Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ответы архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на вопросы уральцев

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский  Викентий  (Морарь), Православная газета г. Екатеринбург

22.01.2004

Сегодня мы представляем ответы на вопросы уральцев, прозвучавшие в студии радиостанции Екатеринбургской епархии "Воскресенье" (выпуски телевизионной программы "Архипастырь" 16 и 23 января).


- Обухова Галина ФЈдоровна из села Измоденово Белоярского района спрашивает: "Что нужно делать и что говорить, когда подходишь к иконам? Сейчас привозят много святынь и чудотворных икон, а мы не знаем, как себя вести".
- Перед иконами мы молимся о том, чтобы Господь и святые угодники Божии помогли нам в наших нуждах и печалях. Мы молимся святым угодникам, чтобы они, как имеющие большее влияние перед Богом, могли бы умолить Его о даровании нам здравия, благополучия, исцеления наших душевных и телесных недугов, прощения наших грехов, просить дать нам силу, чтобы мы могли бороться со своими грехами, страстями, пороками. Просить, чтобы Он помог нам в помощи нашим близким, чтобы мы, как носящие имя Христово в своЈм сердце, как православные христиане, могли бы показать на деле высокое имя христианина, показать своим примером, что мы являемся истинными православными христианами не только на словах, но и на деле.

- Почему в храмах стоимость свечей разная, - от одного до десяти рублей минимальная цена? Это искушает прихожан. Не-льзя ли как-то уровнять цены?
- Я бы не сказал, что эти цены искушают прихожан. Другие говорят, что, наоборот, лучше было бы, чтобы цены были разные для того, чтобы каждый мог купить свечу по своим средствам. Кто за рубль, а кто и за десять рублей. Есть люди бедные, которые не могут взять свечу за десять рублей, поэтому берут за рубль. Притом, это ведь жертва Богу. Мы не просто покупаем свечу. Мы жертвуем средства храму. Кто сколько может, по своим возможностям.

- Владыка, в церковных киосках нередко можно увидеть иконки с изображением Бога-Отца в виде старца. Ведь это - ложь! - пишет Коксавин из Екатеринбурга.
- Да, на одном из Соборов было решено не изображать Святую Троицу в виде Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Изображать Бога-Отца в виде старца, а также изображать Бога-Сына, сидящего рядом, и над ними голубя, символизирующего Святого Духа, - такое изображение запрещено. Вы абсолютно правы. Нужно сохранять чистоту Православия. На Соборе было принято решение таких изображений больше не делать.

- Ольга из Екатеринбурга спрашивает: "Мы - муж и жена. Бывшие наркоманы. Я жду ребЈнка. Анализы - плохие. Врачи говорят, что надо делать аборт, потому что, скорее всего, ребЈнок родится слабым и больным. Что делать?"
- Да, это большая беда. То, что родители были наркоманами - их великий грех, который им нужно искупать своим трудом и подвигами. Они ответственны за свои грехи перед Богом. Конечно, у них будет ребЈнок, с которым нужно будет трудиться и искупать через это свой грех. Они должны будут помогать этому младенцу, чтобы он рос, правильно воспитывался, не был наркоманом, а был бы честным, добросовестным и порядочным человеком, полезным нашему обществу и был бы хорошим гражданином, как нашего земного Отечества, так и Небесного. Аборт - величайший грех. Человекоубийство. Его ни в коем случае нельзя допускать, потому что у нас и так немало грехов и пороков. Если к нашим грехам добавить ещЈ и грех человекоубийства, как мы будем отвечать перед Богом за всЈ это? Мы будем говорить, что спасали себя? Будем говорить, что мы спасали ребЈнка, боясь, что он родится больным? Но мы же не знаем, каким он будет! ПричЈм, какой бы он ни родился, у него есть живая душа, которая предназначена не для временной жизни, а для вечной жизни. Действительно, жалко, если этот ребЈнок родится больным. Но родители должны нести на себе его тяготы. Это будет вразумление многим. Это покажет другим людям, что к деторождению надо относиться очень серьЈзно. Это покажет, что люди должны оставить свои плотские греховные удовольствия, которые могут привести к таким последствиям. Поэтому надо думать об этом раньше. Перед тем, как вступать в брак. А брак предполагает деторождение, нужно пытаться не курить, не пить, не употреблять наркотики. ВсЈ это может повлиять на здоровье наших детей.

- "Я срывал номера сутенЈрских телефонов, а меня избили", - жалуется наш слушатель.
- Претерпевший до конца спасется. Так сказал Господь. Нужно набраться терпения и продолжать своЈ дело...
- Валентина, прихожанка храма в честь Рождества Христова, говорит: "Я не люблю ходить в храм в воскресенье, потому что в воскресенье там очень много народа. Я хожу в храм в будние дни, когда народа меньше. Грех ли это? Как мне быть?".

- Тому, что в храме есть народ, нужно радоваться. Не нужно стесняться от того, что там много людей. Мы должны помнить о том, что несколько лет назад, когда у нас в городе была всего одна церковь, весь город ходил туда. В церкви была давка. Сейчас этого нет. Это тоже как бы подвиг. Снисхождение друг к другу. В воскресные дни мы обязаны ходить в церковь. Мы имеем правила святых апостолов, которые обязывают православных христиан ходить в церковь в воскресные дни. Конечно, очень хорошо ходить и в будние дни. Если есть такая возможность, очень приятно, что люди стремятся к молитве, к общению с Богом в Его храмах. Но воскресные дни не нужно оставлять. Действительно, если очень не хочется находиться в давке, у нас в городе есть много храмов, которые в воскресные дни, более или менее, свободны. Туда можно ходить в воскресные дни. А будние дни ходить в свой храм Рождества Христова и спокойно молиться там.

- Вера, прихожанка храма Покрова, село Кресновское, спрашивает: "Мо-жно ли пользоваться церковными книгами, изданными без благословения? Например, книга Анастасии СемЈновой "Молитва за родных и близких". Вроде бы, всЈ нормально, но в конце, на корочке, написано, что молитва - самая сильная форма энергии, излучаемой человеком. Как относиться к таким книгам?"
- Конечно, отрицательно. Эти слова - ошибочны и не правильны. Они - показатель того, что в этой книге не всЈ благополучно. Поэтому лучше всего, чтобы книга имела какое-то архиерейское или, хотя бы, пастырское благословение. Тогда к этой книге можно относиться с большим доверием.

- Как Вы относитесь к деятельности Фонда "Город без наркотиков", а также к деятельности Православного братства?
- Что касается Фонда, то все люди нашей Епархии - чада Божии. О каждом мы молимся, просим Божией помощи, чтобы Господь благословлял и помогал тем, кто поступает правильно, и вразумлял бы тех, кто поступает не совсем правильно, чтобы они исправили свою жизнь. Конечно, одна из наших задач состоит в том, чтобы мы все вместе боролись с наркоманией. Люди из Фонда тоже этим занимаются. На первый взгляд, это хорошо. А если некоторые люди находят в их деятельности что-то плохое, то есть специальные службы, в которые они могут обратиться.
Теперь про братство. Да, есть у нас такая организация, которая принимает в основном студентов наших вузов. Эти люди, в меру своих сил, способностей и возможностей, стараются как-то бороться за чистоту православия в нашей Епархии. Да, они иногда допускают ошибки, которые мы стараемся исправлять. Кто не работает, тот не ошибается.

- Аполлонова Анна ФЈдоровна спрашивает: "По-сле отпевания священник сыпал в гроб какую-то землю? Что это такое? Зачем?"
- В чине погребения есть такое понятие: запечатывать гроб. Священник берЈт лопату, произносит специальные слова и крестообразно насыпает землю на гроб. Видимо, это и имеется в виду в данном случае.

- Настя из Екатеринбурга спрашивает: "Я бы хотела научиться играть в шахматы, но у меня есть сомнения. Не бесовская ли эта игра?
Как пользоваться елеем, приобретЈнным в храме, в домашних условиях?"
- Про шахматы я могу сказать, что это игра, развивающая мышление. Никакого запрета на изучение шахмат со стороны Церкви нет. Святые отцы запрещают нам играть в игры, которые возбуждают в нас страсти и азарт, а, вместе с этим, недоумение, гнев, раздражение. Шахматы - спокойная умственная игра. Она не является грехом. Что касается елея, освящЈнного масла, которое можно приобрести в храмах Божиих, то он употребляется в разных случаях. Конечно, когда человеку тяжело на душе, когда у него какая-то болезнь, те части нашего организма, которые болят, мы и помазываем освящЈнным маслом с молитвами тем угодникам Божиим, у которых мы взяли это масло. Есть масло великомученика Пантелеимона из Свято-Пантелеимоновского монастыря. Есть масла и другие. Если мы мажем этим маслом часть нашего тела, то мы просим о том, чтобы Господь, по молитвам этого святого угодника, даровал нам здравие и исцелил бы наши недуги душевные и телесные. Также мы каждое утро, после утренних молитв, берЈм крещенскую воду или антидор, или просфорочку для освящения себя на грядущий день. В это же время можно помазать лоб освящЈнным елеем, чтобы Бог просветил наш ум и мы стали бы внимательными к себе, и, по благословению Божиему, провели бы этот грядущий день благополучно.

- "Можно ли в нашей Епархии отменить ценники за требы, совершаемые в храмах? В Московской епархии, насколько я знаю, их нет. Люди сами определяют сумму для пожертвования", - спрашивает не представившийся радиослушатель.
- Этот человек говорит не совсем правильно. Нельзя сказать, что во всей Московской епархии отменены ценники на требы. Да, в некоторых храмах это есть, но это не совсем оправдано. Люди приходят в храм и начинают спрашивать о том, сколько примерно нужно будет пожертвовать на ту или иную требу. На этот вопрос, так или иначе, всЈ равно приходится отвечать. Для того, чтобы не пришлось решать эти вопросы, мы пишем ценники, которыми человек должен руководствоваться, когда хочет заказать требу. Плата за требу, на самом деле, жертва, которую человек должен давать от всей своей души, чтобы через эту милостыню, которую он даЈт, Господь бы его тоже помиловал.

- "Порнография, содом и другие грехи человеческие, о которых страшно говорить, культивируются в нашем обществе. Что нужно предпринять, чтобы хоть чуть-чуть приостановить пагубное влияние этой пропаганды?" - спрашивает раб Божий Виталий.
- Для этого нужно, чтобы все мы трудились в этом направлении. Все мы должны сеять доброту в сердца людей нашего общества. Каждый из нас должен говорить о нравственной жизни, о духовной жизни, о жизни по заповедям Христовым. Я думаю, что если бы все православные христиане проповедовали бы имя Божие, имя Христово, чтобы люди восприняли нравственность как норму, то, конечно, того безобразия, которое творится в нашем обществе, не было бы, потому что многие люди не знают, что всЈ это не полезно, а греховно и не нужно этого делать вообще. Многие люди смотрят на старших, перенимают их пример. Мы должны исправлять это. Мы должны приступить к этому с кротостью, любовью. Даже если мы получим какое-то оскорбление или насмешку, то мы должны терпеливо это переносить, потому что должны понимать, что, в данном случае, человек ослеп духовно, не видит свои грехи и считает, что эти страшные грехи вообще грехами не являются. Поэтому мы должны с духом кротости и любовью относиться к такому человеку и не только говорить ему, как надо жить, но и показывать всЈ на личном примере. Если мы будем показывать всем добродетельную жизнь - это послужит тому, что мы хоть чуть-чуть поменяем ситуацию в нашем обществе. Чтобы мы ту страну, которая называлась Святой Русью, которая всегда была православной, возвратили бы своими трудами.

- Раба Божия Валентина спрашивает: "Подскажите, как найти духовного отца тем, кому за 60? Батюшки не очень охотно берут нас в духовные подопечные, а наставления необходимы нам, как каждому православному человеку".
- Вы не должны проситься для того, чтобы стать духовным чадом того или иного священника. Каждый священник имеет обязанность выслушать каждого, дать наставление или совет. Если у вас есть желание подходить к определЈнному священнику, вы подходите. Как можно чаще исповедуйтесь и причащайтесь. Вы можете решать свои вопросы с тем священником, который вам по душе. Он будет вашим негласным духовным отцом. Священники говорят, что не хотят вас брать в духовные чада, потому что они смущаются таким званием как духовный отец или наставник, по своему смирению, по своему внутреннему состоянию. Не надо смущать священника, а надо просто подойти и, как должен делать любой православный христианин, попросить его оказать вам ту или иную духовную помощь. Православный священник обязан помочь. Вопросов никаких тогда не будет.

