Почему такой шум вокруг куска ткани? Почему вопросом о том, можно ли девочкам-мусульманкам носить на занятиях в школе "хиджаб", или головной платок, стал предметом обсуждения Национального Собрания Франции?
Почему в Германии не утихают споры вокруг "хиджаба"? Почему лично вмешаться в эти дискуссии сочли необходимым Президент Франции Жак Ширак и Президент Германии Иоханнес Рау? Но, пожалуй, короче и точнее всех сформулировал суть спора Президент Германского Бундестага Вольфганг Тирзе: "Основной вопрос звучит так: головной платок - это только религиозный символ или это, одновременно, политический и культурный символ? Я считаю, что да. Христианский крест давно не является символом дискриминации, эти времена прошли. А головной платок, и это подтверждают многие мусульманки, является символом дискриминации женщины. Вот в этом и заключается разница между крестом и головным платком."
Франция: всЈ дело в пяти миллионах мусульман
Доля мусульманского населения во Франции постоянно растЈт. Поэтому многие французы всерьЈз озабочены угрозой возникновения параллельных культур, параллельных обществ в стране. Эти страхи подогреваются проблемами интеграции мусульманского населения, усилением фундаменталистских тенденций, угрозой терроризма на религиозной почве. Но официально и вполне политкорретно сторонники запрета хиджаба в школах аргументируют так: Франция - светская республика. Государство гарантирует свободу вероисповедания. Но конфессиональная принадлежность - это личное дело каждого гражданина. Церковь отделена от государства. В государственных школах во Франции нет такого предмета, как закон Божий или религиозное воспитание. Поэтому в школах - не место религиозной символике. Кстати, чтобы подчеркнуть нейтралитет государства в религиозных вопросах, запрет распространяется не только на мусульманские головные платки, но и на иудейские кипы, сикхские тюрбаны и слишком демонстративные символы христианства, например, слишком большие кресты. Что "слишком демонстративно", а что нет, должно решить власти до следующего учебного года.
В Германии новыми правилами будут задеты не школьники, а только учителя и другие госслужащие
Поскольку Германия - федеративная республика, то решения должны принимать правительства отдельных федеральных земель. В некоторых землях религиозное воспитание, в том числе и изучение Корана, включено как факультативный предмет в школьные программы. Соответственно, и акценты в спорах несколько смещены. Немецкие сторонники запрета "хиджаба" для учительниц в школах указывают на принцип нейтральности государственных чиновников и служащих и верности Основному закону страны. А Конституция Германии гарантирует не только свободу вероисповедания, но и равенство полов. Как в демократическом государстве найти компромисс между этими основополагающими правами человека? Представители исламского духовенства дают противоречивые ответы. Но и сами женщины-мусульманки в Германии делают для себя различные практические выводы. Например, учительница Ферешта Лудин дошла до Конституционного суда Германии, отстаивая своЈ право вести занятия в школе в головном платке. Окончательного решения суда пока нет. А вот турчанка Миневвер Козе-Янар категорически против "хиджаба": "Сторонники "хиджаба" ссылаются на свободу личности. Но это - для наивных. Здесь демократией злоупотребляют, чтобы оправдать систему подавления женщин."
По мнению эксперта фракции СДПГ в бундестаге по исламу Лале Акгюн, дети мигрантов ищут себя, своЈ место в обществе: "Я сама часто сталкивалась с тем, что девочки из мусульманских семей сегодня приходят в школу в "хиджабе", завтра - в мини-юбке, послезавтра - в "хиджабе" и джинсах в обтяжку. Ну и пусть себе экспериментируют".
10 февраля 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна