Египетская кара, которая обращается благословением

Новости Москвы  Религия 
0
100
Время на чтение 5 минут
Цель этой статьи - не анализ недавней встречи кардинала Каспера с патриархом Алексием ¶¶ в Москве, а размышления над тем, что следует делать дальше. Однако чтобы читатель знал позицию автора, я все же позволю себе несколько кратких констатаций.

Формат упомянутой встречи - "об униатах без униатов" - в который раз доказал свою неэффективность. Он может тешить чьи-то амбиции, но не способствует разрешению проблемы. Жаль, что Ватикан этого до сих пор не замечает. Позиция Российской православной церкви выдержана в традиционном для нее ключе. Если "униатской" Церкви и позволительно существовать, то, образно говоря, только "под скамьей" истории, в своеобразном региональном гетто. Стремление Московского патриархата вернуть отношения с Ватиканом в прежнее русло ostpolitic, а также гипнотическая зависимость ватиканских предложений от ультимативного языка Московской патриархии со всей очевидностью противоречат духу современной эпохи.

А теперь обещанное - что дальше? Начну, как и положено, с себя, то есть с греко-католиков. Чего мне хотелось бы меньше всего, так это видеть, что их логическая и мотивированная критичность по отношению к упомянутому визиту выливается в рефлекторные негативизмы в адрес Москвы, Царьграда и Ватикана. Этот путь греко-католики уже проходили, и он никогда не приводил их к успеху. Жаловаться на причиненную несправедливость и насылать небесную кару на обидчиков - еще менее эффективно, чем по инерции "засматриваться на Москву". Негативизмы мешают концентрироваться на делах конструктивных и утверждать то, что кто-то ставит под сомнение. Кроме того, критичность, не уравновешенная позитивным предложением, является наилучшим свидетельством того, что патриаршие одежды для верных УГКЦ пока великоваты.

Соответственно, чего мне хотелось бы более всего, так это видеть, как всю Церковь пронизывает струя "патриархального сдвига". Определенные задачи стоят перед всеми верными этой Церкви - от ее владык до "самого малого" мирянина в их пастве. От церковных владык можно было бы ожидать умения разрешать внутренние проблемы (например, естественные для любой структуры разногласия, касающиеся стиля администрирования, или конфликтные ситуации) в рамках провозглашенного патриархата, не апеллируя по каждому, даже самому незначительному, случаю к Святейшему Отцу. Это правда, что наличие объективного "третейского судьи" в истории УГКЦ сыграло чрезвычайно важную сдерживающую и дисциплинирующую роль, в положительном значении которой убеждаешься, когда наблюдаешь за некоторыми внутреннеправославными хлопотами. Однако статус патриархата предполагает желание и умение справляться с ситуацией своими силами, оставляя за собой возможность обращаться к Вселенскому Архиерею - в соответствии с восточно-христианским видением - лишь по делам веры.

Этого же можно ожидать и от греко-католических монашеских чинов. Непосредственное подчинение отдельных чинов Святейшему Отцу было спасительным, опять же, в периоды преследований и вынужденной эмиграции, и за это УГКЦ никогда не перестанет быть ему благодарной. Но сегодня Церковь стремится занять достойное место в христианской ойкумене, и активное содействие ей в этом со стороны монашества имело бы неоценимое значение.

Но едва ли самое обширное поле для совершенствования в сфере священнического служения - наполнение душпастырского труда евангельским духом, достойным патриаршего уровня. Душпастырь призван вести свою паству к глубинам веры и учить, что патриархат не имеет ничего общего с амбициями. Почести являются следствием праведной жизни, а не привилегиями, вытекающими из формального статуса.

И наконец, миряне должны понимать, что патриархальное устройство их Церкви прочие христиане должны видеть не столько в официальных декретах, сколько в стиле их церковной и внецерковной жизни. Патриархат должен стать не лозунгом на знамени борьбы церквей, а канвой, субстанцией их повседневного бытия. Тогда Святейший Отец лишь санкционирует то, что признано самой жизнью.

Для Ватикана униатская проблема может стать "египетской карой", за которой кроется Божье благословение. Бесплодность, с которой ватиканские инициативы "накатываются" на неуступчивую московскую крепость, можно сравнить лишь с бесплодностью попыток морских волн залить высокий берег. Кажется, совершенно очевидно, что необходимо изменять концепции и подходы. В частности, следует серьезно растолковать предложения УГКЦ, хотя и не всегда удачно сформулированные, но все же заслуживающие внимания. Эти предложения слишком долго были "отброшенным камнем", которого не замечали строители экуменизма. Это должно было бы потревожить воспитанную на евангельских притчах христианскую совесть.

Неуступчивость и ультимативность речи патриарха Алек-сия ¶¶ вызваны, по моему мнению, не только преобладанием "непримиримых" в нынешнем руководстве РПЦ. Многие западные римо-католики, с которыми я общался, выражали обеспокоенность якобы необдуманными действиями восточных католиков. В их понимании греко-католики должны были бы избегать поступков, способных вызвать раздражение Московского патриархата. Стремление УГКЦ добиться признания патриархата и перенести центр патриарха в Киев, к сожалению, воспринимаются частью римо-католиков не в качестве элементов закономерного развития УГКЦ, а как немотивированные шаги в направлении конфронтации. Это создает фон, на котором неуступчивость патриаршей Москвы кажется понятной.

Для Московского патриархата нынешняя победа имеет все шансы стать пирровой. И речь даже не о том, что Папа может в конце концов взбунтоваться и сказать греко-католическому патриархату "да". В Москве не замечают, как со всей неизбежностью изменяются параметры эпохи. Нынешние ультиматумы патриарха РПЦ напоминают разбрасывание по весенней земле льда, выращенного в мощных свято-даниловых рефрижераторах. Московская патриархия упрямо пренебрегает мудрым правилом: в тех процессах, которые не можешь запретить, следует принять участие. Законные интересы РПЦ можно эффективнее защитить не путем навязчивого повторения: "Униатский Карфаген должен быть разрушен!", а путем переговоров со всеми заинтересованными сторонами, где для каждой стороны будет найдена почетная и рассчитанная на долгую перспективу развязка.

Естественно, трудно отказаться от приема, который до сих пор, казалось бы, приносил золотые плоды. Но мы живем в эпоху глобализации, когда производители совершенствуют технологии даже в том случае, если на производимый ими товар все еще сохраняется вполне удовлетворительный спрос. Здесь главное - не дать конкуренту опередить себя. Мне кажется, что в случае неожиданного изменения позиции Ватикана патриаршая Москва может оказаться у разбитого корыта, из которого "вытекли" все спасительные идеи. Чрезмерно привязавшись к варианту "а", Москва, похоже, отсекает себя от варианта "б". Именно в этом я и вижу "пирровость" всех ее прежних побед.

Что касается реакции других православных церквей, то она напоминает, скорее, "равнение на правофлангового", чем самостоятельную осмысленную позицию. Естественное для эпохи миграций экстенсивное развитие Украинской греко-католической церкви воспринимается Полнотой Православия как распространение опасного вируса, угрожающего христианскому миру. Считать такое толкование последним словом современной православной мысли я из уважения к этой мысли просто отказываюсь. Уверен, что сегодня лидерство Москвы в православном мире является сомнительным не потому, что оно происходит из Третьего (а не Второго) Рима, а потому, что за ним не стоит лидерство в раскрытии богатства православной духовности. Сводить святоотцовское наследие лишь к примитивно-рефлекторному антикатолицизму - это злоупотребление самим наследием, которое является достоянием всего христианского мира.

Поэтому для всех сторон, причастных к "униатскому" узлу противоречий, осмысление характера и последствий визита кардинала Каспера в Москву может стать тем моментом истины, с которого начинается любое движение вперед. Разумеется, пока это лишь потенциальная возможность, но перспективы, открывающиеся за ней, просто фантастические.

13 марта 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

М. Маринович
Старый конфликт в новой интерпритации
Межконфессиональные столкновения в Галиции нельзя назвать религиозной войной
15.01.2003
Все статьи М. Маринович
Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28