Спас под березами

Религия 
0
311
Время на чтение 4 минуты
Леонид Данилович, приступая к работе, Вы ведь сознавали, что фильм с трудом пробьет дорогу на экран, к тому же многие из православных телевизор попросту не смотрят, считая его источником зла. Или художник и не должен задумываться об этом: "Делай, что должно и пусть будет, что будет"?

Л.Д. Эйдлин: Как раз потому мы и решились на этот труд, чтобы люди смотрели житейские истории, а не сериалы про братков. Да, два года ни один канал не брал наш фильм, в свое время Киселев на ТВ-6 в ответ на наше предложение сказал: "Нам этого не надо", хотя его редакторы и социологи, нужно отдать им должное, собрали положительные отзывы людей. Да и еще на стадии съемок мы обращались за поддержкой к Лужкову, но нам ответили, что культурная программа Правительства Москвы сформирована на много лет вперед. Фильм долго не запускался и я, конечно, волновался. Но в феврале 2002 года сценарий получил благословение Святейшего Патриарха. И жена мне не раз говорила в утешение: "Все будет хорошо, вот увидишь". И действительно, мы долго готовились, но сняли на удивление быстро. И во время трудной этой работы все же чувствовалась большая молитвенная поддержка.

Кто стал продюсером фильма?

Л. Э.Студия "2В" взяла кредит в банке и оплатила съемки. Они верили, что это нужно людям и будет востребовано. В результате Второй канал купил фильм и не пожалел об этом.

Леонид Данилович, к сожалению, премьера состоялась не в очень удобное время - 18 часов, без анонса, немногие ее увидели с самого начала, давайте обозначим тему киноромана...

Л.Э. Да, фильм должен был выйти на экраны в мае, но его поставили вместо другой премьеры на неудобное время. Знаю, что он будет повторяться. Речь идет о жизни возрождающегося прихода обычного городского храма. 12 новелл с теми же героями, а в центре событий - настоятель о. Георгий, которого и сыграл Ю.В. Беляев. Если не ошибаюсь, это первый положительный образ священника в истории советско-российского кино и ТВ. Жизнь семьи священника, судьба писателя-прихожанина, конфликт, который разыгрался на клиросе... Пересказывать - дело неблагодарное, думаю, повтор соберет большее число зрителей.

Как Вы обратились к этой теме?

Л.Э. Увидел литературный материал, заявку темы, поддержал ее автора, Никиту Ивановича Воронова. Он человек воцерковленный и я во всем ему доверялся, просто шел за ним. И актерский ансамбль, если вы заметили, у нас великолепный. Кто-то из моих знакомых сказал после просмотра, что и не знал о том, как много у нас хороших актеров. Они есть, но что им играть в той серости и чернухе, что заполонила телевидение? А у нас снялись замечательнейший Евгений Валерьянович Самойлов в свои 92 года, Г. Тараторкин, В. Золотухин, Н. Маркина и И. Муравьева, тоже люди верующие, И. Розанова, А. Белый - трудно всех перечислить, ну и, конечно, Юрий Беляев!

С выбором актера на роль отца Георгия Вы не ошиблись, но, если не секрет, что определило Ваш выбор?

Л.Э. Я его впервые увидел в картине В. Аристова "Порох" и был впечатлен. Позже он замечательно сыграл в моей картине "Эта женщина в окне". И у меня не было сомнений, кто будет играть священника. Точное "попадание" и актерское, и человеческое, что тут немаловажно. Когда я ему прислал заявку, первое, что он сказал: "Если нужно идти бороться за фильм, я готов".

Ю.Б. Этой истории уже три года, у меня был трудный период вынужденного отлучения от профессии по болезни. Было много времени для переосмысления жизни. И звонок Леонида Даниловича я воспринял как промысел Божий. На этой картине я хотел быть кем угодно: шофером, рабочим...Потому что понимал, что это материал с нравственной точки зрения экологически чистый. Охраняющий в человеке его внутренний мир, веру - все, что мы считаем опорой личности. Поэтому я предполагал, что любое мое участие в этом фильме будет мне на пользу. Но когда речь зашла о роли священника, я попытался отказаться, понимая, что не являясь канонически верующим. не имею на это права: уж слишком велика разница между мной, грешным, и священником.

Что вы имеете ввиду под словами "канонически верующий"?

Ю.Б. Ну я не так часто бываю у причастия, как надо бы, молюсь ежедневно, но дома, как умею. Есть любимые молитвы и святые, словом, как, наверно, большинство. Но содействовать этому фильму мне очень хотелось, я даже попытался самостоятельно искать продюсеров, правда, неудачно.

Юрий Викторович, знаю Вас как замечательного характерного актера, но образ необычный, как Вы и сами сказали, что же помогало в работе над ним? Ведь личного переживания не было, опирались на интуицию, с кем-то консультировались?

Ю.Б. В любом случае у меня есть извиняющее обстоятельство: этот персонаж пришел ко мне тогда, когда он мне был нужен. Я до сих пор с удивлением отношусь к сделанному и все же благодарен режиссеру, что он настоял на своем выборе. Правда, не мог без волнения смотреть на себя в сцене, где я в алтаре. Не могу избавиться от ощущения, что взял на себя грех, что не имею право туда входить.

Почему же, благочестивые миряне-мужчины могут входить, младенца воцерковляют в алтаре...

Ю.Б. Но я видел, что, действуя от лица персонажа, все же не справлялся с этим. Хотя мне позвонила одна знакомая и сказала, что ей трудно преодолеть себя и пойти в церковь, не боясь встретить непонимание или хуже того. А вот к такому священнику она бы пошла с полным доверием. Я не любитель комплиментов, но это мне было дорого и приятно. Ну а поводыря в роли у меня не было, разве что всем нам очень помогал о.Сергий, настоятель церкви св. Симеона Столпника на Поварской.

Л.Э. К сказанному Юрием Викторовичем добавлю, что вот это ощущение недостаточности себя для роли было знакомо очень многим исполнителям, хотя они, повторюсь, замечательные актеры. Но предъявляли себе такой счет.

Оттого и все ваши герои получились не ходульными, они живые, со своими горстями, слабостями и их преодолением, это разрушает дурной стереотип о том, что православные - люди унылые, ограниченные. Вам удалось преодолеть это представление.

Л.Э. Слава Богу, но добавлю еще, что все удачи картины - не наши. Наши только недостатки. А духовным вдохновителем я считаю моего большого друга, ныне покойного архиепископа Саратовского Пимена. Долгие часы бесед с этим удивительнейшим, образованнейшим архипастырем, видно, не прошли бесследно для меня и для фильма. И если он поможет хоть кому-то впервые переступить порог храма, мы будем считать свою задачу выполненной.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30