- Раба Божия Наталья спрашивает: "В нашем приходе очень медленно идЈт строительство нового храма. Какие молитвы надо читать прихожанам? Что нужно сделать, чтобы всЈ прошло успешно?"
- Действительно, для того, чтобы работа шла успешно, нужна молитва прихожан. Они должны молиться как дома, так и, очень желательно, приходить на место строительства вместе со священниками. Лучше делать это каждый день, а если не получается, то хотя бы в воскресные и праздничные дни. Прийти, почитать акафисты, Псалтирь, совершать молебны на этом месте. Я думаю, что по молитвам угодников Божиих, а особенно того святого, которому этот храм посвящЈн, Господь поможет в строительстве этого храма.

- Вопрос, похожий на один из предыдущих: "У нас сменился батюшка, и у меня пропало желание ходить в храм. А раньше я думала, что всЈ так хорошо. Храм рядом, ездить никуда не надо. Как побороть в себе негативное чувство? Может быть, мне пора начать ходить в другой храм?"
- Это неправильно. Христианин не должен ходить в церковь ради батюшки. Он приходит в церковь к Богу, а не к батюшке. Через священника Господь посылает нам свою благодать, свою помощь, своЈ благословение. Отождествлять церковь со священником - неправильно. Если священника решили перевести в другое место, то прихожане должны смиренно принимать это. Они должны продолжать выполнять свой христианский долг, то есть молиться, ходить в храм, просить у Бога помощи и через нового священнослужителя получать благословение на свои труды.

- Раб Божий Олег почему-то заинтересовался тем, какие наказания существуют для священнослужителей и кто их накладывает.
- На священников накладывается наказание епитимьи. Только архиереем. Только архиерей имеет право наказывать священнослужителей за какие-то нарушения канонических правил.

- Скажите, а как часто вы переводите священников из одного прихода в другой? Какие могут быть причины для перевода?
- Для перевода могут быть разные причины. Бывает, что священника, который зарекомендовал себя хорошо, могут перевести в приход, который требует большей ответственности. Бывает и наоборот. То есть, если священник не справляется с нагрузкой, его переводят туда, где нагрузка поменьше. Вы не должны опасаться того, что священника поменяют. ЕщЈ раз говорю, что вы не должны быть привязаны к священнику. Вы должны думать о своЈм спасении и идти к Богу, а не к священнику. Святейший Патриарх Алексий довольно часто, когда бывает в монастырях, а также на собраниях священнослужителей, говорит о том, что священники не должны приводить людей к себе. Они должны приводить людей к Богу. Ни в коем случае человек не должен прилепляться к батюшке. Архиерей не просто так переводит священников. Он считает, что это будет полезным для священника, а также для приходов и прихожан. А прихожане должны со смирением и послушанием воле архиерейской принимать все эти переводы как благословение Божие и продолжать посещения этого прихода. Они должны с любовью принимать нового священника и наставления, которые будет давать настоятель данного прихода. ЕщЈ раз повторяю, что нужно стремиться к Богу, который через священника даЈт свою благодать и помощь. Бог, а не священник является источником благодати. Нельзя прилепляться к священнику. Это - грех.

- Вопрос, касающийся епархиальных СМИ: "Владыка, спасибо Вам за радио, спасибо Вам за "Православную газету", с удовольствием слушаем и читаем. Предполагается ли создание телеканала?"
- Хорошее желание. Было бы хорошо, чтобы у нас был телеканал, но это не так просто. Мы будем стараться. Мы только просим вашей поддержки и ваших молитв. Надеюсь, что Господь всЈ устроит.

- Раба Божия Надежда спрашивает: "Во время молебна батюшка читает Евангелие. В некоторых храмах Евангелие прикладывают к головам прихожан. В некоторых - нет. Как должно быть? Подходить ли к батюшке вообще, когда он это делает? Как себя вести?"
- Есть такая практика в некоторых приходах. Так делают особенно тогда, когда среди прихожан много болящих. Таким действием священник хочет больше помочь человеку в его скорби или болезни и кладЈт святое Евангелие, которое является словом Божиим, источником благодати Божией, и может послужить облегчению болезней этого человека. Есть такая практика, но обычно это не делается, а если и делается, то не нужно смущаться.

- Звонок на радио: "Если у меня высокая температура, могу ли я приступить к исповеди и причастию?"
- Конечно, можете. Вы можете сами прийти в церковь, а если вам тяжело, то вы можете пригласить священника к себе домой, и он исповедает и причастит вас.

- "Народные целители посылают людей покупать свечи для лечения в храмы. Благословляет ли на это Церковь? Нет ли в этом греха?" - вопрос от рабы Божией Надежды.
- Нам, людям православным, не к лицу идти к каким-то там целителям. Для нас Церковь является клиникой для души и тела. От Церкви мы можем получить различные исцеления духовного плана. Что касается телесных недугов, то мы можем обратиться к врачам. Мы не отрицаем пользу современных врачей. Но, к сожалению, есть такие болезни, которые очень тяжелы и для души. Душа нуждается в лечении. И в Церкви есть все средства для того, чтобы получить это излечение. Может быть, человек хочет получить исцеление быстрее, потому и идЈт к целителям, надеясь получить мгновенное исцеление. В Церкви есть определЈнные правила. Мы говорим о том, что болезни, как духовные, так и телесные, бывают по попущению Божию за грехопадение. Если вы исправите свою жизнь, Господь даст вам исцеление. Священники в храмах не зря говорят, что если человек хочет получить исцеление, он должен исповедоваться, причащаться, воздерживаться от разных пороков. А человек этого не хочет. Он хочет без исправления самого себя получить исцеление. Он не хочет меняться к лучшему, а хочет продолжать жить так же, как жил. Поэтому он идЈт к целителям, а они могут послать его в храм за свечами. Видите, всЈ равно, освящЈнные в церкви свечи, имеющие на себе благодать Божию, помогают человеку. У нас есть свечи, которые привозят из Иерусалима, обожжЈнные на Гробе Господнем. Люди приносят их к себе домой, зажигают, молятся перед ними разными молитвами, которые помогают в различных болезнях, получают исцеление. Но для этого надо трудиться самому. Надо молиться, поститься, менять свою жизнь. Тогда Господь поможет. Поможет надолго. А помощь, получаемая от целителей - кратковременная, и в следующий раз эта болезнь будет вдвое или втрое сильнее, чем предыдущая. По Евангелию, когда храмина была чистой, поселился там злой дух, а потом привЈл туда ещЈ семерых, которые были злее его самого. Так же и у нас. Для того, чтобы не заблуждаться и не получить ещЈ большее наказание, и не страдать ещЈ больше болезнями душевными и телесными, то лучше исцелиться теми средствами, которые предлагает нам святая Православная Церковь.

- Раб Божий Роман спрашивает: "Если человек хочет причаститься на Богоявление, то ему говеть следует три дня или только в Крещенский сочельник?"
- Говеть перед причастием всегда нужно три дня. Это - правило.

- Раба Божия Серафима спрашивает: "В некоторых храмах на исповедь не принимают тех, кто не выслушал перед этим молитву. В других храмах - нет. Как правильно?"
- Действительно, каждый, кто хочет принять Таинство Покаяния, должен выслушать молитву перед исповедью. Там читается общая исповедь, которая напоминает о том, какие грехи человек совершает в своей жизни против заповедей Божиих. После этого человек приступает к частой исповеди, где он рассказывает о своих грехах, осуждает себя, обещает больше не совершать таких грехов. Совершает разрешительную молитву. Вот так должно быть.

- ЕщЈ один вопрос о свечах. Пенсионерка говорит о том, что у неЈ в храме свечи стоят от 4 рублей. Для неЈ это дорого, а она хочет часто ходить в храм. На еЈ взгляд, ходить в храм, покупая свечи - дорого.
- Можно ходить в храм, не покупая свечи. ЕщЈ раз говорю, что свеча - это жертва, милостыня человека Богу. Помощь храму Божиему. Я думаю, что даже если тяжело со средствами, человек может приобрести один раз в неделю свечку, и это будет принято как большая жертва, чем жертва человека, который каждый день ставит по несколько десятков свечек. ВсЈ зависит от намерения, от состояния души. Мы знаем, что если бедная вдова положила в церковную сокровищницу последнюю копейку, Господь похвалил еЈ и сказал, что она положила больше, чем все остальные. Она тоже хотела бы положить больше. Она положила всЈ, что смогла.

- Раба Божия Тамара в шестидесятые годы крестила сына, но храм был староверческий. Что ей сейчас делать? Действительно ли такое крещение? Или, может быть, его надо крестить повторно? ЕЈ сыну сорок лет.
- Я не могу так сразу ответить на этот вопрос. Тут нужно прийти в церковь, побеседовать со священником, рассказать ему, как всЈ было. Тогда священник решит, что делать с этим человеком. Крестить его заново или нет.

- Люди спрашивают, о том, планируется ли строительство храма на углу улиц Победы и Бакинских Комиссаров, а также о том, планируется ли вообще строительство храмов на Уралмаше в ближайшее время?
- Мы уже очень давно просим разрешения построить храм на том месте. К сожалению, мы его пока не получаем. Может быть, вновь избранный глава города, наконец-то, примет решение о том, чтобы построить там храм. Этот вопрос решится гораздо быстрее, если верующие поддержат нас, и будут писать властям письма с просьбой разрешить постройку храма.

- Раба Божья Лариса спрашивает: "Вы недавно говорили о целителях. У меня есть один знакомый. Добрый, отзывчивый, хороший человек. Он помогает людям. Считает себя народным целителем, лечит людей травами. Я, конечно, как человек верующий, не пользуюсь его услугами. Но как помочь ему? Он не считает, что он делает что-то греховное".
- В данном случае, как вы говорите, если он лечит только травами, то мы не против. Травы тоже даны людям Богом. Люди всегда пользовались различными травами, которые имеют целебную силу. Многие лекарства, продающиеся в аптеках, делаются из трав. Если этот человек пользуется только травами, а не читает какие-то непонятные молитвы и заклинания, тогда это не является грехом. Нужно будет поговорить со священником. Рассказать ему всЈ поподробнее. Если в его деятельности нет никаких духовных отклонений, то лечение травами не возбраняется.

- Раб Божий Роман спрашивает: "В Ветхом Завете была церковная десятина. Есть ли сейчас что-то подобное?"
- Сейчас этот вопрос стоит так: кто хотел бы пожертвовать, тот жертвует, а кто не в состоянии, того мы не заставляем. Большинство людей понимает, что часть средств надо отдавать Богу и Церкви. Смысл десятины был такой, что Господь дал нам здоровье, мудрость, чтобы заработать какие-то средства, а человек отдаЈт их часть как благодарность Богу за Его помощь. В настоящее время, к сожалению, люди воспитаны не совсем правильно, потому что в течение долгого лихолетья мы не имели возможности учить их так, как сейчас. Я надеюсь, что люди будут воспринимать это как должное, а не будут думать, что это - поборы или ухищрения священнослужителей, которые думают о собственном материальном благополучии.

- Звонок на радио: "У меня папа был коммунистом, мама ходила в церковь, но очень редко. Я жила с мамой до 17 лет. Потом я с Украины приехала сюда, на Урал, в Екатеринбург. Я с мужем венчана уже 6 лет. Мы живЈм вместе 41 год. Но я не знаю, крещЈная я, или нет! У нас с мамой никогда разговора об этом не было. Что делать? Мама и папа умерли больше 20 лет назад".
- А вы не помните, ходили ли вы в церковь в те 17 лет, когда вы жили с мамой?

- "Я ходила в церковь. Очень редко. Мой папа был ярый коммунист. В церкви я даже причащалась. Но разговора с мамой у меня не было".
- Если мама, будучи верующей, приводила вас в церковь, а вы там причащались, значит, вы - крещЈная. Она наверняка всеми средствами искала место, где можно крестить ребЈнка.

- Владыка, от души, от всего коллектива православного радиоканала "Воскресение", мы благодарим Вас за то, что Вы пришли к нам сегодня и так много времени посвятили нам и нашим радиослушателям, которых мы все очень любим и для которых стараемся! Спаси Господи!
- Спаси Господи и вас! Бог в помощь вам в дальнейших ваших трудах!

Беседовала Валентина Ефремова.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме