- Сначала определимся с терминологией. Что такое тоталитарная секта?
- Это авторитарная организация, главный смысл существования которой - власть и деньги для руководства. А оно в погоне за этой целью прикрывается различными масками - религии, психологии, культурологии, педагогики, политики. Секта распознается по ряду свойств: обман при вербовке, контроль сознания адептов, регламентация всех аспектов их жизни, обожествление лидера.
- В чем особенность второй волны популярности сект?
- В 90-х годах шло накопление людей, завоевание российского рынка. Потом секты вычерпали до дна те сегменты общества, на которые делали ставку. То есть, скажем, "Свидетели Иеговы" работали с людьми пенсионного и предпенсионного возраста, "Церковь Христа" - с учащимися технических вузов, муниты - с идеалистически настроенными студентами-гуманитариями. В какой-то момент рост числа адептов прекратился. Теперь у них задача - закрепиться в обществе. Обзавестись недвижимостью, создать положительный имидж. Через судебные иски приучить журналистов к тому, что не стоит их критиковать.
- А новые секты?
- Распространенный случай: честолюбивый человек побыл в секте, понял механизм ее работы, понял, что выше определенного уровня ему не подняться, и стал раскручивать свою секту. Поэтому, кстати, появляются клоны. Вариации на тему.
Отдельная песня - психокульты. Секты, организованные в виде психологических курсов или семинаров. Перспективное направление для предприимчивых людей, нацелившихся на обирание "лохов". Еще существуют коммерческие культы - многочисленные сетевые пирамиды. Во всем сетевом маркетинге много признаков сектантства, а ряд сетевых компаний являют собой полностью сформировавшиеся секты.
- Но ведь маркетинг никак не связан с религией.
- А кто вам сказал, что секта обязательно должна быть с ней связана?! Вот "Гербалайф". Контролирование сознания есть? Есть. Обожествление лидера организации есть? Марка Хьюза сверхчеловеком называют… Обман при вербовке. Фанатичная вера в волшебные свойства "Продукта". Все признаки налицо.
- Тогда чем секта отличается, скажем, от скаутской организации?
- Надо смотреть, насколько контролируется сознание. До какой степени организация вторгается в жизнь человека. Это как радиация. Она есть всюду, в Москве и в Чернобыле. Но все-таки вы предпочитаете жить в Москве.
- Получается, что определение секты очень субъективно. Кому-то кажется, что настолько посвящать жизнь чему-то нельзя. А кто-то скажет: "Все нормально".
- Нет. В секте всегда есть обман при вербовке. Человек стремится заслужить право быть принятым в скауты. А тут задача другая - затащить человека в организацию прежде, чем он что-то про нее узнает. Тебя приглашают в теплую молодежную компанию, а оказываешься у мунитов.
- Почему люди идут в секты?
- В секту никто не идет! В секту приводят.
- Хорошо. Почему человек соглашается на то, чтобы его привели?
Темная Россия всегда была благодатной почвой для оболванивания разного рода проходимцами
- Во-первых, людей обманывают. Во-вторых, как правило, в секту попадают те, кто испытывает стрессовое состояние. При стрессе вам легче что-либо внушить. А когда вы уже в секте - это состояние в вас искусственно поддерживается. Иной раз, чтобы вытащить человека из секты, достаточно сделать так, чтобы он отоспался, отъелся и на несколько дней просто остался один… Хотя, как правило, люди не остаются в сектах на всю жизнь. Потому что когда вы отдаете секте все, что имеете - здоровье, деньги, силы - сразу становитесь ненужным. Вас выбрасывают на улицу.
- Каких людей легче всего затащить в секту?
- Студентов первого-третьего курсов. Они испытывают возрастной стресс, переход от детской к взрослой жизни. Плюс первые разочарования, поиск смысла жизни… Вторая группа - люди предпенсионного и пенсионного возраста. Человек чувствует себя невостребованным, одиноким. Появляется свободное время. Человек задумывается о вечном.
- К какому типу сект относится "Исход"?
- Это оккультно-теософская секта. В ее идеологии смешаны теософия Блаватской, идеи Церкви универсального будущего и секты "Радастея". На последнюю она особенно похожа. "Радастею" создала Евдокия Марченко из Миасса, астрофизик по образованию. Последние четыре года у нее скачок популярности - Евдокия ездит по всей России. Называет себя Межпланетным Оператором… "Исход" и "Радастея" - почти клоны. И там и там во главе стоят женщины с графоманскими наклонностями. У меня, кстати, есть гипотеза, что самые догадливые графоманы основывают секты и выдают свои тексты за сакральные. Иначе их никто читать не будет. На то, что пишет Марченко, без слез смотреть невозможно.
- А почему "Исход" поет песни на старые мотивы? Это что - советское подсознание дает себя знать?
- Всегда легче переходить на знакомую мелодию, чем придумывать новую. Муниты и радастейцы поют советские песни. В секте Порфирия Иванова слова их гимна положены на "Марсельезу". Через музыку людей приводят в измененное состояние сознания. В это время в кровь человека выбрасываются эндоморфины, человек получает свою дозу кайфа. Привыкает. Получается та же химическая зависимость, что и у наркоманов. Роль наркотика играет слово, которым лидер воздействует на адепта. То, что в "Исходе" медитация проходила лениво - ничего не значит. Если человека достаточно натренировать, то хватит нескольких слов, чтобы он входил в состояние транса. Невнушаемых людей нет.
- Какие секты, кроме "Исхода", можно назвать сектами второй волны?
- Ту же "Радастею", "Страну Анура". Секту Мирзакарима Норбекова, самозванного академика всевозможных академий, который позаимствовал одни идеи у неопятидесятников, а другие - в оккультном движении "Нью Эйдж". Более мелких сект - тысячи.
- Глядя на Норбекова, понимаешь, что религию можно построить на чем угодно. Была бы фантазия.
- Конечно. Некую философскую систему можно построить хоть на вот этой лампочке. "О великий прозрачный объект, который дает нам свет! Включается в темное время суток!" Или на вашем супе... Да на чем угодно можно построить. Спрос-то есть.
История вопроса
В России сектанты как массовое явление были обнаружены в середине XVIII века. По переписи 1897 года, старообрядцев различных толков и религиозных сектантов в России было показано всего 2 135 738 человек обоего пола. К сектам относили различные ответвления раскола, хлыстов, скопцов, духоборов, молокан; религиозные сообщества западного происхождения: баптистов, евангелистов, пятидесятников, меннонитов, а также организации новейшей формации, отколовшиеся по политическим причинам от православной церкви, или сообщества чисто местного характера.
Меннониты
Последователи одного из течений в протестантизме, основанного в 30-х годах XVI века в Нидерландах Менно Симонсом. Хотя меннониты признают основные протестантские принципы, у них есть несколько отличий - сознательное крещение, запрет браков с инаковерующими, отказ от воинской службы и др. Появились в России в 1789 году в среде немецких колонистов.
Хлысты
Старейшая секта, отколовшаяся от старообрядчества, - хлысты. Они именуют себя Божьими людьми и верят, что Христос может воплощаться в отдельных людей - "христов". Хлысты отвергают брак, но в своих экстатических танцах нередко доходят до оргий. Внебрачные дети именуются среди них христосиками.
Скопцы
Скопцы являются разновидностью хлыстовщины. При Екатерине II произошел раскол в секте хлыстов, причиной которого стал вопрос о плотском грехе. По мнению скопцов, спасти душу можно лишь борьбой с плотью путем оскопления.
Духоборы и молокане
Секты духоборов и молокан, именующих себя "духовными христианами", появились во второй половине XVIII века не без влияния протестантизма. Духоборы и молокане отрицают церковную иерархию, таинства и всю православную обрядность. Духоборы не признают за Библией значения высшего авторитета.
Молчальники и прочие "антисоветчики"
В 30-е годы XX века существовали секты молчальников, которые молчали, чтобы не иметь никаких отношений с советской властью и теми, кто ее принимает. Была секта людей, которые не знают числа, они отказывались от всякой планификации и использования цифр. Члены секты чернохристовцев не прикасались ни к советским газетам, ни к государственным деньгам.
Имя им Легион
На сегодня в России живет и процветает 80 крупных и несчетные тысячи мелких сект. Количество их адептов по приблизительным подсчетам составляет 700-800 тысяч человек.
В самое крупное - неопятидесятническое - движение входит множество сект ("Живая вера", "Живая вода", церковь "Ковчег" и другие). Число неопятидесятников приближается к 250 тысячам человек.
Второе место занимают "Свидетели Иеговы", самая активная секта. На территории России эта секта действует со времен Второй мировой войны. "Свидетели Иеговы" строят дома, издают толстые и красивые книги, дружат с властями. Их около 140 тысяч человек.
Третье место делят между собой мормоны, кришнаиты и сайентологи. Численность каждой секты колеблется в пределах 50 тысяч человек.