Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Великий Пост: жительство ангелов и спасение человеков

В.  Покровский, Национальная Информационная Группа

Великий пост / 24.02.2004

23 февраля в День Защитника Отечества начинается Великий Пост. В Постной Триоди - главной великопостной богослужебной книге - читаем: "Прииде пост: мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков". К сожалению, для современного человека пост - это лишь продолжительная, причем не слишком обязательная, диета. А ведь пищевое воздержание - лишь один из аспектов истинного поста, причем далеко не центральный. В вышеприведенной богослужебной формуле, между прочим, о питании вообще нет ни слова. Что же такое Пост на самом деле? В чем его богословский смысл?...



В разговоре с одним из своих тайных учеников Никодимом Спаситель определяет смысл и цель подлинной духовной жизни, как "второе рождение". Никодим попробовал представить, как он, солидный мужчина с окладистой бородой, сможет поместиться в материнской утробе... И не смог. Спаситель, конечно же, имел в виду другое.

Обыкновенный (или, как его называет апостол Павел, - "ветхий") человек со всеми его привычками и предрассудками - это то, с чем, по мысли Христа, необходимо расстаться. "Ветхие мехи", содержащие прокисшее вино Ветхого же Завета, не подлежат починке - их место на свалке. Новый человек не может возникнуть в человеке Ветхом эволюционно. В 12 главе Евангелия от Иоанна читаем: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем (то есть ненавидящий себя в нынешнем, ветхом качестве) сохранит ее в жизнь вечную"... Светлое Христово Воскресенье, Пасха - есть рождение нового человека. Предшествующие этому событию сорок дней - посвящены, таким образом, умерщвлению человека ветхого.

В древности крестили преимущественно на Пасху. За время Великого Поста оглашенный (готовящийся к крещению человек) должен был навсегда расстаться с собою прежним, в каком-то смысле добровольно себя умертвить. Из крещенской купели должен был выйти истинный воин войска Христова, новый человек, святой (в древности слова: "христианин" и "святой" были синонимами). Поэтому крестились, преимущественно, зрелые люди, сознающие величие и беспрецедентность совершаемого над ними Таинства. Люди, готовые "недрогнувшей рукой" совершить "самоубийство" ради жизни вечной...

То, что современные христиане (то есть, мы с вами) бесконечно далеки от стандартов, принятых христианами древности, - можно заметить "невооруженным глазом". Для крещаемого это Таинство давно перестало быть подлинным рождением в новую жизнь, да и совершается оно когда угодно, только не на Пасху... Таким образом, Великий пост для нас - это еще один шанс пережить то, что не было нами пережито при крещении, шанс "убить" себя ветхого, чтобы заново родиться на Пасху.

В полной мере использовать этот шанс для современного человека почти невозможно - ветхий человек живуч. Проходит год - и следующий Великий Пост великодушно предоставляет нам очередную бесценную возможность "духовного суицида". И так всю жизнь...

Однако и великопостная традиция пищевого воздержания тоже имеет глубокий смысл. Священное Писание содержит массу примеров: Моисей, Илья, Иоанн Предтеча. Самый для нас важный пример, конечно, сорокадневный пост Спасителя в пустыне. Сорок (а без воскресений - 36) дней - это примерно десятая часть года. Таким образом, сорокадневный пост оказывается своеобразной церковной десятиной - "долей Бога" в нашем календарном году...

Вообще, в пищевом воздержании, как таковом, нет ничего специфически христианского. Все религиозные традиции используют пост как "инструмент" самосовершенствования. Однако подлинная христианская традиция видит в пищевом самоограничении нечто большее. Поэтому, несмотря на внешнее сходство, христианский пост принципиально отличается от поста мусульманина или буддиста...

Адам вкусил запретный плод (нарушил пост, наложенный на него Богом) в результате чего род человеческий оказался вне пределов Эдема. Возникает вопрос: а зачем, собственно, Бог этот пост на Адама наложил? Ни одна традиция, кроме полноценной христианской, не даст на этот вопрос удовлетворительного ответа. Лишь христианин, знающий, что одним из существенных качеств Бога является стремление к самоумалению (по-гречески "кеносис"), может понять, в чем тут дело.

Человек был сотворен по образу и подобию Божьему. Величие и всемогущество Божие отразилось в превосходстве Богоподобного первочеловека над всем сотворенным миром. Именно тогда, а не сейчас человек был царем природы, сейчас он - скорее ее мучитель... Заповедь о плоде Древа познания была попыткой поднять человека на следующую ступень Богоподобия. Человек должен был, подобно Богу, поступиться какой-то частью своего могущества. Для начала хотя бы не есть что-то такое, что хочется съесть... Адаму это оказалось не под силу.

Таким образом, пост - кроме всего прочего, "переэкзаменовка". Раз в году потомки Адама получают возможность пересдать проваленный Адамом "экзамен на Богоподобие". Причем, самое трудно в этом экзамене не само воздержание от некоторых видов пищи, а необходимость делать это тихо, незаметно, не ставя себе пост в заслугу. Если это условие не соблюдается, лучше не поститься вовсе.

22 февраля 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме