Год назад в Центре им. А.Д. Сахарова открылась выставка, где около сорока художников из разных стран выразили свое отношение к религии. Известный соц-артист Александр Косолапов выставил псевдорекламный плакат с Христом, "кока-колой" и надписью (по- английски) "Сие есть кровь моя". Ирина Вальдрон показала ковер, где агнец Божий предстал клонированной овечкой. Василий Флоренский увил пенопластовые буквы "РПЦ" елочной гирляндой. Авдей Тер-Оганян снабдил изображение Богоматери словом "революция". И т.п.
Наверное, для правоверных христиан эти произведения неприятны. Но мы, согласно конституции, живем в свободной стране. Художники полагали, что у них есть право на высказывание. А высказаться хотелось, поскольку национал-консервативное православие в качестве новой официальной доктрины многих нервирует. Директор Центра Юрий Самодуров считал, что "тема выставки спорная, но может состояться открытая дискуссия". Наивный.
Спустя три дня после открытия в выставочный зал ворвалась группа молодых людей, разбили стекла, залили краской экспонаты, экспозицию разбросали, написали на стенах "Будьте вы прокляты!".
Было возбуждено уголовное дело по ст. 213 УК (хулиганство). Громилы обратились в Замоскворецкий суд с протестом, мол, их вела святая цель: "пресечь нарушение общественного порядка, связанное с разжиганием религиозной вражды". Их поддержали письмом несколько десятков деятелей культурного официоза с Никитой Михалковым и Вячеславом Клыковым во главе.
В августе прошлого года суд решил, что состава преступления в действиях погромщиков нет, и дело прекратил. Потерпевшие рассказывали, что погромщики привели к зданию суда тысячи полторы возбужденных верующих, среди которых выделялась группа агрессивных молодых людей военизированного вида.
Ободренные успехом, борцы за Русь святую пошли в атаку. Встречный иск выдвинут против администрации Центра им. Сахарова, кураторов выставки и художников. Предъявлено обвинение по ст. 282 УК ("возбуждение религиозной вражды"), а также "преступный сговор", что может потянуть лет на пять тюрьмы. Кураторы, граждане Армении А. Зулумян и Н. Золян, спешно уехали на родину. Дирекция сахаровского Центра опасается за его судьбу, а также за свою. Из авторов обвинение предъявлено только Анне Альчук - не то чтобы ее произведения язвительнее прочих, но она после погрома правозащитные петиции писала, подписи собирала...
Тоска, словом. Конечно, устроители выставки тоже хороши: вообразили, будто живут в цивилизованной стране. Отбились от рук за ельцинское десятилетие, не понимая, что государство было не правовым, а попросту слабым. А общество - не демократическим, а растерянным. В постсоветском кавардаке можно было кусаться, зверей по Тверской водить, Ельцина с Лобного места на бой вызывать...
Теперь все устаканивается, власти нужна официальная идеология, и власти самой пока неясно: то ли у нас европейская страна, то ли, напротив, Русь святая.
Но художники по обычному своему разгильдяйству серьезность момента просмотрели и очень удивились - сперва погрому (а что мы такого сделали?). Потом мракобесию заказанной судом экспертизы (это же "молот ведьм" какой-то!). Потом антиправовому решению суда (ну, кто бы мог подумать?). И уж совсем удивились тому, что на их защиту не бросились записные правдолюбцы.
Теперь уже не удивляются, твердят про политический заказ, про православные боевые организации, которые рыщут в поисках еретиков, про то, что у нас скоро будет как при аятолле Хомейни...
Будет, если не отделим мух от котлет и не назовем вещи своими именами. Православный клерикализм - проблема политическая, и решать ее надо политическими, а не художественными способами.
8 февраля 2004 г.