". Он отмечает, что лишь "общественная контрреволюция или религиозное возрождение способны развернуть Запад в нужном направлении прежде, чем падение рождаемости достигнет критической отметки". Тем самым он признает, что стратегические преимущества перед остальными имеют лишь те народы, в основе жизни которых лежат религиозные ценности.

Однако вместо укрепления позиций нравственных ценностей, Запад ищет более простое решение этой проблемы. Оно заключается в том, чтобы направить развитие процесса глобализации по сценарию, который выгоден только западным странам во главе с США. И это третья тревожная тенденция. Предпринимается попытка построить однополярный мир. Но его можно построить только в том случае, если убедить не западные народы, что им не нужна ни их религия, ни их государственность. Ведь в этом случае им не нужно защищать ни свои интересы, ни свои границы. Но утверждение господства Запада будет невозможно, если весь остальной, незападный, мир будет жить по своим устоявшимся традициям, если будет исповедовать свои традиционные ценности. Поэтому против таких ценностей и ведется ожесточенная борьба. Традиционные ценности дискредитируются. Предпринимается попытка распространить на религиозную сферу принцип соревновательности, принцип рыночного отбора. Предпринимается попытка убедить народ в том, что чуждая духовность имеет такие же права, как и его традиции. Именно поэтому западные страны во главе с США, прикрываясь свободой совести, оказывают давление на различные государства, чтобы те отказались от политики поддержки религиозных традиций.

Сегодня развязана самая настоящая война духовных ценностей. Технологической базой для этого стали глобальные системы обмена информацией (например, Интернет) и глобальные системы отслеживания этой информации. Это дает возможность западным странам контролировать ценностные установки в заданном регионе мира. Фактически, на международной арене поднимает голову система глобального тоталитаризма.

- То есть Вы считаете, что западные страны оказывают давление в вопросах вероисповедной политики?

- Безусловно, оказывают. В ноябре 1998 года Конгресс США принял Акт "О международной свободе вероисповедания". Этот акт разрешил применение санкций против стран - "нарушителей". Есть и другой документ - "Стратегия национальной безопасности США для нового столетия". В нем говорится о признании лидерства США в мире и их готовности влиять на действия государств. Таким образом, национальные интересы США были увязаны с политикой других государств в религиозной сфере. В целях контроля была создана Американская комиссия по международной религиозной свободе. Эта организация собирает информацию о вероисповедной политике различных стран мира. Наконец, в декабре 2003 года в США был представлен ежегодный доклад о религиозной свободе. Россия была причислена к государствам, чья вероисповедная политика квалифицируется как дискриминационная. При этом речь идет о дискриминации не по отношению к традиционным конфессиям, а именно к новым религиозным движениям

То есть принимаются реальные меры против традиционных конфессий. Это делается для того, чтобы разрушить духовные основы нашей жизни. Поэтому государство должно противостоять этой системе давления.

- Как, по Вашему мнению, можно охарактеризовать современную вероисповедную политику России? Можно ли сказать, что государство поддерживает традиционные конфессии, в частности Русскую Православную Церковь?

- Чтобы ответить на этот вопрос давайте посмотрим как выстраиваются отношения между государством и конфессиями за рубежом.

В этом плане мировой опыт весьма разнообразен. Парадоксально, что во многих странах, где господствует либеральная идеология, государство бережно относится к традиционным конфессиям. Развитые страны более "разборчивы" и уж совсем не равнодушны к религиозной сфере по сравнению с российским государством. Например, в Великобритании Англиканская церковь наделена статусом государственной церкви, в Дании и Исландии аналогичный статус имеет Евангелическая Лютеранская Церковь, в Греции государственный статус имеет Православная Церковь. В ряде стран, таких как Италия и Испания, особый статус Католической церкви признан не только законодательством, но и специальными соглашениями. Это лишь некоторые примеры Европейских стран. Но почти в тридцати странах мира государственной религией признан Ислам. К ним относятся, например, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Иран и другие страны.

А что мы видим в России? Поддержка традиционных конфессий, безусловно, имеется. Но она ограничивается встречами руководства государства и конфессий, присутствием чиновников на богослужениях и редкими совместными проектами в сфере культуры. Создается искаженная картина. У внешнего наблюдателя складывается представление о том, что в нашей стране с религией всЈ в порядке. Некоторые вообще думают, что Православие у нас государственная религия. На самом же деле это не так, в контексте мирового опыта российское законодательство можно охарактеризовать как одно из самых либеральных и равнодушных в мире. Оно абсолютно одинаково относится и к традиционным конфессиям и к новым религиозным движениям. И, самое ужасное, в нем не заложено ни одного действенного механизма поддержки традиционных ценностей.

- Как Вы считаете, в России осуществляется последовательная вероисповедная политика?

- Отвечу на Ваш вопрос несколькими примерами из жизни.

До принятия Налогового кодекса религиозные организации не платили налоги с доходов от совершения богослужений. После того, как этот документ был принят они лишились этой льготы и стали платить налоги. Возникла абсурдная ситуация. Ведь, фактически, этот налог должен был взиматься с пожертвований. И только после того, как это стало очевидным, через два года ситуация была исправлена. Это говорит о том, что кодекс принимался без всесторонней проработки, без учета экономической природы конфессий.

Аналогичным образом получилось с новым Земельным кодексом. До его принятия религиозные организации владели землей безвозмездно на праве бессрочного пользования. Прежде всего, это касалось земельных участков, на которых расположены храмы, монастыри и подобные им строения. Новый Земельный кодекс ввел обязанность для всех религиозных организаций перейти на платное землепользование с 1 января 2004 года. Предлагалось два варианта либо выкупать эти земельные участки либо брать их в аренду. К слову скажу, что в России выкупная цена одного гектара земли доходит до нескольких сотен тысяч долларов США. Аренда земли - десятки тысяч долларов в год. Такая финансовая нагрузка под силу далеко не каждой коммерческой организации, а что говорить о религиозных организациях. Земельный вопрос поставил руководство страны в тупик. Вместо принятия конструктивного решения, проблема отложена до 1 января 2006 года. Это самая настоящая половинчатость и непоследовательность. Современный подход к религиозной сфере вряд ли позволит найти правильное решение.

Третий пример. До сего дня не реабилитированы конфессии, подвергшиеся политическим репрессиям со стороны Советского государства. Советская власть безжалостно уничтожала и закрывала храмы, монастыри, духовные учебные заведения. Были разграблены или превращены в руины тысячи храмов и монастырей. А сегодня руководство страны боится признать этот факт. К сожалению, государство и государственные учреждения не только не помогают, но и препятствуют восстановлению представляющих культурную ценность древних церквей и

монастырей. И, если в ближайшее время политика не изменится, они будут обречены на разрушение.

Вопреки конституционному принципу отделения религиозных объединений от государства, в его собственности находится недвижимое имущество традиционных конфессий. Большая его часть передается конфессиям не в собственность, а в пользование. Более того, принимая нормативные акты, которые регулируют этот вопрос, государство сознательно уходит от употребления слова "возврат" имущества, предпочитая ему слово "передача". Получается, государство как будто бы дает временно попользоваться тем, что всегда принадлежало ему. То есть оно не желает признавать факт политических репрессий в отношении Церкви.

Возникает вопрос: для чего монастыри, храмы и часовни нужны светскому государству? Почему нарушается Конституция? Весной 2002 года Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла позорную для нашей страны Резолюцию N 1556, где рекомендовано гарантировать религиозным институтам национализированную собственность, реституцию этой собственности или справедливую компенсацию. Получается, что Европа проявляет большую заботу о сохранении нашего духовного и культурного наследия, чем мы сами. Это просто позор!

Эти три примера демонстрируют низкий уровень вероисповедной политики. Можно ли еЈ после этого назвать последовательной?

Вряд ли. Но способен ли действующий Федеральный закон "О свободе совести..." быть основой последовательной политики?

- Не думаю. Этот закон противоречит национальным интересам России. Его иногда называют плодом компромисса. При этом имеют ввиду, что, с одной стороны, он вписывается в систему международных стандартов, а, с другой, он менее либеральный по сравнению с предыдущим Законом РСФСР "О свободе вероисповеданий". Но цена компромисса оказалась слишком высокой. Он не решил целый ряд глубинных проблем религиозной жизни. Он не обеспечил защиту традиционных ценностей, не урегулировал вопросы религиозного образования и социального служения конфессий. Ему не удалось сдержать агрессивную деятельность новых религиозных движений. В особенности это касается Сибири и Дальнего Востока. Он не препятствует росту экстремистских организаций. Он способствует обострению отношений федерального центра с регионами традиционного распространения Ислама. В условиях бурного развития исламской цивилизации это может привести к попыткам отделения от России целых регионов. Вот и получается, что в одних регионах мы взращиваем секты, а в других обостряем отношения с мусульманами. И в первом и во втором случае это угрожает отторжением территорий. Мины замедленного действия уже заложены в ресурсных зонах, на территориях, которые богаты месторождениями нефти, газа и урана. Прежде всего, это Кавказ, Западная Сибирь, Поволжье, прикаспийский регион. Их дестабилизация повлечет катастрофу.

Совершенно очевидно, что причины этого - в абсолютно непроработанной политике. А это значит, что действующий закон не может служить еЈ основой.

- Намечаются ли, по Вашему мнению, какие-нибудь позитивные сдвиги в этой сфере?

- Мы могли бы говорить о позитивных сдвигах, если бы государство осознавало надвигающуюся катастрофу. Пока мы этого не наблюдаем. Пока действующий закон "О свободе совести..." не способен справиться с хаосом в сфере государственно-конфессиональных отношений. И, думаю, что сегодня требуется не "латание дыр", не внесение в него локальных изменений, а пересмотр вероисповедной политики в целом. Нужна такая политика, которая защитит национальные интересы нашей страны, которая поддержит нашу религию, нашу Церковь.

Бседовал Д.В. Сафонов

15 апреля 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Куницын
Федеральный закон и национальный интерес
Религию воспринимают скорее как средство приобретения политических дивидендов, а не как фундаментальную область общественной жизни
02.06.2004
Все статьи Игорь Куницын
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03