Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Шарики закружились

Никита  Алексеев, Иностранец

02.02.2004

О выставке "Осторожно, религия!" в Музее Сахарова и о последовавшем за ней скандале "i" писал неоднократно, и возвращаться к этой теме совершенно не хотелось. Однако события развиваются так, что деться некуда.
"НЕТ НИЧЕГО ГАЖЕ И ПЛЮГАВЕЕ РУССКОГО БЕЗБОЖИЯ И ПРАВОСЛАВИЯ"
Напомню вкратце. 14 января 2003 года в Музее Сахарова открылась выставка с названием "Осторожно, религия!". Получив пресс-релиз насчет нее, я понял, что она неинтересна: снова сборная выставка на некую тему. Тема, безусловно, была предложена важная и амбивалентная. С одной стороны, и это понятно всем вменяемым людям, к религии надо относиться бережно и с осторожностью. Это огромная ценность. С другой стороны, и это тоже понятно людям, хоть как-то помнящим школьные учебники истории и не совсем слепым к происходящему вокруг, любая религия является потенциальным источником опасности. В виде инквизиции, в виде кровавых расколов, в виде слипания власти и церкви, заканчивающегося всегда одинаково - человеческими трагедиями. Именно важность и амбивалентность темы меня воздержали от посещения выставки. С таким же успехом меня могли пригласить на мероприятие "Любовь и кровь", "Родина или жизнь" либо что-нибудь вроде "Мазай на Яузе".
Но 18 января выставку посетили православные граждане, алтарники и прихожане храма Св. Николая в Пыжах Люкшин М. А., Сергеев В. С., Кульберг А. С., Смахтин Н. В., Зякин А. В. и Гарбузов Г. Б. Совершив визит, эти доблестные витязи часть работ на выставке поломали, другие загадили надписями нитрокраской. Тут на выставку идти пришлось: стало отчетливо ясно, что мероприятие в Музее Сахарова, к великому несчастью, будет приобретать общекультурное и политическое значение, которого оно в нормальном обществе совершенно не заслуживало бы.
Посмотрев разгромленную выставку и реконструируя, словно археолог, ее содержание, я подтвердил свое предчувствие: плохо. С художественной точки зрения - выставка никуда не годная. Несколько по-настоящему хороших работ тонули среди изделий посредственных или вовсе никаких. О кураторском и экспозиционном мастерстве говорить совсем нечего.
Но тошнотворно худо мне стало, когда я перестал заниматься реконструкцией, а взглянул на плоды деятельности визитеров-алтарников. Во-первых, это вандализм (они ломали то, что сами не строили и что им не принадлежит); во-вторых, это откровенное хулиганство (как иначе назвать поведение людей, пришедших не к себе домой, начинающих колобродить, выражаться бранными словами и малевать повсюду из баллончиков? - из дома, полагаю, их выгнала бы жена или теща); в третьих - немыслимая глупость. Или кощунство. А глупость и кощунство - явления очень родственные.
Объясните мне, алтарники, почему на картине Александра Косолапова (реплика рекламного плаката "Кока-Колы", на которой изображен лик Христа, снабженный подписью по-английски "Пейте, это кровь моя") вы замалевали не надпись, а образ Спасителя? Испугались, что на вас подадут в суд представители транснациональной корпорации, опаивающей жителей и США, и Ирака, и Ирана, и России, и Тувалу, и Туркменистана? Косолапов, между прочим, кока-кольных адвокатов не боялся, на плакатах рисовал и фараона Хеопса, и Ленина, и выигрывал иски у транснациональных истцов.
В общем - мерзость. Выставка - плохая. Со вкусом, похожим на коричневую жидкость. Ее результат - еще хуже. Впрочем, каждый имеет право пить хоть собственную мочу - для полного оздоровления.
И вспомнились гениальные слова авторов Козьмы Пруткова, сказанные полтора века назад: "Нет ничего гаже и плюгавее русского безбожия и православия".
Почему, объясните мне, в нашей стране и атеизм, и религиозность с тупой настойчивостью норовят превратиться в монстров, похожих на персонажей "Мертвых душ" Гоголя?
Уточню, что среди участников выставки "Осторожно, религия!" было немало искренне верующих и воцерковленных христиан. Не мне их судить, - но и не всякому клирику тоже.
А также добавлю, что в РФ конституция пока еще не изменена и любая церковь отделена от государства. Соответственно, приверженность устоям православия не может считаться гарантией законопослушания гражданина республики, а атеизм - никак не отягчающее обстоятельство.
Что же касается гадости и плюгавости, то это прежде всего эстетические категории, к юриспруденции имеющие косвенное отношение.
ЗВОНИ, КОЛОКОЛ!
Но дальше - пошло-поехало. С осуждением и требованием возмездия устроителям и участникам выставки начали выступать такие знаменитые личности, как Никита Михалков и митрополит Кирилл. У них что, в России нет других бед?
Алтарникам предъявили обвинение в вандализме и хулиганстве. После недолгого разбирательства оправдали вчистую. В честь чего телекомпания "Русский дом" передала на 3-м канале в прайм-тайм сюжет, где священник и святоши в голубеньких газовых платочках роняли слезы и восхваляли визитеров, сравнивая их со Св. Александром Невским, Пересветом и Ослябей: эти люди спасли Русь от нечестивых басурман, дали отпор международному заговору и невинно пострадали. А прокуратуре и прочим силовым структурам за спасение агнцев от вражеского обстояния - спасибо с земным поклоном.
Началось дело против Музея Сахарова и участников выставки, устроенной там.
Посыпались письма от православных организаций и физических лиц. Музею и Центру Сахарова вменялось в вину то, что у них на стене висит "антирусский" плакат "Прекратить войну в Чечне!", то, что финансирует их знаемый враг России Борис Березовский, - и забился набат, в котором отчетливо зазвучали ксенофобские и антисемитские обертона. Благо среди участников выставки было несколько армян и евреев.
Прокуратура ЦАО Москвы возбудила дело теперь уже против этих гадов, участников и организаторов "Осторожно, религия!". Сперва - по статье о разжигании национальной и религиозной розни, а потом прокуратура статью утяжелила. Речь пошла о создании преступного сговора, целью которого было осуществление уголовного замысла, направленного на это самое разжигание. Собрались нелюди, сговорились и подбили других мерзавцев на подлое дело - и чуть Россию не подожгли! Странно, что не нашли гексаген в Музее Сахарова. Впрочем, все еще впереди. Его сотрудники ведь, возможно, Кремль, на манер Рейхстага, хотели спалить.
ОСОБО ВАЖНОЕ ДЕЛО
Прокурорская машина заработала. По юридическим правилам: понадобилась искусствоведческая экспертиза насчет деяний подозреваемых. Сперва ее сделали сотрудники Государственного центра современного искусства, люди компетентные и объективные. Эта экспертиза к делу приобщена не была: она как-то неуместно следовала идее, что православная церковность и индивидуальная художественная деятельность хотя и могут пересекаться, но этот контрапункт не имеет отношения к деятельности правоохранительных органов страны, считающей себя демократической.
За следующим мнением прокуратура обратилась к более проверенным кадрам: искусствоведам, этнографам, социологам, филологам и психологам Энеевой Н. Т., Козловой Ю. А., Бекеневой Н. Г., Цеханской К. В., Марковой Н. Е., Абраменковой В. В. с большим опытом экспертизы, варьирующимся от 39 до 5 лет. Они к делу подошли в высшей степени ответственно. Создали пухлый документ в 80 страниц, в начале которого, дабы продемонстрировать, что о мракобесии речи никак быть не может, многократно упоминаются не православные и не русские философы Алоиз Ригль, Вильгельм Воррингер, Юлиус фон Шлоссер и Фердинанд де Соссюр. Без суждений авторитетных православных специалистов, впрочем, тоже не обходится, но главное - дивный анализ, ведущий к подробному разбору каждой работы, фигурировавшей на "Осторожно, религия!", и объяснение, почему она является вредоносной и кощунственной.
Цитировать это сочинение, к сожалению, невозможно. Оно сверкает таким блеском озлобленности, академического слабоумия и почти поэтического неумения отличать мух от котлет, что читать его, если хочется, надо целиком.
Сделанное экспертами не осталось втуне. На основании их анализа следователь (дознаватель) по особо важным делам прокуратуры ЦАО г. Москвы юрист 2 класса Цветков Ю. А., рассмотрев материалы уголовного дела N 4616, вынес 25 декабря 2003 года постановление о привлечении в качестве обвиняемого Самодурова Ю. В., исполнительного директора международной общественной организации "Фонд Андрея Сахарова - Общественная комиссия по сохранению наследия академика Андрея Сахарова" и директора автономной некоммерческой организации культуры "Музей и общественный центр "Мир, прогресс и права человека" имени Андрея Сахарова", предъявив ему обвинение по п. "б" ч. 2 ст. 282 УК РФ.
Вместе с ним по той же статье и по обвинению в преступном сговоре привлекаются руководитель группы организации выставок Музея Сахарова Василовская Л. В. и художница и автор пресс-релиза выставки Михальчук А. А., а также граждане Армении Зулумян А. и Золян Н. Последние зачем-то скрылись из безграничных пределов России в родных горах, так что г-ну Цветкову их искать, видимо, придется при помощи Интерпола.
Художников, участников выставки пока в суд не тянут, но в прокуратуру тягают. Они - покуда безвинные жертвы кровожадных создателей преступного сговора, направленного на что? На поедание младенцев, разумеется. Но и до художников дело тоже дойти может. Срок дайте.
Смешно? Обхохочешься. Особенно потому, что этим страшным уголовникам, перед которыми трепещут веси и доли России, светит всего-то навсего лет пять обитания в чудесных оздоровительных учреждениях пенитенциарной системы РФ.
ЧЕЛОВЕК, ПОХОЖИЙ НА ПУТИНА
Но дальше еще смешнее. Прильнув к мудрости вышеперечисленных госпож-экспертисс, юрист 2 ранга Цветков Ю. А. создал свой шедевр, способный поставить в тупик любого искусствоведа, культуролога да и просто умеющего думать представителя рода homo sapiens. И здесь без цитат уже не обойтись.
Потому что вот вам что в России делать нельзя.
"Экспонат Флоренского В. П. "РПЦ", представляющий собой щит с прикрепленными к нему тремя буквами "Р", "П", "Ц", вырезанными из пенопласта и обвешанными гирляндами." Криминал в чем? Что из пенопласта, а не из слоновой кости и смарагдов? Или "РПЦ" не говори, а то - на нары? Или гирлянды преступны? Так в церквях на Пасху над алтарем вешают аббревиатуру "Х. В.", обвешанную лампочками. И ничего, прихожане истово молятся.
"Экспонат Мамышева В. Ю. "Осторожно, религия!", представляющий собой изображение человека, похожего на В. В. Путина, возлежащего в вальяжной позе на фоне Храма. На нем одета мантия в виде монашеской рясы с разбросанными по ней звездами "Роза ветров". Указательный палец левой руки человека поднят вверх, на месте пальца нарисован православный крест." В чем провинился Мамышев В. Ю.? В том, что человек похож на Путина? В том, что он вальяжно возлежит возле храма? Какого? Не Иерусалимского ли? А роза ветров - не Давидова ли звезда, случаем, так что не является ли сие обвинением Путина в сионизме или, хуже того, в масонстве? И почему крест на левой руке - знают же все, что президент часы носит на правой?
"Экспонат группы "Синий суп" под названием "В час беды", представляющий собой видеофильм группы из 18 эпизодов. Действие, совершаемое в данных эпизодах, имеет видимую многозначительность и полную бессодержательность: стук молотка, движения рук, нажимающих на кнопку звонка, кружения шариков." Вот же гады эти синие носы с их 18 эпизодами: эпизоды есть, а за что прихватить - неясно. Туфта и бессодержательность. Молоток стучит по мозгам, руки туда-сюда движутся, шарики кружатся, а я, бедный дознаватель, это давай по УК расследуй как особо важное дело... Но куда они, кощунники, звонят? Не по квартирам ли адовым?
Смешно? Как кому. Прокурорским, возможно, да - это не опасных бандитов сажать, там-то содержание такое может обнаружиться, что пускай бандит лучше ходит по улице.
Адвокатам тоже смешно. Говорят, что это дело - не колесо из "Мертвых душ". Даже до Бутырки не доедет, развалится на Басманной. Им очень хочется верить, но опыт не позволяет.
Нет, похоже, уже не до смеха. Потому что встает интересный вопрос: что можно рисовать, говорить, писать, а что - нет? Если, например, я эту статью снабжу фотографией Храма Христа Спасителя и подпишу ее "Фотография Храма Христа Спасителя, похожая на Храм Христа Спасителя", что истинная правда, не обвинят ли меня радетели православия и юрист второго ранга в разжигании розни и в совершенно неконституционном кощунстве?

27 января 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме