itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мадемуазель, откройте личико

Франция: дискуссия вокруг хиджаба перерастает в политический кризис.

Политика 
0
156
Время на чтение 4 минуты
Жаку Шираку противостоят 5 миллионов французских мусульман
По призыву мусульманских организаций во многих городах Франции прошли манифестации протеста против одобренного Жаком Шираком законопроекта, запрещающего школьницам-мусульманкам носить традиционные головные платки-хиджабы. Французские мусульмане не желают мириться с ожидаемым принятием документа в Национальной Ассамблее 3 февраля.

СТАЗИ СТАВИТ ТОЧКУ

Тема пресловутых платков вот уже много месяцев - а если точнее, несколько лет - не сходит со страниц французской печати. И ничто не обещает, что дискуссия пойдет на убыль. Первоначально повод для нее возник лет пятнадцать назад, когда в одной из школ учительница спровоцировала скандал, потребовав от двух девочек-подростков снять на уроке головные платки. Девочки отказались - возможно, просто из боязни "домашних санкций". Инцидент получил огласку. И с тех пор разросся до поистине общенациональной проблемы.

То, что вошло в историю под именем 11 сентября, события на Ближнем Востоке, война в Ираке, - все это, вместе взятое, обострило конфликт и вывело его на уровень серьезнейшей политической драмы. Огромная мусульманская община Франции - более 5 млн. человек (8 процентов населения страны), как уже родившихся здесь, так и прибывших с волной иммиграции (все возрастающей, кстати сказать), зачастую не имеющих не только французского гражданства, но и вида на жительство, - все громче заявляет о своих правах и интересах. Она требует безоговорочного признания и уважения мусульманских обычаев, видя в каждом запрете, чем бы и как бы он ни был обоснован, этническую и конфессиональную дискриминацию. Лейтмотив всех требований и протестов: нужны гарантии национальной и религиозной самобытности.

Накал страстей столь велик, что можно подумать, будто государство действительно покушается на эту самобытность. Между тем речь идет не о том, что кто-то мешает соблюдению религиозных традиций и правил, а о том, насколько сами "жертвы дискриминации" в повседневной жизни интегрированы во французское общество. Не раскалывают ли они его по национальному и этническому признакам? Не способствуют ли демонстративным проявлением своей самобытности политической сегрегации? Не добиваются ли каких-то особых прав и привилегий? Именно в таком ключе исследовала проблему и представила главе государства свои предложения специальная парламентская комиссия, получившая, по имени своего председателя, название "комиссия Стази".

Анализ выводов, с которыми в принципе согласился президент Ширак, подсказывает, что власти обеспокоены нарочитым и целенаправленным культивированием национально-религиозных особенностей в ущерб созданию цельного, единого светского общества, как это предусмотрено французской конституцией и законом 1905 года об отделении церквей (всех и любых) от государства. А если уж говорить о самобытности, то как раз именно Франция пытается сейчас отстоять свои национальные ценности от весьма агрессивного и все более входящего в политическую моду чуждого ей влияния. Она не хочет оказаться заложницей в раздирающем мир противоборстве демократии и экстремизма, воинственно наступающего под флагом веротерпимости.

ТАМ, ГДЕ СХОДЯТСЯ КРАЙНОСТИ

На базе возникшего, казалось бы, сугубо этнорелигиозного конфликта произошло размежевание отнюдь не различных конфессий, а различных политических движений. Тогда как французские правые в общем и целом (но только в общем и целом!) и даже большинство социалистов единодушны в поддержке президента, коммунисты и те, кто им вроде бы принципиально противостоит, - Национальный Фронт небезызвестного Жана-Мари Ле Пена, - решительно против. Крайности сходятся. Их довод (для лепеновцев - откровенно демагогический) лежит на поверхности: законы терпимости повелевают дать возможность каждому исповедовать свою религию и свои принципы так, как он считает нужным, притом не только в частной, но и в публичной жизни.

Политики разошлись во взглядах, а вот разные конфессии, напротив, объединились в своем противостоянии планам президента. Совет христианских Церквей Франции, где наряду с католиками состоят и православные, и протестанты, выступил против законопроекта о светском характере общественной жизни, который предлагает внести комиссия Стази. Клерикалы ссылаются при этом на Всеобщую декларацию прав человека и на Европейскую конвенцию прав и основных свобод человека.

Президент и парламентское большинство вынуждены действовать с величайшей осторожностью, не забывая о том, что мусульманская община представляет собой важную часть электората, а кроме того, имеет за спиной мусульманский мир, включая и его радикальное крыло. Показательно в этом смысле письмо, которое направил Шираку "духовный лидер" радикальной шиитской группировки "Хезболла", шейх Мухаммед Фаддалла. Благодаря президента за "сдержанную" (то есть проарабскую) позицию Франции в ближневосточном конфликте, он откровенно угрожает "лавиной террористических актов", если Париж узаконит запрет на ношение в школах мусульманских платков.

Ширак попробовал найти выход из положения, выведя проблему за "чисто мусульманские" рамки. По его предложению, запрет ношения религиозных символов в государственных школах должен распространиться и на еврейские кипы (иудейская община Франции превышает 650 тыс. человек), и на христианские кресты "большого размера, выставляемые, в отличие от нательных крестиков, напоказ, поверх одежды". Комиссия Стази пошла еще дальше, предложив объявить нерабочими днями (для школьников, а еще лучше и для взрослых) наряду с католическими праздниками мусульманский Ид аль-Фитр (завершающий день Рамадана) и Йом Кипур (иудейский Судный день).

НЕ ТРОГАЙТЕ ЧЕ ГЕВАРУ!

Самый влиятельный на сегодня французский политик, министр внутренних дел Николя Саркози довел главный тезис Ширака - "Франция - светское государство" - до логического конца. Если уж "школа - нейтральная территория" (выражение Ширака), свободная от какой бы то ни было публичной общественной деятельности, то наряду со знаками религиозной идентичности здесь должно быть запрещено и ношение политических символов. Эту точку зрения разделяют и многие депутаты-правоцентристы.

Посягательство на футболки с изображением Че Гевары, на атрибутику тех, кто солидарен с Арафатом или выражает сочувствие Саддаму Хусейну, напугало Ширака: он зримо представил себе, к каким последствиям может привести дальнейшая эскалация запретов. Но вопрос тем не менее остается открытым.

Ширак не может не считаться с тем, что, согласно последним опросам, более двух третей французов (притом с разными этническими корнями) поддерживают законопроект, призванный сдержать наступление исламистской символики. Только будет ли действенным этот проект, став законом? Не приведет ли к новому витку конфронтации? Сегодня этот вопрос здесь на устах у всех.

Тем временем конфликт и порожденные им проблемы уже перешагнули французские границы. Те же самые вопросы подняли в своих странах бельгийские и германские парламентарии. Поток иммигрантов из стран "третьего мира" не уменьшается. Открывая им двери, богатые страны ставят себя перед такими проблемами, которые вряд ли имеют приемлемое для всех решение.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Аркадий Ваксберг
Между крестом и свастикой
Франция взбудоражена новым фильмом Коста-Гавраса
21.03.2002
Все статьи Аркадий Ваксберг
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09