Из омута греховности

Только исповедь, молитва и пост действительно помогают человеку освободиться от нравственных страданий

В древние времена в удаленной христианской обители жил некий монах. Он исполнял нелегкие послушания, жизнь вел строгую: даже ни с кем из братии в беседы не вступал, ходил по обители, опустив взор к земле. Никогда не ссорился с другими монахами... Однажды молодой инок, восхищенный изобилием духовных добродетелей подвижника, осмелился подойти к нему и спросить: "Авва, как ты достиг такой высокой духовной жизни? Ведь ты столь обращен к Богу, что даже с братьями не перемолвишься словом". Подвижник посмотрел на монаха и отрезал: "А о чем мне с ними, с псами, разговаривать?.."

Всем в той обители казалось, что перед ними святой человек, что он исполнен Божественной благодати, но в нем властвовало лишь одно - грех гордыни.

Мы справедливо называем грехом всякий дурной поступок. Но грех это и нечто большее, это понятие глубокое, сугубо церковное, а потому-то осознание человеком своего недостоинства и его преодоление возможно лишь в том случае, если он истинный христианин.

Грех - отступление от Бога, нарушение Господних заповедей и, по сути, утрата личностью ее высокого человеческого звания. При том грехом называют как общее состояние всего людского рода после грехопадения Адама, так и отдельные его проявления в жизни каждого из нас.

Но признать себя повинным еще недостаточно для того, чтобы изжить грех. Как бы мы внутренне не раскаивались в совершенных проступках, без помощи Церкви нам не удастся победить их последствия. Освобождение от греха происходит лишь при нашем участии в Таинстве исповеди и покаяния. Без этого христианин никогда не сможет почувствовать, что его согрешения прощены Богом. Если мы не будем приходить на исповедь, то совесть - этот звучащий в каждом человеке "глас Божий" - будет постоянно нас обличать.

Первая в жизни исповедь - если это действительно серьезная и подробная беседа между священником и кающимся - одно из самых глубоких духовных переживаний многих православных христиан. Как правило, во время такой исповеди человек рассказывает пастырю обо всем, что было совершено недоброго на протяжении жизни. Ведь мучительная память о том или ином грехе может преследовать нас в течение многих десятилетий. От подобных нравственных страданий и помогает исцелиться исповедь.

При первой встрече со священником кающемуся бывает очень трудно преодолеть ложный стыд. Ведь раскрыть всю свою "подноготную" перед совсем чужим, незнакомым человеком, пусть даже и батюшкой - непросто. Нелегко вдруг взять и все ему рассказать о неблаговидных поступках, совершенных тобой с детских лет и до сего дня. И все же сделать это необходимо.

Исповедь - труднейший, но необходимый шаг на пути к преодолению греха и победе над ним. Но для православного недостаточно задумываться о своих грехах, только приходя на исповедь. Ведь существует еще и такая опасность: можно часто бывать в храме, участвовать в церковных таинствах, и грешить при этом ничуть не меньше, чем прежде - до обращения в Православие. Многие из регулярно приходящих на исповедь замечают, что они от раза к разу повторяют священнику одно и то же, называют все те же, характерные для каждого из них, грехи. Человек оказывается в каком-то порочном круге: согрешил, покаялся, вышел из храма - и опять совершил такой же грех.

Если это с нами происходит, значит мы, хотя и осознаем наши грехи, но даже не пытаемся с ними бороться. А грех, тем временем, получает над нами все большую власть. Эта пассивность приводит к тому, что церковная исповедь превращается для нас в пустую, хотя и обязательную формальность. Такая исповедь нас уже не может изменить в лучшую сторону, не может преобразить.

Еще один надежный способ борьбы с грехом - молитва. Древние христианские подвижники и многие почти современные нам святые прославились тем, что творили "непрестанную" молитву: молились день напролет. Известны свидетельства, что даже во сне, даже под наркозом во время операции человек способен творить такую молитву. Тем самым мысли молящегося бывают все время обращены к Богу, и у него попросту не остается ни одной свободной минуты для того, чтобы подумать о чем-то греховном. Конечно же, подвиг непрестанной молитвы, как и любой христианский аскетический подвиг, под силу далеко не всем; он таит и немало подводных камней, опасностей - например, возможность возгордиться достигнутым. Но частая и усиленная молитва - надежное оружие в борьбе с искушениями для каждого.

Человек может совершить грех или по собственной вине - по причине нашего общего тяготения ко злу, или из-за внешней атаки темных бесовских сил: "прилога", "стрелы диавола". Как говорит Сам Господь, "сей род (то есть бесы) изгоняется только молитвою и постом" (Матф. 17.21). Значит еще одно доброе оружие в борьбе с грехом - пост. Постясь, мы показываем послушание Божественным установлениям и подражаем Христу, который после Своего Крещения постился 40 дней в пустыне. Кроме того, пост - покаяние за древний грех Адама; ведь вкушение им запретного плода в Эдемском саду было именно нарушением заповеди поста. Пост - это еще и жертва человека Богу: мы отказываемся от чего-то приятного, жертвуем этим в знак благодарности за все благодеяния, подаваемые нам Творцом.

...Так когда же наступит, наконец, эта долгожданная победа над грехом? Скорее всего, если мы только этого заслужим, вместе с нашей смертью и - в полноте - в конце земной истории, уже после нашего всеобщего воскресения из мертвых. Конечно же, в жизни, слава Богу, нам все еще встречаются святые: люди, победившие грех уже здесь, на земле. Но будем духовно трезвы и не станем относить себя к их числу.

Увы, в православные храмы сегодня приходит огромное число людей, искренне считающих, что у них нет никаких грехов. Не просто каких-то "серьезных", а вообще - никаких. И нередко от исповедального аналоя священника до молящихся доносится удивленный возглас батюшки: "Как это у тебя нет никаких грехов?!"

Считать себя святым несложно, можно даже казаться святым окружающим, как тот монах в древнем монастыре, презиравший всех иноков своей обители, - людям свойственно обманываться. Гораздо труднее взглянуть правде в глаза, признать все свои согрешения и мужественно взяться за их преодоление.
10 февраля 2004 г

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Петр Малков:
«Вера в Бога, надежда на Бога - всё исправят...»
Духовные советы отца Симеона
01.04.2019
Успение Пресвятой Богородицы
История и смысл праздника
27.08.2017
Праведный Иов: образ надежды через страдание
Беседа с богословом Петром Малковым
18.04.2016
Рождество Пресвятой Богородицы
Фрагмент статьи из «Православной энциклопедии»
19.09.2013
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы