Духовенство блокадного Ленинграда

Религия 
0
801
Время на чтение 5 минут
Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны освещалась многими историками. Хорошо известны сведения о денежных сборах в фонд обороны и Красного креста, об участии Церкви в обороне страны и Ленинграда, но за рамками исследований осталась судьба блокадного духовенства, их взаимоотношения с властью и мирянами. До недавнего времени не были известны имена священнослужителей - блокадников.

В одной из крупнейшей епархий страны - Ленинградской - к 1941 году уцелели лишь 10 действующих православных храмов из 470-и. Общее количество штатных священнослужителей не превышало 30-и человек, средний возраст которых был около 60-и лет. Это была маленькая группа, одиозная в глазах руководства города, повязанная, как паутиной, действиями НКВД и все же надеявшаяся на спасение и спасавшая других. К началу войны многие священники находились за штатом и были приписаны к той или иной церкви, что позволяло им служить по мере сил и необходимости, тем самым иметь средства к существованию.

Никто не знает, сколько священнослужителей было на фронтах Великой Отечественной войны, сколько погибло. Многие иереи к началу 1940-х годов остались без приходов и паствы. Как и другие защитники Отечества, служители Ленинградской митрополии принимали участие в боевых действиях.

Протоиерей Николай Сергеевич Алексеев с июля 1941 года по 1943 год находился в частях Советской армии на финском фронте в качестве рядового. В 1943 году возобновил священнослужение в Спасо-Преображенском соборе.

Протодиакон Старопольский 22 июня был мобилизован в действующую Красную Армию. Воевал на всех фронтах Великой Отечественной войны, награжден медалями "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией", "За взятие Берлина", "За освобождение Праги" и орденом "Красного знамени".

Диакон Иван Иванович Долгинский призван был на флот на второй день войны. Плавал он на буксирах, переделанных в тральщики, выуживал фашистские мины в Балтийском море и Финском заливе, защищал Кронштадт. Был контужен, но вернулся на корабль, награжден орденом Красной звезды и медалью адмирала Ушакова.

После ликвидации вражеской блокады ленинградцы уходили вместе с войсками сражаться с врагом. Среди этих бойцов был клирик храма во имя Святого благоверного князя Александра Невского Стефан Козлов, священник Тихвинской церкви села Романишино Лужского района Георгий Степанов.

Духовным руководителем и организатором служения Ленинградской митрополии и приходов города в период блокады был Высокопреосвещенный Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский и Новгородский, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Все 900 дней блокады он находился со своей паствой. Сам иногда больной, Владыка в любое время дня принимал приходивших к нему мирян и духовенство. Со всеми ровный, приветливый - для каждого он находил ласку, умел ободрить малодушных и подкрепить слабых. Очень многим Владыка из личных средств оказывал материальную помощь, лишая себя, по-христиански делился пищей. Митрополит бесстрашно, часто пешком, посещал ленинградские храмы, совершал в них богослужения, беседовал с духовенством и мирянами, нередко сам отпевал усопших от голода и истощения мирян, не взирая на лица, и обставлял эти погребения особо торжественно. Под сводами Никольского собора люди слушали его проповеди.


Архипастырь осажденного города

С начала войны богослужения проходили при переполненных храмах. Многие в вере черпали опыт примирения со смертью, опыт вечной жизни и бессмертия души, а через это и стойкость. Архимандрит Владимир (Кобец) вспоминал: "Приходилось служить почти каждый день, я рисковал жизнью под обстрелом, а все таки старался не оставлять богослужение и утешать страждущих людей, которые пришли помолиться Господу Богу... Часто привозили меня на саночках в храм, я не мог идти". В свои шестьдесят лет отец Владимир по воскресеньям ездил служить в церковь на ст. Лисий Нос, приходилось добираться и под обстрелами, и идти пешком 25 км. Отец Владимир был не только заботливым пастырем, но и состоял бойцом группы самозащиты дома. В справке, выданной 17 октября 1943 года архимандриту Владимиру (Кобец) Василеостровским райжилуправлением, говорилось, что он "активно участвует во всех мероприятиях обороны Ленинграда, несет дежурство, участвовал в тушении зажигательных бомб".

Священник Никольского собора Владимир Дубровицкий жил в Свечном переулке, и каждый день ходил в храм, не пропуская ни одной службы. Шел в любую погоду, седой как лунь, худой и страшный. Своих дочерей он растил один, жена умерла рано. Лариса была на фронте, Милица - солистка балета Кировского театра выступала на кораблях, в передовых частях. "Всю войну не было дня, чтобы отец не пошел на работу, - вспоминала дочь М.В. Дубровская о своем отце. Бывало, качается от голода, я плачу, умоляю его остаться дома, боюсь - упадет, замерзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: "Не имею я права слабеть, доченька. Надо идти, дух в людях поднимать, утешать в горе, укрепить, ободрить".

Священнослужители испытывали на себе все тяготы блокады и понимали, как люди нуждались в поддержке и утешении. Старейший протоиерей Иоанн Горемыкин на восьмом десятке лет каждый день добирался на службу с Петроградской стороны в Коломяги. Бывало, что свой паек он отдавал голодающим. Отец Иоанн благословлял земляков идти на фронт, но и к своему сыну, работавшему главным инженером на заводе, относился требовательно. В одной из бесед он настоял, что бы сын наравне со всеми шел защищать Родину. Василий Горемыкин пошел в армию. Командующий фронтом Л.А. Говоров, узнав об этом, специально приезжал в Коломяжскую церковь благодарить отца-протоиерея.

Деятельность Ленинградской церкви во время блокады нашла свое признание со стороны Советского государства 11 октября 1943 года - особая дата в истории Ленинградской епархии. В этот день, по поручению Президиума Верховного Совета СССР были вручены медали "За оборону Ленинграда" Высокопреосвященному митрополиту Алексию и одиннадцати священнослужителям церквей.

После начала эвакуации в феврале 1942 года Ленинград заметно опустел, сократилось число прихожан. Были эвакуированы и священнослужители в основном заштатные. Николай Константинович Лебедев в дороге заболел воспалением легких и был оставлен на станции, не доезжая Вологды. После выздоровления определен в дом инвалидов, где и скончался 6 февраля 1942 года. Советов Александр Евгеньевич эвакуирован больным в г. Кострому, где скончался 14 августа 1942 года. Попов Илья Васильевич эвакуирован 24 июня 1942 года в Ульяновск в распоряжение Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, вернулся в Ленинград в сентябре 1945 года. Садофьев Владимир Григорьевич с 1938 года находился за штатом, неофициально служил в Коломягах, эвакуирован в 1942 году. Епископ Симеон (Бычков Сергей Иванович) с сентября 1941 года назначен к Спасо-Парголовской церкви, эвакуирован в 1942 году.

Несмотря на тяжелые блокадные условия, гонения на церковь не прекращались. В 1941 году был арестован протоиерей Миролюбов Алексий Симеонович и помещен в ленинградский ДПЗ, где и скончался в конце 1941 года. Протоиерей Ильяшенко Николай Николаевич арестован 28 августа 1941 года, но в 1942 году был освобожден за прекращением дела. Архимандрит Клавдий (Савинский) с 1938 года проживал в Ленинграде тайно. С августа 1941 года возглавил иосифлянскую общину в Коломягах. 17 июня 1942 года был арестован, через два месяца приговорен Военным Трибуналом войск НКВД Ленинградского округа к высшей мере наказания. 12 августа 1942 года приговор приведен в исполнение. 19 января 1943 года был арестован протоиерей Михаил Рождественский. Благодаря прорыву блокады смертная казнь была заменена десятью годами лагерей.

Вера Православная в городе смерти, в который превратился блокадный Ленинград, спасала православных жителей от отчаяния и утраты человеческого облика. Ужасы голода, вражеского нашествия, физической гибели не могли сломить тех, кто знал о вечной жизни.

12 февраля 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
Новый комментарий от Бузина Олесь
05.11.2024 15:17
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.11.2024 14:30
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
05.11.2024 14:24
Для Поклонской Православие и патриотизм были некой игрой
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
05.11.2024 13:57
Никогда такого не было, и вот опять
Новый комментарий от Александр Уфаев
05.11.2024 13:29
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Калужанин
05.11.2024 12:06