Братья и сестры!
К вам обращаются священники и писатели, офицеры и врачи, философы и психологи, инженеры и педагоги, руководители общественных организаций и движений, собравшиеся в стенах Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии для обсуждения важнейших духовных и социальных вопросов, стоящих перед нашей страной. Все выступавшие на конференции высказали своЈ твердое убеждение в том, что Православие, было, есть и будет единственно возможным духовным основанием российской державы. Религиозная, политическая и экономическая власть во всем мире, и особенно в России, тесно связаны друг с другом. Христианская вера и национальная государственность нам необходимы не меньше, чем успешные хозяйственные реформы.
Мы хотим напомнить всем нашим соотечественникам, что в обязанности государства входит не только защита закона, но и традиций, культуры, языка титульной нации и других коренных народов России их права на свободу вероисповедания. Опыт человеческой истории учит, что культуру нужно взращивать, она не должна быть заложницей ни безнравственных людей, ни рыночных отношений. В противном случае на арену общественной жизни выступают ничем не сдерживаемые человеческие пороки, ведущие к деградации и разрушению личности. Либеральная идеология "освобождения" от нравственных принципов влечет за собой растущее противостояние внутри человека и внутри народа. Это приводит к ослаблению страны, к подчинению ее чужим политическим и информационным стратегиям.
Безусловным национальным идеалом русского народа, борющегося за свою самобытность, должен стать истинный православный патриотизм. Именно в свете такого идеала должна выстраиваться вся социальная и культурная политика российского государства. Только при сохранении собственной духовной идентичности такая страна, как великая Россия, может быть в подлинном смысле слова конкурентоспособной. Конкурентоспособность - это не "аргументы клыков и когтей", а честная состязательность людей, трудящихся над раскрытием интеллектуальных и творческих дарований каждого члена общества ради общей цели - процветания Родины и усиления ее мощи. Могут ли стать конкурентноспособными люди, не обладающие духовным и физическим здоровьем? Может ли стать конкурентноспособной страна, погруженная в "омут" низкопробных чувств, находящаяся под воздействием информационного насилия, распутства, человеконенавистничества? Конференция призывает к установлению в России такой информационной среды обитания, которая действительно способствовала бы духовному росту человека формированию добрых чувств и нравственных качеств. Сегодня только духовно слепой не видит, что творящийся у нас информационный беспредел в СМИ - это угроза национальной безопасности России. Безнравственное общество - обреченное общество. У него нет будущего.
Исходя из сказанного, участники конференции предлагают ряд принципов, способных послужить идейным фундаментом успешной социально-культурной политики России в настоящем и будущем. Мы считаем, что для этого нам нужны:
- В духовном плане - единая русская православная Церковь во главе с Патриархом и Священным Синодом. Религиозная истина не дана отдельному человеческому сознанию - она доступна только "совокупности сознаний, связанных любовью" (А.С.Хомяков). При этом необходимо плодотворное взаимодействие русской православной Церкви с основными конфессиями других коренных народов нашей страны, но не на принципах синкретизма и экуменизма, а в форме открытого, доброжелательного, сотрудничества в социальной сфере и в борьбе за мир.
- На уровне государства - сильная (в идеале монархическая) власть во главе с общепризнанным национальным лидером. Российская Федерация (даже в нынешнем урезанном виде) включает в себя более 100 евразийских народов и этносов, представляющих все общественно-экономические формации и мировые религии. Объединить их общей правовой формой способна лишь мощная, уверенная в своей идее держава, представляющая собой не только социальную силу, но и духовный авторитет. Нет ничего опаснее для России, чем западный либерализм, который уже дважды за ХХ век приводил нашу страну к катастрофе.
- На уровне экономики - жесткий государственный контроль за ключевыми отраслями производства (прежде всего стратегическими и сырьевыми) при активной стимуляции частного национального капитала. Глобалистские концепции "всемирного рынка" должны быть отвергнуты в принципе, так как спекулятивный капитал в условиях "нового мирового порядка" немедленно уйдет из России после того, как он вывезет из неЈ все национальные богатства.
- В плане культуры - ясная вертикальная иерархия ценностей, лежащих в основе национального образования, искусства и науки. "Горе тем, которые тьму почитают светом и свет - тьмою" (Исайя 5, 20). Уже более тысячи лет Православная вера освещает русскую культуру тайной божественной благодати. Наш национальный творческий акт (религиозный, социальный, художественный) направлен к Абсолютной Личности, а не к безличному "единому" (как на Востоке) или к самому себе (как на Западе). Сохранить и преумножить этот свет христианской свободы для мира - задача нашей культуры.
- Наконец, на уровне личности Россия способна осуществлять в своей истории образ христианского призвания человека - не восточного (фаталистического) и не западного (самодостаточного), а именно православного (Богосыновного) человека. Диалектика "тайной свободы", восточной воли и западной формы - это движущая сила нашей истории. До сих пор русский человек успешно проходил испытания Востоком и Западом: в конечном счете, они только укрепляли его собственную духовную природу. Привлекая к себе лучшее из Азии и Европы, Россия не перестает быть самой собой. Это во многом делает еЈ страной будущего, когда в условиях мирового постиндустриального кризиса понадобится личность, способная на дар и жертву, а не только на юридически и финансово эквивалентный обмен.
Продолжая движение по своему историческому пути, опираясь на названные здесь принципы, мы можем рассчитывать на то, что это движение будет успешным и плодотворным. С нашей верой и Божьей помощью мы преодолеем раскол и противостояние в обществе, сохраним Россию как великую державу и этим дадим миру надежду на установление справедливых, добрососедских отношений между народами.