Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О недостатке святости при избытке магнитофонов

Радонеж

11.02.2004

Открывая ХII Рождественские чтения, Патриарх напомнил о подвиге новомучеников и исповедников российских, о том, что сегодня, когда мы наблюдаем нравственное оскудение, необычайно важно живое свидетельство об Истине, о том, что на Руси жития святых всегда были излюбленным чтением, и нам также не стоит пренебрегать мудрым достоянием предков, создавших великую страну и великую культуру. "Нужно, чтобы представления о святости воистину назидали людей, особенно детей и юношество. Нам надобно предлагать им реальные примеры нравственного совершенства, достигнутого в борьбе с грехом", сказал Предстоятель Русской Церкви.

Против сказанного им, кажется, и возразить нечего. Так телевидение и не стало возражать - оно просто умолчало о чтениях и том, что там говорил Патриарх. И культурная элита тоже не стала возражать - она просто присудила престижную премию сериалу о нравственных исканиях молодых российских бандитов. Видимо, чтобы предложить детям и юношеству реальные примеры. Так сказать, чисто конкретные.

Зато российские СМИ, у которых нравственные искания прекратились окончательно, наговорили очень много всего интересного. Вот минобразования, которое выразило намерение все-таки знакомить российских школьников с основами православной культуры. Ату его! "Министр Филиппов вынес святых за рамки школьной программы" (это "Коммерсант" - о факультативном преподавании православной культуры), "Вопрос "кто виноват?" чужд православному. Проясняется цель церковно-министерских инициатив": цель, оказывается, - "взращивание послушного электората" ("Новая газета"). А бывший протоиерей Ардов (в "Новых известиях") договорился до "православной принудиловки", ссылаясь при этом на "собственный плачевный жизненный опыт" (и ведь действительно, плачевный): "школьная программа по литературе внушила мне полнейшее отвращение к поэзии Маяковского". Можно предположить, что воистину плачевный уход Ардова из Церкви был вызван не изучением истории Церкви, ввиду отсутствия оного предмета в советской школе, а, наверное, обязательным школьным курсом арифметики или химии. Вот ведь как опасна принудиловка. Так и закроем тогда школы. Будем искать примеров нравственного совершенства в поэзии самоубийц и мемуарах расколоучителей.

Но чемпионом как всегда оказался интернет-портал Кредо, опубликовавший стенограмму передачи Радио "Свобода" под заголовком "Представители традиционных религиозных конфессий в России заявляют, что не приветствуют идею ввести в средних школах предмет "Основы православной культуры"". Интересно - накануне в новостях появились сообщения о том, что Межрелигиозный совет России (в который именно и входят "представители традиционных религиозных конфессий") высказался за введение в школах преподавания основ православной культуры. Вот странность! Так все-таки "за" или "не приветствуют"? При внимательном рассмотрении обнаруживается, что в так лихо озаглавленной передаче "Свободы" участвовали корреспондент все той же "Свободы" Лиля Пальвелева и редактор "НГ-Религий" Марк Смирнов. Вот они именно и не приветствуют, а представители конфессий, не участвующие в передаче, как явствует из приведенной нарезки их высказываний, заявляют: "мы, работая в Межрелигиозном совете, выступаем как единомышленники" (Р. Гайнутдин), "эта тема никогда не разделяла. Каждый понимает, что закон дает возможность факультативного преподавания основ вер" (митрополит Кирилл). Выходит, что интернет-портал рассматривает в качестве традиционной конфессии представителей "третьей беды" России - "аналитиков" и "экспертов" СМИ, а про остальные конфессии попросту наврали. При этом главное, что беспокоит "бедовых экспертов" - в нашей стране очень много атеистов, и вот именно их права могут быть нарушены введением изучения православной культуры.

То есть, совершенно жуткая картина представляется. Родитель-атеист своими руками ведет любимое чадо в общеобразовательную школу, где в классе вместо лукаво улыбающегося дедушки Ленина (а мог бы ведь и ножичком...) висит ненавистная икона (пока еще недорубленная прогрессивным художником), из соседнего храма доносится вызывающий корчи колокольный звон (эх, не все колокола с колоколен поскидывали!) и церковное пение. Просто какой-то духовный Освенцим, да и только! При этом здесь же, в соседнем абзаце, "аналитик" может доверительно предупреждать, что от обучения православной культуре может произойти утрата веры. Вот, мол, в дореволюционной России всех детей закону Божию учили, а сколько из тех детей атеистов выросло? Так вам же того и надо? Вашего же брата безбожника от этого и прибавится? Хотя бы перечитывали, что ли, что наплетут...

Впрочем, что же искать порядка в аду безбожного сознания... Лучше прислушаемся к призыву Патриарха и обратимся к изучению духовного опыта новомучеников. Но, оказывается, и тут, в сфере, можно сказать, квинтэссенции православной культуры есть свои проблемы. "Церковный вестник" к открытию Рождественских чтений опубликовал, под заголовком "Можно ли спешить с канонизацией", интервью с секретарем синодальной комиссии по канонизации. Интервью продолжает тему "военно-полевой святости", столь остроумно затронутую полтора года назад "НГ-религиями". В редакционном предисловии говорится, что "в последнее время широкое распространение получили брошюры о Евгении Родионове, погибшем в Чечне в 1996 году, и даже его иконы, которые можно встретить не только в домах верующих, но и в некоторых храмах". Подзаголовок интервью: "Синодальная комиссия не нашла оснований для прославления в лике святых солдата Евгения Родионова".

Итак: был солдат Евгений Родионов, который попал в плен к боевикам в Чечне, отказался принять ислам и был убит. Теперь, сообщает секреталь синодальной комиссии о. Максим Максимов, какие-то люди приезжают на могилу Евгения, сами служат панихиды и в соседний храм к священнику не обращаются. "Что, кроме сектантства, можно в этом увидеть?", - вопрошает о. секретарь. Да кто ж его знает, что можно увидеть в служении панихид? Разное, наверное... В зависимости от состояния души. На все тех же Рождественских чтениях, например, отмечалось, что почитание новомучеников в России начиналось во многих случаях сразу же после их мученической кончины - служились панихиды, в которых, как тогда, так и сегодня, видится не сектантство, а благоговейное почитание христианского подвига.

Так то ж новомученики, отвечает о. секретарь. А теперь время новомучеников прошло (в смысле, постановили так): "Когда Евгения Родионова причисляют к новомученикам и исповедникам российским, происходит очевидный подлог. Современная история России - это совершенной иной период". Какой иной? Безбожия, что ли, меньше стало? Да ведь и то надо учесть, что иной очень православный грек может и о. секретаря в сектантстве обвинить - у греков ведь новомучениками называют подвижников, приявших венцы в эпоху турецкого гнета (за отказ принять ислам, заметим кстати). Какие, скажет такой ревнитель канцелярско-календарного подхода к святости, какие-такие новомученики в XX веке, это что за подлог? Эпоха новомучеников, мол, прошла еще два столетия назад.

А еще припоминается одно интервью, данное как раз во времена новомучеников. Там объяснялось, что вообще никаких новомучеников нет, а есть лишь лица, совершившие политические преступления перед советской властью. А потом семьдесят лет от "сергианства" отмывались...

Но в самом деле было ли мученичество? Свидетелей нет, ничего неизвестно точно. Вот если бы акт от прокуратора, да девять тысяч обратившихся в христианство легионеров... А тут всего только свидетельство матери убитого. И вот авторитетная комиссия, под магнитофон, опрашивает мать, потерявшую единственного сына, и выясняет, что доверять ей нельзя - нецерковная она, в храм рядом с домом не ходит (просто искушение какое-то с этим соседним храмом - вообще что ли туда никто не ходит?). И про отказ принять ислам точно не знает - полевой командир, который что-то мог рассказать о кончине Евгения, ничего определенного не сказал, а теперь и не скажет. Поэтому не было и факта мученичества. А вот в помянутой остроумной публикации в НГ отмечалось, что бандит Хайхороев, в присутствии представителей ОБСЕ вроде бы говорил, что предлагали принять ислам. "Снял бы крест - был бы жив". Так ведь не снял. Ведь был верен до смерти. "Канонизация", очень точно говорит о. Максим, - "это призыв Церкви обратить очи сердца к тому, кто верил во Христа и до конца сохранил эту веру".

А он, может, и не верил - отметаются все вопросы. "Нет никаких сведений о том, что Евгений или кто-либо из погибших вместе с ним воинов вел сознательную церковную жизнь" - это выяснили из беседы под магнитофон. А решение не снимать крест - не "сведение"? Выбор между жизнью без Христа и смертью за Христа - это не "сведение"? И что вообще тогда "сведение"? Только справка из НКВД? Так зачем тогда комиссии - можно одним НКВД и обойтись.

Опять же, не припоминается как-то, чтобы, например, госпожу Аглаиду, у которой служил мученик Вонифатий, под магнитофон допрашивали о том, вел ли Вонифатий сознательную христианскую жизнь (наверное, не нашли магнитофона...), или чтобы подробно выяснялось, все ли сорок мучеников севастийских были девственниками. Не предлагается в житии преп. Феодора Сикеота обращать очи сердца к важнейшему каноническому вопросу - состояла ли мать преподобного в законном браке. Потому что их действительно не к этому надо обращать. В общем, что много говорить - очень своевременная публикация. Как раз для недели о мытаре (и еще кто-то там второй упоминается).

Но самую гениальную находку в борьбе с "военно-полевой святостью" приберегли под конец. "В заключение подчеркну: Православная Церковь никогда не причисляла к лику святых тех, кто был убит на войне". Ой. Лучше бы не подчеркивать. Лучше просто почитать жития - житие св. мученика Меркурия Смоленского, например. По слову Пресвятой Девы, защищая город и храм, он вышел на бой с неприятельским войском, очень неполиткорректно сразил множество татарских воинов и пал на поле битвы, усеченный мечем. А Церковь причислила его к лику святых. Без всякого магнитофона.

А, может быть, и тут поторопились?

10 февраля 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме